0
4373
Газета Экономика Печатная версия

15.11.2023 20:15:00

Бизнесу готовят взлетную полосу

Транспортная инфраструктура испытывает дефицит пропускной способности

Тэги: экономика, дорожное строительство, транспортная отрасль, логистическая инфраструктура, частный бизнес, инвестиции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

экономика, дорожное строительство, транспортная отрасль, логистическая инфраструктура, частный бизнес, инвестиции Перевалка грузов в российских портах растет. Фото Reuters

Премьер Михаил Мишустин заявил в среду о необходимости привлекать бизнес к строительству взлетно-посадочных полос. До сих пор это была сфера исключительной ответственности бюджета и государства. Глава правительства пояснил, что частные компании и регионы должны иметь возможность инвестировать в строительство взлетно-посадочных полос «под полным контролем Росавиации и Минтранса».

Объемы дорожного строительства в России в этом году почти в три раза превышают прошлогодние показатели, заявил Михаил Мишустин в среду на форуме «Транспорт России». «С начала года в России построено и реконструировано около 650 км федеральных и региональных трасс – почти в три раза больше, чем годом ранее», – сказал он, уточнив, что «отремонтировано еще свыше 10 тыс. км, в том числе около 1,5 тыс. км в новых регионах.

Премьер-министр по видеосвязи принял участие в церемонии открытия участков автомобильных дорог в нескольких регионах. В частности, запускается участок трассы М-12 «Восток», который свяжет Чувашию и Татарстан. «Важно, что объекты сданы на восемь месяцев раньше намеченного срока», – пояснил Мишустин. Кроме того, запущены участки дорог в Дагестане, Свердловской и Мурманской областях. Напомним, что сеть автомобильных дорог общего пользования в РФ имеет общую протяженность около 1,5 млн км, из которых 51,9 тыс. км – дороги федерального значения, 515,8 тыс. км – регионального, 884,5 тыс. км – местного значения. То есть ремонт 10 тыс. км – это обновление менее 1% сетей ежегодно, при том, что отремонтированные дороги опять приходят в негодность лет через 5, а никак не через 100.

Премьер «прошелся» на форуме по всем видам транспорта. В частности, он заявил, что гражданская авиация России не только преодолела проблемы, вызванные западными санкциями, но и активно развивается. Глава кабинета министров сообщил, что «за девять месяцев российские авиакомпании перевезли свыше 80 млн человек». «Это даже выше прогноза. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 11,5%», – подчеркнул Мишустин. Он напомнил о поручении президента Владимира Путина довести пассажиропоток по итогам года до 103 млн человек. Напомним, за 2019 год российские авиакомпании перевезли более 128,1 млн пассажиров. Россия имеет все шансы первой в мире создать новый пассажирский сверхзвуковой самолет для регулярных полетов, сообщил министр транспорта Виталий Савельев в ходе Транспортной недели. «Конечно, технология у нас есть», – сказал он.

Мишустин сообщил также о значительном увеличении пассажирских перевозок железнодорожным и водным транспортом. По мнению главы кабинета министров, востребованность железнодорожного транспорта подтверждается количеством людей, путешествующих поездом. «За девять месяцев оно выросло на 4% и достигло почти 900 млн человек», – сообщил Мишустин.

По его словам, «продолжатся и создание магистральной инфраструктуры, обновление и ремонт путей, мостов, тоннелей, станций и вокзалов, внедрение цифровых технологий и повышение безопасности движения». «В том числе на эти цели будет направлена инвестиционная программа компании «РЖД», в текущем году ее объем станет рекордным по размеру – свыше 1 трлн руб.», – подчеркнул премьер-министр.

Мишустин заявил в среду также, что России удалось быстро перестроить внешнюю торговлю. «В условиях формирования нового многополярного мира нам удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на Юг и Восток», – подчеркнул премьер. Он подчеркнул, что в течение ближайших лет на финансирование госпрограммы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн руб. ежегодно.

Но выделение средств не всегда панацея. Иногда деньги освоить просто не успевают. Кассовое исполнение федеральных проектов по итогам 10 месяцев 2023 года по проекту «Дорожная сеть» составляет 88%, сообщает Telegram-канал «Майский указ». На «Развитие морских портов» удалось использовать только 25% планировавшихся средств, такая же картина с «Безопасностью дорожного движения» – 22%, а вот по проекту «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» кассовое исполнение просто отсутствует – 0%.

Но Минтранс подает сигналы, что все ок, рост грузопотока и так идет. Объем перевалки грузов в морских портах России по итогам 2023 года достигнет 850 млн т, заявил на пленарной сессии форума министр транспорта Виталий Савельев. «Я хочу вам сказать, что в прошлом году для примера мы переваливали 842 млн т. То есть идет темп роста, и мы это видим», – сказал он.

Важнейшая тема Транспортной недели – 2023 – это дефицит логистической инфраструктуры, отмечают эксперты. Генеральный директор компании «Универсальная логистика» Ирина Ольховская отмечала в среду, что общемировое потребление угля в 2023 году составит порядка 8 млрд т, и запросы растущих экономик вполне можно было бы обеспечить с использованием отечественного угля. Однако, отмечает она, в настоящее время наблюдается существенная нехватка логистической инфраструктуры по всем направлениям: Дальний Восток, Юг и Северо-Запад России. А замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников сообщил, что «спрос на российский уголь как минимум в два раза превышает объемы экспорта. Но нарастить их не получается из-за ограниченной провозной способности. В том числе на южном и северо-западном направлениях».

Глава кабинета сообщил в среду, что продвигается проект внедрения электронной очереди в пунктах пропуска. В этом году, отметил он, она запущена на нескольких первых участках государственной границы, в том числе в Забайкальске. Наша газета писала о том, как транспортная инфраструктура тормозит рост торговли России с Китаем. Благодаря информационным системам, товары могут оформляться за 20 секунд, но на границе автовозы стояли по несколько недель из-за коррупции и простого бандитизма (см. «НГ» от 07.02.23).

«Транспортная система страны сейчас должна стать основой тех трансформаций, которые происходят в российской экономике. Прежде всего это изменение потоков во внешней торговле с запада на восток. И здесь ключевой задачей является расширение потенциала железнодорожной сети страны, которая сейчас работает на пределе возможностей, особенно в восточном направлении», – сказала «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. В Китае, по ее словам, протяженность железных дорог уже примерно в 1,8 раза больше, чем в России, благодаря масштабному и ускоренному развитию инфраструктуры в последние годы, хотя грузооборот железнодорожного транспорта в КНР лишь примерно в 1,3 раза превышает российский.

Для усиления межрегионального экономического взаимодействия крайне важно повышение темпов строительства и реконструкции автодорог, считает эксперт. «Необходимо также наращивание масштабов использования систем речного и морского транспорта с одновременным развитием собственного производства грузового флота», – говорит Чуркина.

«Транспортная отрасль испытывает проблемы, схожие со всем реальным сектором экономики – это необходимость импортозамещения, локализации производств, развитие логистики и инфраструктуры, – сказал «НГ» начальник аналитического отдела компании «Риком-траст» Олег Абелев. – При этом по уровню цифровизации и сервису транспортная отрасль в целом близка к мировым стандартам. Но сохраняются логистические сложности. К тому же большое количество железнодорожных путей используется неэффективно. Эта ситуация не нова, доля порожнего пробега вагонов на сети РЖД всегда была большой. Остро стоит вопрос снижения зависимости от импортозамещения комплектующих в авиаотрасли, развития ближних и средних магистральных полетов, особенно там, где авиация единственно доступный вид транспорта».

Главная трудность, с которой сталкивается кабмин при модернизации транспортной системы, — масштаб проектов, говорит политолог, эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди. «Достаточно посмотреть на список: Северный широтный ход, Северный Морской Путь, Международный транспортный коридор «Север-Юг» и модернизация БАМа. Все это — проекты, на разработку которых необходимо огромное количество времени и финансовых ресурсов. Пои этом работы «на земле» по некоторым из них начались относительно недавно. Тем не менее инвестиции правительства в заявленных объемах приносят свои плоды — за 10 месяцев 2023 года товарооборот с Китаем уже вырос на 27,7 % по сравнению с прошлым годом».


Читайте также


Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Сирия без американцев станет угрозой для курдов

Игорь Субботин

Противники Турции готовятся к сокращению помощи Пентагона

0
884
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
905
В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1600
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2088

Другие новости