Быстрая доставка до дома – один из поводов чаще заказывать в онлайн-магазинах. Фото агентства «Москва»
Онлайн-шопинг рискует стать новой вредной привычкой XXI века, следует из исследования, проведенного в Китае. Большинство опрошенных молодых китайцев признались в зависимости от онлайн-покупок. Хотя нерациональное потребительское поведение вовсе не порождение цифровой эпохи. Говоря же о российской специфике, эксперты указали не на риски, а на преимущества онлайн-торговли для развития экономики.
Молодые китайские потребители рассказали о негативных последствиях такого своего пристрастия, как онлайн-шопинг. Центр социальных исследований издания China Youth Daily совместно с сайтом wenjuan.com опросили около 1 тыс. жителей КНР, более 60% опрошенных – респонденты в возрасте от 20 до 35 лет.
Результаты опроса приводятся на русскоязычном портале китайского издания «Жэньминь жибао». Почти 80% респондентов чувствуют, что они уже стали зависимы от онлайн-покупок, при этом 87% признают, что стоило бы остерегаться импульсивных трат и потреблять более осознанно. Примерно 60% респондентов заявили, что спонтанные покупки приводят к чрезмерному расточительству, проблема усугубляется, если покупки совершаются в рассрочку.
Примечательно, что 55% респондентов, по их словам, обязательно совершают онлайн-покупки, если видят выгодные предложения (то есть срабатывают скорее финансовые стимулы), при этом 45% респондентов используют онлайн-шопинг прежде всего как способ борьбы со стрессом и тревогой, то есть выходят на первый план скорее психологические факторы.
В России тоже обсуждается проблема нерационального потребительского поведения. Летом этого года исследователи из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) провели опрос среди примерно 6 тыс. совершеннолетних россиян. И выяснилось, что в РФ больше всего распространено компульсивное потребление: ему подвержен каждый четвертый опрошенный (около 25%). Импульсивные покупки совершает почти каждый пятый – 20,5% респондентов. А в паническом потреблении признались около 9% респондентов.
Авторы исследования пояснили, что под паническим потреблением понимаются спонтанные покупки как реакция, допустим, на новости о дефиците того или иного товара. Под импульсивным потреблением понимается незапланированное приобретение товаров и услуг по мгновенному порыву, ради хорошего настроения. А компульсивное потребление отличается от импульсивного так же, как хроническое заболевание от острого, то есть в этом случае мы имеем дело с длительным, вновь и вновь повторяющимся поведением – шопоголизмом.
Популярность среди россиян именно компульсивного поведения удивила авторов исследования. Как правило, в разных странах на долю потребителей, страдающих шопоголизмом, приходится лишь около 10% от всех опрошенных.
Резюмируя, эксперты ВШЭ отмечали, что «больше всего эмоциональному потреблению подвержены молодые жители крупных городов, при этом самым значимым фактором оказались онлайн-покупки». «В целом все виды эмоционально нагруженного потребления ведут к увеличению задолженностей и просрочек, увеличивая их вероятность в 2–2,5 раза», – предупреждал первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.
Онлайн-покупки стали для российского потребительского рынка «новой нормой». Хотя до показателей Китая россиянам еще далеко. Так, по данным, которые ранее привели на бизнес-завтраке «Онлайн-ретейл и логистика маркетплейсов» эксперты компании IBC Real Estate, в Китае на долю интернет-торговли в 2022 году приходилось около 12% ВВП страны, а в России – 4%. При этом в КНР объем онлайн-продаж на 1 тыс. жителей достигал 1,5 млн долл., а в России – 600 тыс. долл.
Но говорить о том, что онлайн-шопинг превращается в пагубную привычку, не совсем корректно, считает при этом руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. «Многие покупатели отмечают только позитивные последствия от перехода офлайн-шопинга в онлайн. Например, это экономит время и дает больше возможностей выбора, особенно в небольших населенных пунктах. Более того, в некоторых категориях товаров конкуренция между продавцами настолько высока, что разница в цене за идентичные позиции может сильно варьироваться», – пояснила она.
«Самое важное, что все процессы, которые происходят в электронной торговле, затрагивают не только столицы и крупные города, но и регионы и небольшие населенные пункты, – соглашается исполнительный директор «Ромира» Инна Караева. – Онлайн-торговля в коммерческом блоке становится драйвером логистики на территории всей нашей необъятной страны. А развитие логистических процессов может упростить жизнь граждан не только в закупках, но и в быту, например в отправке посылок».
Ускоренное развитие в РФ сектора онлайн-торговли приводит к трансформации многих смежных отраслей. Один из примеров. По данным IBC Real Estate, в России средний чек онлайн-заказов сокращается, однако одновременно с этим существенно увеличивается количество онлайн-заказов. Это «способствует повышенному спросу на складские помещения».
Как сообщили «НГ» в исследовательском холдинге «Ромир», сейчас растет не только аудитория маркетплейсов, но и частота покупок, «что говорит о формировании определенного лояльного ядра». При этом в холдинге подтвердили, что совершение небольших покупок действительно приводит к уменьшению среднего чека, и указали среди прочего на рост на маркетплейсах рынка продовольственных товаров.
«Онлайн-ретейлеры формируют сейчас значительную часть спроса на складские помещения, особенно в регионах. Увеличение скорости доставки и уменьшение среднего чека одновременно с ростом количества заказов через онлайн-площадки увеличивают нагрузку на логистику, – пояснила «НГ» Ногай. – Отдельной проблемой становится работа с возвратами товаров, что также увеличивает потребности ретейлеров в складских площадях».
В итоге меняется смысловое наполнение в целом всей коммерческой недвижимости. Например, по словам Ногай, торговые центры все больше становятся не просто местом для шопинга, а центральной точкой притяжения граждан для развлечений и проведения досуга по интересам. «Они стремятся предложить посетителям не только товары, но и впечатления и эксклюзивные услуги, которые невозможно реализовать онлайн», – уточнила Ногай. А онлайн-площадки все чаще предлагают покупателям одновременно в одном месте все возможные позиции товаров, как правило, с быстрой и бесплатной доставкой.
«Растущий спрос на услуги маркетплейса стимулирует развитие смежных областей экономики и отдельных индустрий», – подтвердили «НГ» в пресс-службе Ozon. Увеличивается количество логистических центров, многие из которых строятся с нуля; растет спрос на магистральные перевозки; все больше предпринимателей – продавцов товаров получают доступ к аудитории.
«Очень важно отметить, что электронная торговля способствует росту сектора малых и средних предпринимателей, у которых появляется возможность создавать новые продукты и распространять их на территории всей России», – говорит Караева. Особенно актуально, что получают доступ к потребителям отечественные производители.
Добавим к этому обеспеченных работой владельцев пунктов выдачи, частных водителей и курьеров на «последней миле» доставки – до дома. «Большинство из них – малый и средний бизнес, который с развитием на маркетплейсе также создает рабочие места внутри своих организаций и стимулирует обслуживающие индустрии», – пояснили в пресс-службе Ozon. Также появляются новые профессии в областях консалтинга, маркетинга или создания контента для продаж на маркетплейсе.
В пресс-службе Wildberries рассказали, что строительство даже одного логистического центра в регионе приводит к улучшению его макроэкономических показателей: это вклад в рост региональной экономики, в увеличение численности экономически активного населения за счет развития и появления нового малого и среднего бизнеса, подрядчиков, привлечения покупателей.
Конечно, есть категория потребителей, склонных к импульсивным покупкам. Но это не порождение исключительно цифровой эпохи. И это не повод не учитывать все те преимущества, которые обеспечивает электронная коммерция.
В условиях растущего сектора онлайн-торговли россияне сталкиваются с теми же психологическими издержкам интернет-шопинга, что и, к примеру, потребители в Китае, комментирует эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди. «Конечно, когда потребителя отделяет от покупки товара буквально один клик, сдержаться трудно. Вероятно, в будущем и, может быть, даже при поддержке государства появятся специальные курсы шопинг-гигиены в интернете», – полагает эксперт.
Как сообщили в Ozon, чаще всего в текущем году покупатели этого маркетплейса делали заказы в категориях «Товары для дома», «Красота и здоровье», «Строительство и ремонт», а также «Продукты питания». На Wildberries в текущем году в топе оказались такие категории товаров, как «Одежда», «Красота», «Белье», «Обувь», «Дом», «Продукты», «Хозяйственные товары», «Аксессуары», «Посуда и инвентарь», «Смартфоны и аксессуары».
«В 2023 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, чаще всего россияне покупали в онлайн-магазинах цифровую и бытовую технику, товары для дома, включая мебель, а также одежду и обувь, продукты питания и косметические средства. Примерно такая же группа лидеров продаж в онлайн-торговле была и год назад», – пояснила ведущий аналитик компании Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Эксперт не ожидает по итогам года принципиальных изменений и снижения продаж ни в одной из перечисленных категорий. В частности, как отметила Мильчакова, ответственные ретейлеры предлагали достаточно большие скидки в «черную пятницу», в том числе на самые востребованные товары вопреки распространенному мнению, что розничная торговля объявляет акции только на то, что не пользуется спросом. Так что онлайн-ретейлеры о стимулах для покупок как раз позаботились.