Отгрузка российского угля на экспорт может в ближайшие годы существенно сократиться. Фото Reuters
Западное лобби «низкоуглеродной трансформации» впервые встретило мощный отпор развивающихся стран на климатическом саммите ООН (СОР28) в Дубае. Президент СОР28 Cултан бен Ахмед аль-Джабер сформулировал то, что считается недопустимым в Европе, России или в США: ускоренный отказ от ископаемого топлива вернет часть населения Земли в пещеры. Именно так отвечают развивающиеся страны на западные требования форсированного зеленого перехода. Диктат зеленого лобби прямо угрожает и интересам России: мировая антиугольная коалиция сократит возможности экспорта сырья, за счет которого существует многие регионы РФ.
«НГ» уже писала о том, что провал Парижского климатического соглашения и невозможность достижения его целевых показателей вызовет масштабный скандал (см. «НГ» от 13.11.23).
Именно это и происходит сегодня в Дубае на климатическом саммите ООН. Лидеры развивающихся стран спрашивают: зачем нужны избыточные инвестиции для достижения иллюзорных целей, если эмиссия парниковых газов в мире увеличивается, точно так же, как и растет глобальный спрос на ископаемое топливо.
Развивающиеся страны не против естественного процесса сокращения сжигания ископаемого топлива, но не видят причин для составления новых нереалистичных климатических графиков и назначения новых сроков. Поэтапный отказ от ископаемого топлива не гарантирует удержания глобального потепления в пределах 1,5 градуса (главная цель Парижского соглашения. – «НГ»), заявил министр промышленности Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и председатель климатического саммита султан бен Ахмед аль-Джабер. «Нет каких-либо научных данных или сценариев, которые говорили бы о том, что поэтапный отказ от ископаемого топлива поможет достичь цели в 1,5 градуса», – приводит его слова британская газета The Guardian. «Покажите мне план поэтапного отказа от ископаемого топлива, который позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, если только вы не хотите вернуть мир обратно в пещеры», – заявил министр, общаясь с представителями экологических движений. В то же время он назвал неизбежным сокращение использования ископаемого топлива. «Но нам нужно серьезно и прагматично относиться к этому», – добавил аль-Джабер.
Однако многие западные лидеры делают вид, что провала Парижского соглашения как бы и не было: они не анализируют причины произошедшего и продолжают выдвигать все новые зеленые инициативы. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил на саммите в Дубае о создании антиугольной коалиции. Французский президент призвал страны G7 «обязаться отказаться от угля» до 2030 года для того, чтобы «подать пример». По словам Макрона, развивающиеся страны должны отказаться от угля, и эту битву должны возглавить богатые страны. Макрон подтвердил, что Франция собирается закрыть свою последнюю угольную электростанцию к 2027 году.
Однако у развивающихся стран немного другие планы. Индия в обозримом будущем не намерена отказываться от использования угля в энергетике и из-за этого не присоединилась к подписанному 118 странами, которые участвуют в COP28, документу. Об этом сообщает издание India Today. Подписавшие документ страны взяли на себя обязательство утроить мировые установленные мощности по производству возобновляемой энергии как минимум до 11 тыс. ГВт и удвоить глобальные среднегодовые темпы повышения энергоэффективности до более чем 4% к 2030 году. В документе также содержится призыв к «поэтапному сокращению использования угольной энергетики», что неприемлемо для Индии. Ранее первый замглавы индийского МИД Винай Мохан Кватра заявил, что Индия не распрощается с углем в обозримом будущем, хотя она наращивает поставки возобновляемой энергии, чтобы обеспечить быстрый переход к зеленой энергетике. «Уголь есть и останется важной частью энергетического баланса Индии. Так было всегда, поскольку мы продвигаемся вперед к достижению наших целей развития», – сказал он.
При этом ранее индийские власти сообщили, что импорт энергетического угля Индией будет прекращен и страна станет экспортером этого ископаемого топлива. На сегодня Индия закупает около 90 млн т угля в год. При этом к 2030 году внутренние потребности страны достигнут 1,5 млрд т в год. Заметим, что Индия пока не отказывается от закупок коксующегося угля, который необходим для работы металлургии. Правда, рассчитываться за этот уголь индийцы собираются не в твердой валюте, а своими рупиями.
Индия увеличит импорт коксующегося угля из России из-за сокращения поставок из Австралии и высоких цен, сообщило агентство Reuters. «Скидки и выплаты в рупиях помогли индийским компаниям взглянуть на Россию как на альтернативный источник», – сказал один из правительственных источников. Ожидаются четыре поставки российского коксующегося угля, по 75 тыс. т каждая.
«России нет смысла присоединяться к антиугольным инициативам и лучше сохранять политику технологической нейтральности, которая допускает использование всех видов топлива в зависимости от конкретных потребностей», – считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Тем не менее он признает, что угледобывающим регионам России потребуется экономическая перестройка в связи с вероятным сокращением экспортных поставок угля. Эксперт предполагает, что в угольных регионах РФ могут возникнуть и «социальные моменты», которые придется решать властям.
«Правительство Японии не будет участвовать в коалиции по запрету угольной генерации, которую в скором времени возглавят Франция и США. Ожидается, что коалиция установит временные рамки для вывода из эксплуатации существующих угольных электростанций. Япония, которая полагается на угольную генерацию для определенного объема внутренней выработки электроэнергии, не в состоянии сказать, когда ее можно постепенно свернуть», – сообщает японское Nikkei (цитата по агентству Eurasia Daily).
В российском Минэнерго сообщили, что для пересмотра программ развития угольной промышленности предпосылок нет, как нет и подобных планов.
"Экспорт российской угольной продукции находится на уровне прошлого года, а по некоторым направлениям наблюдается рост. Поставки переориентированы на новые рынки. Партнеры по-прежнему готовы потреблять российский уголь в больших количествах”, - сообщили НГ в Минэнерго.