Эльвира Набиуллина видит необходимость сохранения жесткой денежно-кредитной политики. Фото РИА Новости
В ближайшую пятницу ЦБ снова поднимет ключевую ставку, ожидает большинство экономистов. Но главными драйверами роста цен в РФ сегодня являются товары, спрос на которые не зависит от ключевой ставки, – это мясо птицы, огурцы, капуста, помидоры или бензин. Более сильным инструментом влияния на цены оказались меры прямого регулирования рынков через разрешение импорта кур или яиц, через ограничения экспорта зерна или через запреты на вывоз дизтоплива или удобрений. Но если правительство более эффективно сдерживает цены, то регулярное повышение ставки ЦБ вызывает все больше вопросов. Эксперты считают, что в Центробанке на самом деле уже и не пытаются бороться с инфляцией. Чиновники ЦБ сегодня добиваются сокращения кредитования или общего снижения потребительского спроса, предполагают наблюдатели.
Большинство экономистов прогнозирует, что на ближайшем заседании в пятницу ЦБ примет решение о новом повышении ключевой ставки. Многие при этом сходятся во мнении, что ставка будет повышена сразу на 100 базисных пунктов, до 16% годовых. Если это произойдет, то ставка будет повышена уже пятый раз подряд. За последние месяцы ставка выросла вдвое. С сентября 2022 года по июль 2023-го она находилась на уровне 7,5%.
Центробанк продолжает заявлять о необходимости проведения жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) и настаивает на сохранении существенных проинфляционных рисков. Комментируя повышение ставки в конце октября, в ЦБ обращали внимание на устойчивое увеличение внутреннего спроса в РФ, все больше превышающего возможности расширения производства товаров и услуг.
В регуляторе подчеркивают: главная задача ЦБ – это поддержание ценовой стабильности. Тогда как вопросы экономического развития, роста реальных доходов населения не являются сферой компетенции регулятора, обращал внимание зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Правда, многие экономисты видят, что в нынешних условиях борьба Центробанка с инфляцией путем повышения ключевой ставки фактически потеряла смысл. Политика повышения ставок и «таргетирование инфляции» может быть разумной для развитых, сбалансированных экономик с умеренным потенциальным ростом. Для экономик мобилизационного типа, к каким относится российская, нужны более амбициозные цели. ЦБ РФ может стать мегарегулятором и таргетировать не только инфляцию, а скорее оптимальное соотношение – низкая инфляция / рост ВВП / инвестиции, рассуждали эксперты.
Убедиться в бесполезности повышения ставки ради сдерживания цен может любой желающий: несмотря на удвоение ставки ЦБ, инфляция в РФ остается относительно стабильной, с некоторыми признаками ускорения. В ноябре потребительская инфляция ускорилась до 1,11% месяц к месяцу (м/м) и до 7,48% год к году (г/г). В секторе продовольственных товаров темпы роста цен составили 1,55% м/м. При этом плодоовощная продукция подорожала на 5,51% м/м. Цены на куриные яйца ускорились до 15% м/м и до 40% г/г. В свою очередь, цены на огурцы подскочили в месячном выражении аж на 35%, на томаты – на 19%.
По мнению некоторых экспертов, повышение ставки сегодня – не лучший инструмент для сдерживания инфляции. К примеру, экономист Евгений Надоршин считает, что в текущей ситуации регулятор в большей степени занимается уже не сдержанием инфляции, а обеспечением «финансовой стабильности» (как ее понимает для себя нынешнее руководство ЦБ). По мнению Надоршина, решение ЦБ повышать ставку скорее объясняется борьбой с кредитованием, а не с ростом цен. Экономист считает, что ЦБ пытается сдувать формирующийся кредитный пузырь. Надоршин уверен, что борьба ЦБ с кредитованием будет иметь негативные последствия в виде рецессии уже в следующем году.
Кредитование, впрочем, пока также не слишком замедляется, признают в ЦБ. В ведомстве, в частности, констатировали ускорение кредитования в третьем квартале во всех сегментах. «Розничное кредитование продолжало ускоряться: портфель ипотеки увеличился на рекордные 10,8% после 7% кварталом ранее, а потребительское кредитование – на 5,9% после 4,5%», – сообщали на прошлой неделе в ведомстве Эльвиры Набиуллиной.
Правда, двукратный рост ключевой ставки привел к некоторому замедлению потребкредитования: до 1,5% в сентябре с 2,4% в августе. В ЦБ тем не менее надеются, что в четвертом квартале прирост потребительских кредитов существенно замедлится и будет на самом низком уровне за текущий год. «Мы ожидаем, что с учетом удорожания кредитов и ужесточения макропруденциальной политики рост потребительского кредитования составит 15–18% по итогам года», – замечают в ЦБ.
В некоторых регионах РФ из-за рекордного роста цен яйца начали продавать поштучно. Фото со страницы «Торжок Любимый Город» в «ВКонтакте» |
Биржевые цены на топливо в России начали расти весной и несколько месяцев держались на рекордных уровнях. Значительно ускорили темпы роста и розничные цены. В ответ на это в конце сентября правительство РФ ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка.
В середине ноября решение о временном запрете на экспорт из РФ автомобильного бензина было отменено. «В течение прошедших двух месяцев при сохранении высоких объемов переработки нефти на НПЗ обеспечено насыщение внутреннего рынка и создан профицит предложения автомобильного бензина, в том числе в биржевом канале реализации. В результате с начала запрета экспорта биржевые оптовые цены на автомобильный бензин существенно снизились. Запасы автомобильного бензина составляют около 2 млн т», – говорили в Минэнерго.
У российских властей довольно обширный опыт по сдерживанию внутренних цен. К примеру, прецеденты подорожания сахара, масла, макарон или хлеба, как правило, оканчивались введением предельных отпускных и розничных цен или ограничением экспорта продовольствия. Именно тогда появились квоты на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы, а на поставки зерновых вне квоты были введены пошлины. Эти механизмы с незначительными корректировками продолжают действовать и сегодня. Сохраняются также ограничения на экспорт удобрений, лома черных металлов. Дополнительно был введен временный запрет на вывоз твердой пшеницы из РФ сроком на 6 месяцев - с 1 декабря 2023 года по 31 мая 2024 года, а также одобрено введение квоты на беспошлинный ввоз в 2024 году мяса кур в объеме 160 тыс. тонн.
В конце октября этого года Минсельхоз анонсировал возможность частичного ограничения экспорта мяса птицы и яиц с 1 декабря по 31 мая 2024 года и беспошлинный ввоз в страну в 2024 году до 160 тыс. т курятины. «В настоящий момент в РФ отмечается существенный рост внутренних цен на яйца птицы. По данным ведомственного мониторинга Минсельхоза России, рост к соответствующему периоду прошлого года составил 24%. Эта ситуация связана прежде всего с ростом себестоимости производства данной продукции на фоне высокого курса доллара. Кроме того, текущая ситуация способствует чрезмерной привлекательности вывоза данной продукции по сравнению с поставками на внутренний рынок, что создает угрозу продовольственной безопасности РФ», – объяснили в правительстве. При этом даже слухи о будущих запретах уже привели к торможению цен. Так, если в октябре цены на курятину росли на 3,7%, то в ноябре затормозились до 0,89%.
Повышение ключевой ставки сейчас – мера для борьбы с инфляцией абсолютно неэффективная, согласен доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. «Высокая ставка ограничивает спрос, охлаждает деловую активность. Эта мера на краткосрочном этапе хороша только для борьбы с инфляцией спроса. Но в России вряд ли она сейчас вообще есть. Рост цен в нашей стране – скорее в плоскости инфляции предложения, или, как называют ее экономисты, инфляции издержек. Поэтому ее основными драйверами стали бензин, дизтопливо, удобрения, продовольственные полуфабрикаты. Причем растут цены на них и для конечных потребителей, и для бизнеса, что приводит к увеличению доли издержек. Какой спрос мы собираемся повышением кредитных ставок охлаждать? На бензин, удобрения? Вряд ли кто из конечных потребителей берет их в кредит. А у бизнеса средства на них предусмотрены в оборотном капитале. Кредиты же более актуальны для пополнения основного капитала», – рассуждает экономист.
По его мнению, на краткосрочном этапе ограничения на вывоз товаров могут создать иллюзию победы над инфляцией. «Совокупный объем внутреннего предложения действительно вырастет. Однако в долгосрочном периоде это все равно неэффективно, поскольку часть производителей товаров, ограниченных к вывозу, попросту уйдут с рынка или уменьшат производство», – говорит эксперт.
«Повышение ключевой ставки имеет большее значение при ажиотажном спросе на иностранную валюту, как было в марте 2022 года. Но сейчас ситуация другая: население не бежит в банкоматы менять рубли на доллары и евро, поэтому результативность данной меры несколько ниже. Размер ключевой ставки не сдерживает спрос, поскольку банки и компании предлагают потребителям особые условия (беспроцентные периоды по кредитным картам, беспроцентную рассрочку). Это поддерживает спрос, не обременяя население напрямую, но влияя на него косвенно. Ведь все эти «беспроцентные» предложения закладываются в цену, что и способствует инфляции», – добавляет доцент РЭУ им. Плеханова Анастасия Прикладова.Действительно, несмотря на реализованное в последние месяцы повышение ставки, потребительский спрос остается сильным, отмечает аналитик «БКС Форекс» Анатолий Трифонов. «Изменение ключевой ставки влияет на инфляцию с определенным лагом, поэтому мгновенной реакции цен на повышение ставки ждать бессмысленно. Однако без ужесточения ДКП инфляция сейчас формировалась бы на более высоком уровне», – полагает он. Эксперт считает, что инфляция начнет снижаться в первом полугодии 2024 года. «Повышение ключевой ставки, как пра-вило, направлено на снижение общего спроса в экономике и замедление инфляции за счет удорожания кредитования. Это может быть более эффективно в долгосрочной перспективе. Если ЦБ повышает ставку, это увеличивает стоимость кредитов для конечных потребителей, что потенциально может снизить их покупательную способность и спрос на товары, включая долго-срочные потребительские товары, купленные в кредит. Продовольствие и бензин имеют низ-кую эластичность по цене, и население не будет отказываться от покупки данных товаров при росте ставок, но и в кредит данные товары активно покупать не будет», – рассуждает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.