Глава Минпромторга Денис Мантуров подстегнет спрос на автомобили льготными кредитами. Фото РИА Новости
За 10 лет доступность для россиян автомобилей, если оценивать ее как соотношение средних цен и зарплат, существенно сократилась. В 2013-м для покупки нового автомобиля требовалось около 30 месячных зарплат, а в середине 2023-го – уже почти 40 зарплат, и это не предел, так как цены в течение года продолжили расти. Такие оценки приводят представители авторынка. Автомобиль вновь становится роскошью. И это можно рассматривать как признак явного ухудшения качества жизни. Ведь от возможностей семьи приобрести автомобиль зависит в том числе свобода выбора, где жить, отдыхать, совершать покупки, какую предпочесть школу или больницу.
Разница между стоимостью автомобиля и финансовой возможностью граждан его приобрести становится критической, несмотря на рост зарплат. Если в 2013-м для покупки нового авто в среднем требовалось 28 месячных зарплат, а подержанного – около 11, то в середине 2023-го за новый автомобиль нужно было отдать почти 40 зарплат, а за подержанный – почти 20. Это оценки ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). По ее данным, на конец первого полугодия 2023 года стоимость новой машины в РФ в среднем приближалась к 3 млн руб., а с пробегом составляла около 1,3 млн руб.
Но есть и другие оценки стоимости, тем более что в течение года автомобили продолжали дорожать. Например, как сообщили «НГ» эксперты «Открытия Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»), сейчас средняя цена новых машин достигает в стране уже почти 4 млн руб., а машин с пробегом – примерно 2 млн. Похожие цифры привел «НГ» и основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль.
С учетом этих данных и того, что, по Росстату, средняя по стране зарплата достигает 70 тыс. руб. в месяц, на один новый автомобиль сейчас потребуется почти 60 месячных зарплат, а на подержанный – около 30. И тогда, если гипотетически предположить, что человек будет полностью откладывать всю свою зарплату, ни на что ее не тратя, то копить на новую машину ему придется примерно пять лет, а на авто с пробегом – около двух лет.
И хоть это условная ситуация, такие сопоставления имеют смысл, ведь они иллюстрируют, что происходит с платежеспособностью потребителей. Похожие расчеты проводит на разных группах товаров и Росстат, выясняя покупательную способность доходов населения.
Опрошенные эксперты, однако, делают оговорку о сложностях, связанных со сбором данных, касающихся именно стоимости автомобилей. «Данные дилеров могут быть недостаточно репрезентативны, и это может приводить к завышенным оценкам средней цены, например, из-за более высокого представительства в крупных городах, – предположил аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. – В регионах высокую долю в продажах занимают более дешевые автомобили».
Тогда можно взять для анализа официальные данные Росстата, из которых следует, что, допустим, средняя цена нового автомобиля иностранной марки в базовой комплектации составляла в октябре этого года только 2,3 млн руб. И в этом случае для покупки такого автомобиля потребуется «лишь» 33 месячные зарплаты, что равноценно почти трем годам накоплений, при условии, что откладывается – гипотетически – вся зарплата. «В 2015–2017 годах этот показатель достигал в отдельные месяцы такого же уровня: 30 месячных зарплат и выше», – сообщил Плеханов. Для сравнения: новый отечественный легковой автомобиль сейчас стоит, по Росстату, в среднем чуть больше 1 млн руб.
Но тонкость в том, что и Росстат, по замечанию Плеханова, «учитывает цены не на все модели», и его данные по средней стоимости «могут быть как раз смещены вниз». Так что истина, судя по всему, где-то посередине.
В любом случае эксперты согласны в главном. «Доступность легковых автомобилей для населения существенно снизилась за последние два года», – сказал «НГ» Плеханов. По его мнению, это приведет к старению автомобильного парка населения, поскольку домохозяйства будут откладывать покупку нового автомобиля. «Также возможно сокращение доли семей, имеющих два и более автомобилей, из-за возросшей стоимости обслуживания транспортных средств», – ожидает эксперт.
«Автомобили стали снова роскошью, на которую приходится долго копить, а чаще брать кредит, – подтвердили представители «Открытия Авто». – Во многом так случилось из-за вымывания доступного сектора седанов, которые пропали вместе с санкционными марками. Новые машины уже китайского производства пришли к нам по другим ценам – сильно дороже миллиона рублей».
Автовладельцы будут теперь чаще ремонтировать свои старые машины вместо того, чтобы покупать новые. Фото PhotoXPress.ru |
Снижение доступности автомобилей влияет на качество жизни населения, тем более что дорожали в стране не только машины, но и жилье. У россиян на фоне растущих цен становится все меньше выбора, где им жить с точки зрения доступности для семьи инфраструктуры и различных соцобъектов; все меньше выбора, как добираться до разных пунктов назначения, будь то работа, школа или больница.
Конечно, вместо личного автомобиля можно пользоваться прежде всего общественным транспортом. Но тогда важное условие, чтобы городские власти активно занимались его развитием, связывали воедино районы, экономя силы и время пассажиров.
Помимо этого возможны разнообразные «опции коллективного использования автомобиля с пропорциональным разделением расходов на всех, кто им пользуется», говорит ведущий эксперт компании «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Также он упоминает услуги каршеринга или такси, включая сервисы с поиском попутчиков. Но такие варианты тоже не лишены издержек, связанных и с ростом цен, подчас скачкообразным, и с иными неудобствами, характерными именно для этих услуг.
Но часть экспертов уверены: неутешительные оценки делать рано. Ведь, как сообщили «НГ» в пресс-службе группы компаний «АвтоСпецЦентр», в 2023 году, несмотря на рост цен, «уровень спроса не снизился, и с начала года рост продаж авто в России составил 14%». Кроме того, в ноябре появлялись сообщения о скидках и некотором снижении цен отдельными поставщиками как новых, так и подержанных автомобилей.
Важны также данные по автокредитованию. Число выданных кредитов на новые автомобили и авто с пробегом в России в третьем квартале 2023-го увеличилось почти на 66% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го, сообщили в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). По сравнению с предыдущим кварталом рост составил около 18%.
Такая динамика, как пояснил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, обусловлена не только низкой базой прошлого года, но и возобновлением госпрограммы льготного автокредитования.
Плановый объем бюджетного финансирования программ льготного автокредитования на следующую трехлетку увеличен почти на треть. «На период 2024–2026 годов из федерального бюджета планируется выделить финансирование в объеме около 65 млрд руб. на реализацию программы льготного автокредитования», – сообщили в Минпромторге. Как рассчитывают в ведомстве Дениса Мантурова, это позволит дополнительно реализовать более 330 тыс. автомобилей именно отечественного производства.