0
4888
Газета Экономика Интернет-версия

24.11.2023 21:25:00

Как рост поступления нефтяных доходов в бюджет превратился в падение

Доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков обнаружил, что ни аудиторы, ни публика не смогли разобраться в Оперативном докладе Счетной палаты РФ


Фото Reuters

Опубликованный в СМИ материал о сборах нефтегазовых налогов, основанный на Оперативном докладе Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за январь–сентябрь 2023 года, запутывает людей и в нем рост поступления нефтяных налогов в бюджет превратился в падение, пишет доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. Эксперт задается вопросами: кто больше путает, аудиторы, составившие доклад, или комментаторы, а также пытается понять, сознательно ли запутывается тема или из-за непрофессионализма.
Крутаков приводит два базовых (ключевых) аргумента. “Первый (главный) аргумент: никакого снижения поступления в бюджет нефтегазовых доходов нет. Наоборот – идет рост взимания налогов с нефтяной отрасли России. Не нефтегазовой, а именно нефтяной”- , пишет эксперт в колонке в “Ведомостях”. Он обращает внимание, что по данным Оперативного доклада Счетной палаты, на котором выстроен материал, цена нефти сорта Urals снизилась с $82,9/барр. (декабрь 2021 г. – август 2022 г.) до $55,9/барр. (декабрь 2022 г. – август 2023 г.). То есть падение составило 32,6%.
“Теперь – внимание. По данным самого Минфина, за это самое время объем доходов бюджета (правильнее говорить об объеме изъятий из отрасли) по НДПИ на нефть и газовый конденсат сократился почти с 7,2 трлн до 5,4 трлн руб. или на 25,6%. Если разделить нефть и газ, то картина и вовсе иная”, - отмечает Крутаков.
Он обращает внимание, что по данным Минфина, объем собранного НДПИ за январь–октябрь 2023 г. по нефти составил 5,99 трлн руб., а план по году - 6,948 трлн руб. Ожидаемые (исходя из динамики) поступления по году должны составить 7,903 трлн руб. или 114% от плана. По газу объем НДПИ за тот же период составил 979 млрд руб. при планируемом годовом поступлении 1,246 трлн руб. Ожидаемые поступления по году 1,189 трлн руб. или 95% от плана.
“Важно понимать, что НДПИ напрямую зависит от мировой цены на нефть – в отличие, например, от НДД, где эта связь косвенная, зависит в том числе от издержек и затрат. Таким образом, нагрузка на нефтяную отрасль выросла, но не в абсолютном (абстрактном) показателе, как любит считать наш Минфин, Счетная палата и, видимо, те, кто об этом пишут. А в реальном исчислении роста налогов на единицу произведенной продукции” – пишет Крутаков.
По его словам, когда глава Минфина отчитывается о героических усилиях по наполнению бюджета, он подразумевает усилия реальных производителей добавленной стоимости. “Сотрудники Минфина не рубят уголь в шахтах и не бурят скважины на нефть или газ в условиях Крайнего Севера при минус 40 градусах. Героизм сотрудников Минфина проявляется в замене цифр в разных графах своих планов и отчетностей”, - иронизирует доцент Финансового университета.
По словам Крутакова, Минфин, смешивая две отрасли, аргументирует необходимость роста налоговой нагрузки на них, но в реальности повышает ее только для нефти. “По данным Минфина, общий (включая НДПИ, пошлины на нефть и нефтепродукты, НДД и акциз с демпфером) сбор налогов по нефтяной отрасли за период с января по октябрь 2023 года составил 5,456 трлн руб. По газу – 1,755 трлн руб. План по году в нефти составляет 6,238 трлн руб., а по газу – 3,251 трлн руб. Исполнение плана ожидается (тем же Минфином) по нефти на уровне 6,642 трлн руб. (106%), по газу – 2,158 трлн руб. (66%)”, - приводит данные Крутаков.
Он отмечает, что по НДД, названному в СМИ одной из причин падения «нефтегазовых» бюджетных сборов, согласно докладу Счетной палаты, за январь-октябрь собрано 1,297 трлн руб. при годовом плане в 1,082 трлн руб. Таким образом за 10 месяцев прирост к годовому плану составлял уже 120%.
Эксперт пытается объяснить, почему Минфин, а за ним и Счетная палата, продолжают смешивать нефть и газ в нефтегаз? “Ответов может быть несколько. Например, чтобы прикрыть провалы «Газпрома». Или чтобы с помощью провалов «Газпрома», занизить псевдостатистику по нефтяной отрасли и выбить в правительстве и Думе повышение нагрузки опять-таки на нефтяную отрасль”, - предполагает Крутаков, уточняя, что Минфин (да и Счетная палата в своем докладе), использует другой аргумент для смешивания – углеводороды. “Но уголь, например, – это тоже ископаемое топливо. Почему тогда угольную отрасль, где налоговая нагрузка в 2,7 раза ниже, чем в нефтяной отрасли (29 и 78%, соответственно), не смешивают с нефтегазом? Кстати, отличная идея для Минфина. Еще ниже «общие» поступления в бюджет – еще больше аргументов в пользу роста налоговой нагрузки на нефтяников. В газовой отрасли налоговая нагрузка тоже ниже – 69%”, - пишет в колонке доцент Финансового университета.
Он констатирет, что материалы, написанные на основе доклада Счетной палаты РФ, СМИ разнесли по просторам интернета и медийного пространства, как по команде, увидев в них сенсацию, отмеьив, что нефтегазовые доходы бюджета упали до минимума за 16 лет, составив 28,3% всех поступлений, сокращение достигло почти 15 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако Крутаков считает, что тут очевидна “сплошная казуистика (бардак в головах)”. “Мало кто понимает, что речь в «сенсации» идет не об общем падении на 15% сборов с нефтянки, а о процентах по отношению к прошлогодним процентам к общей доле поступления налогов в бюджет. Про рухнувшую на 32,6% цену нефти Urals при этом отмечала и сама Счетная палата, - пишет эксперт. - Мало того, под нефтегазовыми доходами бюджета Минфин (и Счетная палата) подразумевают не все налоговые сборы с нефтегазовых компаний, а только те налоги, которые прямо зависят от цены нефти. Иными словами, есть еще и другие налоги, которые Минфин сознательно не включает в свои выкладки, а записывает их в ненефтегазовые поступления. Эти налоги увеличивают общую нагрузку на нефтяную отрасль с 78 до 90%”.
По словам Крутакова, если в общей отчетности учесть обратный акциз на нефтяное сырье, который с января по сентябрь составил 1,98 трлн руб. (эта сумма идет демпферным возвратом нефтяникам и учитывается как минус в отчетности Минфина), то нет и не будет никакого 16-летнего рекорда падения доходов. Причем рекордным было падение во второй половине 2020 г, о чем даже говорится в публикациях.
Но это оказалось неважно тем, кто плохо разбирается в нефтяной отрасли. “В кабинетах Минфина должны аплодировать безграмотности отечественной публики (не в обиду журналистам, аудиторам Счетной палаты, сотрудникам Минфина и депутатам Госдумы). Цель достигается с неизменным постоянством. Рост нагрузки на нефтяной сектор (под видом нефтегазового) продолжается”, - констатирую Крутаков. Он также сообщает, что согласно проекту федерального бюджета (принятому Госдумой в трех чтениях), нефтегазовые доходы бюджета в 2024 году должны вырасти до 11,5 трлн руб., что на 30% или на 2,6 трлн руб. выше ожидаемых нефтегазовых доходов за 2023 г. При этом, по расчетам самого Минфина, более 1,3 трлн руб. из общей суммы прироста связано не с ростом добычи, цен или рентабельности, а с изменением налогового законодательства. И более 70% прироста придется именно на нефтяную отрасль страны. “Ну, что тут скажешь? Браво!” – саркастично восклицает эксперт.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1096
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
676
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1314
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1309

Другие новости