Российские нефтяники пытаются работать в условиях налоговой неопределенности. Фото Reuters
Условия антироссийской санкционной войны, казалось бы, исключают стабильность налогового режима в нашей стране. Но на самом деле ключевые санкции против доходов российского бюджета были объявлены более года назад, и с тех пор они не менялись. Поэтому российский «бюджетообразующий» бизнес и возражает против постоянных фискальных изменений, для которых уже нет внешних предпосылок. Российским чиновникам очень удобна свобода рук для внезапного введения новых налогов или пересмотра старых. Но для бизнеса такая налоговая непредсказуемость исключает инвестиционное планирование, что создает большие проблемы для всей экономики страны. Наша газета начала писать о негативных последствиях «налоговых костылей Минфина» еще несколько месяцев назад (см. «НГ» от 18.06.23).
«Предложенный Минфином «костыль» в виде назначаемого дисконта цен на российскую нефть по отношению к мировым ценам не решает проблему стабилизации бюджетных доходов», – утверждает Алексей Громов, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина. По его словам, для повышения устойчивости нефтегазовых доходов правительству нужно переходить к российским ценовым индексам. В настоящее время принципиально важно построить российскую национальную систему определения цены на российскую нефть, считает Павел Катюха, доцент РГУ нефти и газа им. Губкина. «В условиях усиления неопределенности на мировом рынке энергоресурсов России как крупнейшей сырьевой стране необходимо предпринять активные усилия для установления ценовых индикаторов на российские энергоресурсы», – говорил эксперт. Таким образом, уже с начала 2023 года специалисты «криком кричат» о проблеме бюджетных доходов в условиях стабильной налоговой системы на основе национальной системы ценовых индикаторов.
«Налоговым костылем» Минфина эксперты назвали новую процедуру назначения допустимых скидок к ценам российской нефти относительно индикативного сорта Brent, которые используются при расчете налогов. Другим «налоговым костылем» Минфина стала попытка сокращения демпферных выплат нефтяникам, которая привела к рукотворному топливного кризису в стране (см. «НГ» от 08.10.23). Правда, этот второй «налоговый костыль» быстро сломался из-за того, что он создавал неприемлемые риски для всей российской экономики.
«От создания собственной бенчмарки (объективного рыночного индикатора цен на российскую нефть. – «НГ») Министерство финансов и прочие участники финансово-экономического блока шарахаются, как нечистый от святой воды. И это можно понять. Пока стоимость российской нефти высчитывается по непонятным методикам, пока эта стоимость зависит от торгов чужой нефтью на чужих биржах, зависит от курса рубля и еще много от чего – Минфин имеет возможность крутить и вращать ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) или демпферного вычета. А также «шаманить» с дифференциацией налоговых ставок в зависимости от качества нефти и условий ее добычи. Минфин будет продолжать это делать потому, что единственный критерий оценки качества работы этого ведомства – это доходы госбюджета, а не развитие государства российского», – высказался в среду эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич.
«Частое изменение параметров налогового законодательства, характерное для нефтяной отрасли РФ, может вызвать рост общего уровня неопределенности рынка нефти и соответствующее снижение стимулов для инвестирования в развитие и модернизацию», – соглашается экономист Евгения Миллер из лаборатории системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС (см. «НГ» от 19.11.23).
«Задачи наполнения «бюджета победы», как его определил глава Минфина Антон Силуанов, являются сегодня более важным приоритетом, чем интересы долгосрочного планирования инвестиций бизнесом», – отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Однако этот принцип абсолютного приоритета решений Минфина иногда приводит к большим ошибкам, напоминает эксперт. Последним примером такой ошибки стало «продавленное Минфином сокращение демпферных выплат», которое было оформлено федеральным законом, но которое пришлось тут же отменять из-за нарастающего дефицита топлива внутри страны.
Режим свободы рук в отношении нефтяных налогов, по-видимому, сохранится и в будущем, прогнозирует Станислав Митрахович. Основы режима ручного управления налогами сегодня зафиксированы в законодательстве, по которому Минфин может менять скидки на экспортируемую из РФ нефть или ориентироваться на собственные представления о фактических ценах нефти в портах отгрузки. Отсутствие прямого ценового индикатора для российской нефти (на Санкт-Петербургской бирже) эксперт объясняет подозрениями ведомства Антона Силуанова, что нефтяные компании будут искусственно занижать цену российской нефти ради сокращения собственных налогов. «Теоретически можно представить схему, когда российская нефтяная компания продает через биржу нефть по заниженной цене собственной дочерней структуре в Эмиратах. А потом эта эмиратская «дочка» будет перепродавать ту же самую нефть в Индию или Китай уже по реальной цене», – объясняет Митрахович. Стратегическая задача – это налаживание большего доверия между бизнесом и властью, говорит эксперт. Но здесь и сейчас Минфин действительно хочет иметь максимальную свободу в отношении назначения нефтяных налогов.
Впрочем, внезапные налоговые новации беспокоят не только нефтяников. Полной неожиданностью для российского бизнеса стали курсовые налоги при экспорте, которые зависят от курса российской валюты к доллару, а также налог на так называемую сверхприбыль. После принятия закона о последнем началось массовое ходатайство компаний за освобождение от обязанности выплачивать в казну налог на сверхприбыль. И таким образом, и этот налог также стал элементом налоговой непредсказуемости в РФ.