0
9226
Газета Экономика Печатная версия

02.11.2023 20:20:00

Грузоперевозки включили сигнал тревоги

Транспортировка сырья в октябре сократилась больше чем на 3%

Тэги: экономика, грузоперевозки, грузооборот, статистика, тарифы, промышленность, опасные индикаторы


экономика, грузоперевозки, грузооборот, статистика, тарифы, промышленность, опасные индикаторы В октябре существенно снизились объемы погрузки сырьевых товаров. Фото Reuters

Самым тревожным опережающим индикатором для российской экономики становится падение грузовых перевозок. В октябре погрузка на российских железных дорогах оказалась меньше прошлогоднего показателя почти на 3,5%. Самое глубокое падение отмечается в перевозках леса, нефти, руды, цемента и строительных грузов.

По оперативной информации ОАО «РЖД», погрузка на сети «Российских железных дорог» в октябре 2023 года сократилась на 3,4% в годовом выражении, до 103,3 млн т. В месячном выражении погрузка фактически стагнировала. По отношению к сентябрю прирост составил 0,2%, к августу – 0,1%. «Если сравнивать с бескризисными годами, то в 2019–2021 годах были гораздо большие объемы – 110,4/109,9 млн т соответственно», – обращают внимание авторы Telegram-канала MMI.

Грузооборот за октябрь 2023 года сократился в годовом выражении на 0,4% и составил 222,6 млрд тарифных тонно-километров. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 1,3% и составил 275,9 млрд тонно-километров.

По итогам десяти месяцев этого года суммарная погрузка на сети РЖД выросла всего на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В отраслевом разрезе по итогам десяти месяцев существеннее всего сократилась перевозка леса – почти на 17% в годовом выражении. Погрузка железной и марганцевой руды снизилась на 3,6%, нефти и нефтепродуктов – на 2,7%, а цемента – на 2,5%. Погрузка строительных грузов снизилась на 1,2%. Погрузка каменного угля осталась на уровне значений прошлого года.

Выросли перевозки зерна – на 41,2% и кокса – на 12%. Перевозки грузов в контейнерах увеличились на 5,5%, химических и минеральных удобрений – на 4,6% и лома черных металлов – на 3,3%.

Грузоперевозки – один из лучших опережающих индикаторов состояния экономики, напоминают эксперты. «Возобновившийся обвал в секторе – это сильный сигнал в отношении будущей динамики промышленности и стройки», – пишут в MMI, подчеркивая, что мягкая рецессия может быть полезной в текущей ситуации адского перегрева, вызванного неразумными бюджетными тратами.

Уменьшение грузовых перевозок может быть обусловлено несколькими факторами, обращает внимание ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Во-первых, складскими запасами ряда товаров и сырья, что привело к сокращению их перевозки. Во-вторых, изменением транспортных тарифов. В-третьих, изменение объемов грузовых перевозок может быть связано с продолжением переориентации на торговлю со странами Востока и Юга, нахождением оптимальных маршрутов такой торговли, совершенствованием логистики. Также на объемах перевозки могли сказаться ремонты на предприятиях ряда отраслей, например в нефтеперерабатывающем секторе, что уменьшило потребности в сырье и сократило вывоз готовой продукции», – рассуждает эксперт.

Ранее сообщалось о существенном росте цен на вагоны и их аренду. Так, по данным аналитиков Информационного центра операторов (ИЦО) контракт на покупку типового полувагона сейчас можно заключить по цене 4,5–6,5 млн руб., а инновационного (вагона большей грузоподъемности) – в районе 6,2–7,5 млн. Для сравнения: в 2021 году эти показатели находились на уровнях в 3,5 и 3,5–3,9 млн руб. соответственно.

«Самая большая просадка и в процентном и в натуральном выражении – по тем грузам, основным потребителем которых раньше были европейские страны. Именно они закупали лес, руду, нефть и нефтепродукты, а также соду. Из-за санкций на европейском направлении этих грузов стало перевозиться меньше, а маршрут в Азию длиннее, и продажи на этом направлении пока не полностью компенсируют снижение отгрузки в Европу», – поясняет эксперт «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. Он указывает, что заметный рост перевозки зерновых связан не только высоким урожаем прошлого года, но и с тем, что для экспорта этой продукции морским путем с использованием европейских портов затруднен.

Сокращение объемов перевозок отражает общую ситуацию в экономике, продолжает старший преподаватель РЭУ им. Плеханова Дмитрий Соболев. «В сегменте железнодорожных перевозок увеличение объемов наблюдается лишь в сегменте контейнерных перевозок, по коксу, лому черных и цветных металлов, а также зерну – сезонному грузу, объемы перевозок которого ежегодно увеличиваются к концу лета-осени. По остальным грузам, в том числе нефтепродуктам, продукции строительной, лесной и химической отрасли, рудам наблюдается спад объемов», – говорит он.

По мнению эксперта, одна из причин спада – анонсированное повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки с декабря 2023 года более чем на 10% и продолжающийся отток грузоотправителей с железной дороги в пользу автомобильных перевозок. «Не менее важной причиной является разбалансированность в работе железной дороги: брошенные поезда, увеличение сроков перевозки, несогласованность работы железных дорог по стыковым станциям и другое», – считает экономист.

Различные опросные индикаторы указывают на противоречивые настроения в российской промышленности. Из опросов промышленных предприятий, которые проводит Институт Гайдара, следует, что, несмотря на рост спроса и стабильно высокий оптимизм прогнозов продаж, промышленность в сентябре-октябре сообщала об относительно скромной динамике выпуска. «При этом планы выпуска в сентябре-октябре тоже снизились после августовского «подсанкционного» максимума», – говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло.

Инвестиционные планы российской промышленности также корректируются, продолжает он. По мнению экономиста, негативная корректировка инвестиционных планов российской промышленностью может объясняться ростом доли предприятий с избыточными мощностями.

Весомой причиной ограничения промышленного роста в четвертом квартале предприятия называют «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив», которая хоть и снизилась за три месяца, однако о ее влиянии говорит 44% опрошенных предприятий. Кроме того, в октябре фактор «ослабления курса рубля и удорожания импортного сырья и оборудования» оказал влияние на 38% предприятий, тогда как в июле на него указывали 28% отечественных производителей, а в октябре 2022-го – только 6%.

Опросные индикаторы отдельно обрабатывающих отраслей показали лучшую динамику. В октябре так называемый индекс менеджеров по закупкам (PMI) обрабатывающих отраслей России составил 53,8 пункта, немного опустившись с сентябрьских 54,5 пункта, показало исследование S&P Global. Напомним, значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня – на ее снижение.

В обзоре указывается на рост в октябре новых заказов производителей. «Темпы их увеличения ускорялись третий месяц подряд, став самыми резкими с марта 2011 года», – пишет S&P Global. Аналитики объясняют увеличение новых заказов успешным импортозамещением, приобретением новых клиентов и сильным спросом. «Основную роль здесь сыграл внутренний спрос поскольку новые экспортные заказы росли лишь незначительно и самыми медленными темпами в текущей трехмесячной серии роста», – замечают эксперты. При этом в целом по итогам сентября объемы промышленного производства выросли в годовом выражении на 5,6%, в месячном выражении – на 1%, а с учетом календарного и сезонного факторов – на 0,3%.

В целом же за девять месяцев 2023 года индекс промпроизводства по сравнению с январем–сентябрем 2022 года повысился на 3,3% (после +2,2% за первое полугодие). Специалисты Росстата отмечают, что в сентябре на рост промпроизводства оказало влияние в первую очередь увеличение объемов выпуска в обрабатывающих отраслях.

Обрабатывающие производства в сентябре выросли почти на 11% в годовом выражении. Отрасли, связанные с водоснабжением и водоотведением, утилизацией отходов и ликвидацией загрязнений, увеличили объемы производства всего на 0,3% к сентябрю 2022-го. Энергетический сектор показал отрицательную динамику по сравнению с сентябрем 2022 года (–3%). Добыча полезных ископаемых сократилась по сравнению с сентябрем 2022 года на 0,7%.

Сырьевой сектор показал снижение и по итогам девяти месяцев года. В годовом выражении снижение объемов добычи полезных ископаемых составило 1,2%. Объемы генерации электроэнергии за девять месяцев фактически стагнировали, так как показали рост на 0,3%, выработка пара и горячей воды сократилась на 2,4%.

В обрабатывающих производствах максимальные годовые темпы роста в сентябре продемонстрировали отрасли, связанные с производством автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – рост на 56,3%, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – +47,5%, выпуском прочих транспортных средств (включая авиационную технику, судостроение и т.д.) – +45,8%, изготовлением мебели – +38,6%, выпуском компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий – +33,5%, производством прочих готовых изделий – +21,7%, ремонтом и монтажом машин и оборудования – +20,9%.

Для сравнения: добыча полезных ископаемых показывает падение на 0,7% в годовом выражении и сокращение на 2,3% за последние два года. «За последний год экономику тянет оптовая торговля, потребительский спрос и обработка, а за два года – обработка (за счет ВПК), строительство и сельское хозяйство», – резюмирует финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). А основной драйвер роста промышленности – это обработка, которая компенсирует снижение добычи полезных ископаемых и стагнацию в электроэнергии, пишет он. 


Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
1824
В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

В России сохраняется высокий уровень эксплуатации рабочих

Ольга Соловьева

Дефицит кадров в промышленности предлагают устранить увеличением налогов для самозанятых

0
4729
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3488
Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
11588

Другие новости