Фото Reuters
В третьем квартале в РФ заметно выросла доля граждан, которые стараются сократить расходы на пропитание. Увеличилась и доля тех, кто отказывается от дорогостоящих покупок. Таковы данные опросов населения, которые провел холдинг «Ромир». Основные направления народной экономии – сокращение расходов на отдых и развлечения. Режим затягивания поясов в нашей стране стал общепринятой нормой, говорят социологи.
Россияне усиливают режим экономии. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в третьем квартале 2023 года (июль–сентябрь) наиболее распространенными стратегиями экономии со стороны граждан стали отказ от дорогостоящих покупок (41%), сокращение расходов на отдых и развлечения (39%) и перераспределение бюджета в пользу еды и самого необходимого (38%).
Социологи отмечают, что по сравнению со вторым кварталом года (апрель–июнь) доля тех, кто отказывается от дорогостоящих покупок, выросла на значимые 4 процентных пункта (п.п.). Еще больше выросла доля тех, кто сокращает расходы на еду (+5 п.п.). Впрочем, по сравнению с серединой прошлого года все параметры экономии демонстрируют снижение: отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования потерял 7 п.п., сокращение расходов на отдых и развлечения – 6 п.п., а перераспределение бюджета в пользу еды и самого необходимого – 5 п.п.
«Это говорит о том, что покупатель не просто адаптировался к текущей макроэкономической ситуации, но и перестал воспринимать свое покупательское поведение как режим экономии», – считает директор по работе с клиентами «Ромир» Анастасия Сидорина.
По сравнению с прошлым годом ситуация сейчас выглядит более стабильной. Тогда после ажиотажной скупки всего подряд по весне розничная торговля долго восстанавливалась, хотя, по данным Росстата, по итогам всего 2022 года падение оборота розницы составило 6,7%. А за январь–август 2023 года розница выросла на 3,7%. В 2023 году прошли индексации различных социальных выплат, с 1 февраля на 11,9% выросли в целом такие выплаты, как материнский капитал, пособие при рождении и по уходу за ребенком.
Рост реального размера (с поправкой на инфляцию) зарплаты в РФ в августе 2023 года составил 9,5% в годовом выражении после повышения на 9,2% в июле, на 10,5% в июле, на 13,3% в мае, на 10,4% в апреле, на 2,7% в марте, на 2% в феврале и на 0,6% в январе, сообщил в начале ноября Росстат. В целом за январь–август 2023 года реальная средняя зарплата выросла на 7,5% в годовом сравнении. Среднемесячная зарплата в августе составила 69,4 тыс. руб., увеличившись на 15,1% (в номинале) по сравнению с августом 2022 года. В сентябре Минэкономразвития прогнозировало рост реальных зарплат в 2023 году на уровне 6,2% и на 2,5% в 2024 году.
Россияне продолжают при этом наращивать свою задолженность по кредитам, что было бы не так страшно, если бы не росла и доля займов, которые граждане не могут обслуживать. Растет и количество граждан-банкротов. Федеральная служба судебных приставов (ФССП) сообщила недавно, что с января по сентябрь 2023 года она рассмотрела 21,1 млн исполнительных производств о взыскании задолженности с россиян в пользу банков, что на 22% больше, чем за тот же период прошлого года. Общая сумма долгов граждан выросла на 200 млрд руб., до 2,9 трлн руб.
Доля выбравших ту или иную стратегию поведения, в %. Источник: «Ромир» |
Хотя темпы роста числа банкротов среди граждан замедляются, тем не менее с 1 октября 2015 года уже свыше 900 тыс. человек признаны несостоятельными. Только в первом полугодии 2023-го суды признали банкротами почти 163 тыс. россиян, на 34% больше, чем в январе–июне 2022-го. В прошлом году за тот же период рост составлял почти 38%, а в 2021-м – более чем вдвое, с 42,7 до 88 тыс. Причем основную часть процедур банкротства по-прежнему инициируют сами граждане (96,5% в 2023 году). С 3 ноября 2023 года стало доступнее внесудебное банкротство физических лиц. Теперь гражданин может попросить признать его банкротом вне суда, если общий размер его долга составляет не менее 25 тыс. руб. и не более 1 млн руб., тогда как раньше минимальная сумма составляла 50 тыс. руб., а максимальная – 500 тыс. руб.
«На изменение потребительской модели россиян повлияло несколько факторов. Во-первых, сказывается ускорение инфляции. Если всю вторую половину прошлого и первые месяцы текущего года инфляция замедлялась, то в дальнейшем на фоне роста доходов населения и продолжавшегося с прошлой осени ослабления рубля цены начали ускорять рост. Во-вторых, в июле была резко повышена ключевая ставка ЦБ, и затем регулятор продолжил ужесточать монетарную политику, что привело к росту ставок по кредитам и депозитам. Это соответственно склонило россиян к тому, чтобы накапливать средства на счетах и ограничило их возможности получения кредитов, заставив отказаться от многих покупок. В-третьих, уже с весны отмечен рост просроченной задолженности по кредитным картам, которыми россияне активно пользовались весной прошлого года, когда доступ к остальным видам кредитов резко сократился на фоне резкого повышения ставки ЦБ. Соответственно те, кто оказался в ситуации такой просрочки, также имеют ограниченный доступ к кредитам или тратят большую часть доходов на обслуживание долга, а потому вынуждены экономить», – рассказал «НГ» эксперт компании «ИВА Партнерс» Артем Шахурин.
Агрессивная реклама, развитие онлайн-торговли и доставки товаров на дом стали основной причиной того, что произошла коррекция ответов респондентов, считает доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. «Потреблять продуктов питания меньше мы не стали. Это – новая реальность. Мы долго говорили о том, что существующая модель крупных торговых центров постепенно себя изживает и потребители переключаются на онлайн-торговлю. Но действительно часть покупателей ощущает на себе изменение благосостояния и первым делом начинает сокращать наиболее существенную статью расходов – продукты питания. Получается, что та часть потребителей, у которой нет возможности радовать себя крупными покупками, начинает искать удовольствие в рамках повседневных покупок, и поэтому продажи еды питомцам, расходы на мелкую бытовую технику и гаджеты не меняются. Самый очевидный способ экономии – переход в дискаунтеры и отказ от части ассортимента. Экономия от переноса покупок в дискаунтеры может быть незначительной, а вот изменение ассортимента – более значимый процесс», – сказала «НГ» Лебединская.
Эксперт отмечает, что переход на собственные торговые марки (СТМ) – еще один тренд, уже мирового уровня. «Это также одна из стратегий экономии. Но товары СТМ в 2022-м – начале 2023 года дорожали даже быстрее, чем бренды. В итоге СТМ в ряде категорий (чипсы, вафли, зефир) росли быстрее, чем на брендированную продукцию, однако даже в этой ситуации частные марки продемонстрировали более высокую динамику продаж по сравнению с брендами, – говорит эксперт. – Еще один тренд в покупках – переход на систему рекомендованных рыночных цен (RRP). Вот тут от покупателя уже мало что зависит. Считается, что RRP можно использовать в качестве маркетингового инструмента для привлечения покупателей и создания впечатления о высоком качестве товара. Ранее их формировали в отношении дорогостоящих товаров, но постепенно практика распространилась и на другие категории товаров: программное обеспечение, подписки на сервисы, компьютерные игры».