0
3797
Газета Экономика Печатная версия

11.12.2023 20:08:00

Для онлайн-шопинга россиян требуется все больше складов

Электронная торговля становится и экономическим драйвером, и психологическим риском

Тэги: вреднеы привычки, онлайн шопинг, исследование, китай

On-Line версия

вреднеы привычки, онлайн шопинг, исследование, китай Быстрая доставка до дома – один из поводов чаще заказывать в онлайн-магазинах. Фото агентства «Москва»

Онлайн-шопинг рискует стать новой вредной привычкой XXI века, следует из исследования, проведенного в Китае. Большинство опрошенных молодых китайцев признались в зависимости от онлайн-покупок. Хотя нерациональное потребительское поведение вовсе не порождение цифровой эпохи. Говоря же о российской специфике, эксперты указали не на риски, а на преимущества онлайн-торговли для развития экономики.

Молодые китайские потребители рассказали о негативных последствиях такого своего пристрастия, как онлайн-шопинг. Центр социальных исследований издания China Youth Daily совместно с сайтом wenjuan.com опросили около 1 тыс. жителей КНР, более 60% опрошенных – респонденты в возрасте от 20 до 35 лет.

Результаты опроса приводятся на русскоязычном портале китайского издания «Жэньминь жибао». Почти 80% респондентов чувствуют, что они уже стали зависимы от онлайн-покупок, при этом 87% признают, что стоило бы остерегаться импульсивных трат и потреблять более осознанно. Примерно 60% респондентов заявили, что спонтанные покупки приводят к чрезмерному расточительству, проблема усугубляется, если покупки совершаются в рассрочку.

Примечательно, что 55% респондентов, по их словам, обязательно совершают онлайн-покупки, если видят выгодные предложения (то есть срабатывают скорее финансовые стимулы), при этом 45% респондентов используют онлайн-шопинг прежде всего как способ борьбы со стрессом и тревогой, то есть выходят на первый план скорее психологические факторы.

В России тоже обсуждается проблема нерационального потребительского поведения. Летом этого года исследователи из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) провели опрос среди примерно 6 тыс. совершеннолетних россиян. И выяснилось, что в РФ больше всего распространено компульсивное потребление: ему подвержен каждый четвертый опрошенный (около 25%). Импульсивные покупки совершает почти каждый пятый – 20,5% респондентов. А в паническом потреблении признались около 9% респондентов.

Авторы исследования пояснили, что под паническим потреблением понимаются спонтанные покупки как реакция, допустим, на новости о дефиците того или иного товара. Под импульсивным потреблением понимается незапланированное приобретение товаров и услуг по мгновенному порыву, ради хорошего настроения. А компульсивное потребление отличается от импульсивного так же, как хроническое заболевание от острого, то есть в этом случае мы имеем дело с длительным, вновь и вновь повторяющимся поведением – шопоголизмом.

Популярность среди россиян именно компульсивного поведения удивила авторов исследования. Как правило, в разных странах на долю потребителей, страдающих шопоголизмом, приходится лишь около 10% от всех опрошенных.

Резюмируя, эксперты ВШЭ отмечали, что «больше всего эмоциональному потреблению подвержены молодые жители крупных городов, при этом самым значимым фактором оказались онлайн-покупки». «В целом все виды эмоционально нагруженного потребления ведут к увеличению задолженностей и просрочек, увеличивая их вероятность в 2–2,5 раза», – предупреждал первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Онлайн-покупки стали для российского потребительского рынка «новой нормой». Хотя до показателей Китая россиянам еще далеко. Так, по данным, которые ранее привели на бизнес-завтраке «Онлайн-ретейл и логистика маркетплейсов» эксперты компании IBC Real Estate, в Китае на долю интернет-торговли в 2022 году приходилось около 12% ВВП страны, а в России – 4%. При этом в КНР объем онлайн-продаж на 1 тыс. жителей достигал 1,5 млн долл., а в России – 600 тыс. долл.

Но говорить о том, что онлайн-шопинг превращается в пагубную привычку, не совсем корректно, считает при этом руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. «Многие покупатели отмечают только позитивные последствия от перехода офлайн-шопинга в онлайн. Например, это экономит время и дает больше возможностей выбора, особенно в небольших населенных пунктах. Более того, в некоторых категориях товаров конкуренция между продавцами настолько высока, что разница в цене за идентичные позиции может сильно варьироваться», – пояснила она.

«Самое важное, что все процессы, которые происходят в электронной торговле, затрагивают не только столицы и крупные города, но и регионы и небольшие населенные пункты, – соглашается исполнительный директор «Ромира» Инна Караева. – Онлайн-торговля в коммерческом блоке становится драйвером логистики на территории всей нашей необъятной страны. А развитие логистических процессов может упростить жизнь граждан не только в закупках, но и в быту, например в отправке посылок».

Ускоренное развитие в РФ сектора онлайн-торговли приводит к трансформации многих смежных отраслей. Один из примеров. По данным IBC Real Estate, в России средний чек онлайн-заказов сокращается, однако одновременно с этим существенно увеличивается количество онлайн-заказов. Это «способствует повышенному спросу на складские помещения».

Как сообщили «НГ» в исследовательском холдинге «Ромир», сейчас растет не только аудитория маркетплейсов, но и частота покупок, «что говорит о формировании определенного лояльного ядра». При этом в холдинге подтвердили, что совершение небольших покупок действительно приводит к уменьшению среднего чека, и указали среди прочего на рост на маркетплейсах рынка продовольственных товаров.

«Онлайн-ретейлеры формируют сейчас значительную часть спроса на складские помещения, особенно в регионах. Увеличение скорости доставки и уменьшение среднего чека одновременно с ростом количества заказов через онлайн-площадки увеличивают нагрузку на логистику, – пояснила «НГ» Ногай. – Отдельной проблемой становится работа с возвратами товаров, что также увеличивает потребности ретейлеров в складских площадях».

В итоге меняется смысловое наполнение в целом всей коммерческой недвижимости. Например, по словам Ногай, торговые центры все больше становятся не просто местом для шопинга, а центральной точкой притяжения граждан для развлечений и проведения досуга по интересам. «Они стремятся предложить посетителям не только товары, но и впечатления и эксклюзивные услуги, которые невозможно реализовать онлайн», – уточнила Ногай. А онлайн-площадки все чаще предлагают покупателям одновременно в одном месте все возможные позиции товаров, как правило, с быстрой и бесплатной доставкой.

«Растущий спрос на услуги маркетплейса стимулирует развитие смежных областей экономики и отдельных индустрий», – подтвердили «НГ» в пресс-службе Ozon. Увеличивается количество логистических центров, многие из которых строятся с нуля; растет спрос на магистральные перевозки; все больше предпринимателей – продавцов товаров получают доступ к аудитории.

«Очень важно отметить, что электронная торговля способствует росту сектора малых и средних предпринимателей, у которых появляется возможность создавать новые продукты и распространять их на территории всей России», – говорит Караева. Особенно актуально, что получают доступ к потребителям отечественные производители.

Добавим к этому обеспеченных работой владельцев пунктов выдачи, частных водителей и курьеров на «последней миле» доставки – до дома. «Большинство из них – малый и средний бизнес, который с развитием на маркетплейсе также создает рабочие места внутри своих организаций и стимулирует обслуживающие индустрии», – пояснили в пресс-службе Ozon. Также появляются новые профессии в областях консалтинга, маркетинга или создания контента для продаж на маркетплейсе.

В пресс-службе Wildberries рассказали, что строительство даже одного логистического центра в регионе приводит к улучшению его макроэкономических показателей: это вклад в рост региональной экономики, в увеличение численности экономически активного населения за счет развития и появления нового малого и среднего бизнеса, подрядчиков, привлечения покупателей.

Конечно, есть категория потребителей, склонных к импульсивным покупкам. Но это не порождение исключительно цифровой эпохи. И это не повод не учитывать все те преимущества, которые обеспечивает электронная коммерция.

В условиях растущего сектора онлайн-торговли россияне сталкиваются с теми же психологическими издержкам интернет-шопинга, что и, к примеру, потребители в Китае, комментирует эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди. «Конечно, когда потребителя отделяет от покупки товара буквально один клик, сдержаться трудно. Вероятно, в будущем и, может быть, даже при поддержке государства появятся специальные курсы шопинг-гигиены в интернете», – полагает эксперт.

Как сообщили в Ozon, чаще всего в текущем году покупатели этого маркетплейса делали заказы в категориях «Товары для дома», «Красота и здоровье», «Строительство и ремонт», а также «Продукты питания». На Wildberries в текущем году в топе оказались такие категории товаров, как «Одежда», «Красота», «Белье», «Обувь», «Дом», «Продукты», «Хозяйственные товары», «Аксессуары», «Посуда и инвентарь», «Смартфоны и аксессуары». 

«В 2023 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, чаще всего россияне покупали в онлайн-магазинах цифровую и бытовую технику, товары для дома, включая мебель, а также одежду и обувь, продукты питания и косметические средства. Примерно такая же группа лидеров продаж в онлайн-торговле была и год назад», – пояснила ведущий аналитик компании Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Эксперт не ожидает по итогам года принципиальных изменений и снижения продаж ни в одной из перечисленных категорий. В частности, как отметила Мильчакова, ответственные ретейлеры предлагали достаточно большие скидки в «черную пятницу», в том числе на самые востребованные товары вопреки распространенному мнению, что розничная торговля объявляет акции только на то, что не пользуется спросом. Так что онлайн-ретейлеры о стимулах для покупок как раз позаботились.



Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1490
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
240
Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Триумф Трампа сулит Китаю неприятности

Владимир Скосырев

КНР опасается вмешательства Соединенных Штатов в ее внутренние дела

0
2419
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
2750

Другие новости