0
5041
Газета Экономика Печатная версия

08.11.2023 19:58:00

Орбитальный бизнес наконец-то стал приносить прибыль

К концу десятилетия оборот космической экономики приблизится к 750 миллиардам долларов

Тэги: частная кампания, spacex, выручка, космические запуски, ес, ракетная программа, госфинансирование


ariane-t.jpg
На фото модель ракеты Ariane 6.
Фото Reuters 
Частная компания SpaceX заработает в этом году 9 млрд долл. на космических запусках и предоставлении услуг спутниковой связи. А в следующем году ее выручка достигнет 15 млрд долл., прогнозирует Bloomberg. Государственные ракетно-космические программы в мире существуют за счет бюджетных вливаний. Евросоюз, в частности, надеется спасти свою неконкурентоспособную ракетную программу Ariane с помощью гарантированного госфинансирования. У России тоже большие трудности.

Министр финансов Франции Бруно Ле Мэр приветствовал новое соглашение о космических запусках между Францией, Германией и Италией, а также французской компанией Arianespace о финансировании запусков ракеты Ariane 6.

Речь идет о поддержке с 16-го по 42-й запуск, который ожидается до 2030 года. Новое соглашение предусматривает государственную поддержку Ariane 6 в размере до 340 млн евро ежегодно с 2026 года в обмен на 11-процентную скидку на покупку ракеты. При этом компания Arianespace будет обязана выполнять по меньшей мере четыре заказа от государственных учреждений, связанных с запуском ракеты Ariane 6, а также еще три заказа для ракеты Vega C. Предполагается, что поддержка со стороны европейских государств поможет компании увеличить количество гарантированных запусков до 42 к 2030 году.

Ariane 6 – разрабатываемая ракета-носитель, предназначена для выведения полезных грузов в космос. Запуски планируются с космодрома Куру во Французской Гвиане. Стоимость создания ракеты и нового стартового комплекса оценивается в 4 млрд евро. Первый запуск Ariane 6 запланирован на 2024 год.

Предыдущий пакет финансовой поддержки европейской ракетной программы, одобренный в 2021 году, подразумевал выделение 140 млн евро на обеспечение со 2-го до 15-го полета, ожидавшегося в конце 2026 года. При этом уже тогда европейский ракетный проект выбивался из графика. Кроме того, изначально одним из условий было достижение выхода на самоокупаемость запусков. «По этому пункту приходится констатировать провал, – признал на пресс-конференции в понедельник гендиректор ЕКА Йозеф Ашбахер. – Однако мы обеспечим себе в долгосрочной перспективе автономный доступ в космос». «Эксплуатация Ariane 6 гарантирована, и это очень хорошая новость», – добавил он.

Агентство Bloomberg подчеркивает, что таким образом три европейских государства надеются продолжить конкуренцию с коллегами из Китая и SpaceX Илона Маска. Министр финансов Франции подчеркивает, что финансовая поддержка Arianespace сопоставима с той, которую получает SpaceX. Правда, сегодня американская SpaceX выделяется не господдержкой, а своей коммерческой выручкой, которая достигнет в следующем году 15 млрд долл. Для сравнения: ежегодные бюджетные затраты РФ на всю космическую деятельность составляют в среднем около 270 млрд руб. Но это именно затраты, а не выручка. Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы «Космическая деятельность» в 2024–2026 годах составят чуть менее 816 млрд руб.

Новое франко-германо-итальянское ракетное соглашение – это лишь последняя по времени попытка европейцев поддерживать свои ракетно-космические проекты. На этой неделе в Севилье Европейское космическое агентство объявило конкурс на разработку коммерческих транспортных средств для перевозки небольших грузов на Международную космическую станцию и возвращения их на Землю к 2028 году. В 2025 году ЕКА проведет оценку предложений и распределит гранты на общую сумму в 150 млн евро. Ашбахер подчеркнул, что вопрос с государственным финансированием уже решен, и он рассчитывает на инвестиции в проект от частных компаний.

Однако новая инициатива может и не оправдать ожиданий. Агентство Reuters обращает внимание, что новое предложение ЕКА перекликается с космическим самолетом «Гермес», проект которой так и остался на бумаге. Европейский ответ американскому космическому шаттлу был рассчитан на перевозку трех астронавтов, но был списан в 1992 году.

Эксперты также отмечают, что европейцам будет сложно конкурировать с США и Китаем. К примеру, КНР в настоящий момент пытается воспроизводить американские рецепты стимулирования собственных частных ракетных компаний. Пекин готов оплачивать космические услуги частных компаний, в том числе и по доставке грузов на свою орбитальную станцию. Ранее сообщалось, что Китайское космическое агентство пилотируемых полетов (CMSA) хочет платить компаниям частного сектора за будущие миссии (см. «НГ» от 01.11.23).

Многие эксперты считают, что на данный момент ни Китай, ни европейцы не могут конкурировать с американской SpaceX. Тем же европейцам для этого придется освоить многоразовые технологии. ЕС пытаются этим заниматься, но раньше 2030 года вряд ли сможет повторить успех SpaceX.

А в середине октября сверхтяжелая ракета Falcon Heavy компании SpaceX отправила автоматическую межпланетную станцию НАСА для исследования с 2029 года астероида Психея. Для компании SpaceX это был уже 82-й пуск ракет за год. При этом боковые ускорители именно этой ракеты использовались повторно уже в четвертый раз, но уже есть примеры использования их и более 10 раз.

Между тем европейцы надеются сохранить свою планово-убыточную ракетную программу, хотя сами заказчики из ЕС регулярно обращаются к услугам американской SpaceX. Так, в конце октября компания Илона Маска и ЕКА подписали соглашение о запуске четырех спутников навигационной системы Galileo. Газета Wall Street Journal отмечала, что это стало первым случаем, когда ЕС привлек компанию Маска к запуску аппарата с секретным оборудованием. Причиной тому стали в том числе и задержки в ракетной программе Ariane.

Глобальный космический рынок при этом успешно развивается. По данным космической консалтинговой компании Euroconsult, в 2020 году объем этого рынка достиг 385 млрд долл. При этом доходы от коммерческого использования космоса составили 310 млрд долл. По итогам 2022 года глобальный космический рынок достиг уже 464 млрд долл., где 362 млрд долл. приходилось на средства частных компаний. До конца десятилетия космическая экономика достигнет 730 млрд долл. При этом большая часть стоимости сектора (83%) придется на космические приложения для конечных пользователей – область космической экономики, которая не покажет признаков упадка в ближайшие годы, включая телекоммуникации, наблюдение Земли и спутниковую навигацию.

При этом государственные траты также заметно разнятся по странам. Так, бюджет НАСА в 2020 году составил 22,6 млрд долл., а оценки бюджета гражданской космической программы Китая разнятся в диапазоне 8–11 млрд долл. Для сравнения: в 2020 году бюджет всего Европейского космического агентства составил около 8 млрд долл. При этом РФ за тот же период потратила на космос в рамках Федеральной космической программы, программы ГЛОНАСС и программы развития космодромов около 2,5 млрд долл.

При этом Россия ранее успешно зарабатывала на гражданских космических проектах. По некоторым оценкам, РФ заработала в период с 1999 по 2017 год около 21 млрд долл., что было сопоставимо с 8% оборота мирового коммерческого рынка за 2016 год (250 млрд долл.). При этом в период 2006–2015 годов отечественные ракетостроители получили из бюджета около 35 млрд долл. Иностранные контракты за то же время добавили еще около 12 млрд долл., или 25% всех средств. К примеру, по гражданским и пилотируемым программам в период с 2000 по 2016 год было запущено 209 ракет, за то же время по военным задачам состоялось менее 120 запусков.

Главный конструктор частной российской космической компании SR CMS Сергей Алексеев обратил внимание на тот факт, что тот же «Старлинк» на данный момент имеет порядка 2 млн постоянных абонентов при оценочном количестве потенциальных абонентов в 1–2 млрд человек (внегородское население Европы и Азии). То есть, по его оценкам, потенциального рынка пока еще точно хватит на ряд игроков. Ключевым элементом для систем космического интернета являются дешевые ракетоносители. «На данный момент именно этот аспект является главным конкурентным преимуществом SpaceX и американских заказчиков услуг», – замечает эксперт.

По мнению ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, пока сложно говорить о самоокупаемости в ракетно-космической отрасли. Однако конкуренция здесь явно усиливается. «В феврале этого года глава «Роскосмоса» Юрий Борисов оценил производственные мощности США примерно в тысячу спутников в год, Китая – в 450 спутников в год, в то время как России – в 42 аппарата в год. По его словам, минимальная орбитальная группировка России к 2030 году должна составлять 1000–1200 спутников. Но чтобы освоить такие темпы, необходимо кратно наращивать производство, на рубеже 2025 года необходимо выйти на 250 спутников в год, а к 2030 году – на спутник в день», – напоминает аналитик. 



Читайте также


Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
3062
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
2461
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
2385
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
4044

Другие новости