Инфляция, замеряемая Росстатом – ведомством Сергея Галкина, существенно отличается от «инфляции кармана» россиян. Фото фонда «Росконгресс»
Официальные рапорты властей о растущей инфляции пока не подтверждаются реальной статистикой совершаемых покупок. Цены основных товаров повседневного спроса остаются стабильными уже три месяца подряд, сообщает холдинг «Ромир». При этом показатель «свободных денег» в карманах россиян снижается, что не позволяет продавцам поднимать розничные цены без потери своих доходов. Об этом же говорит снижение инфляционных ожиданий населения РФ. А также последние данные ЦБ о растущей численности населения, обремененного двумя и более потребительскими кредитами. Армия «трижды должников» приближается к 10% всего населения страны. И она тоже отказывается от покупок дорожающих потребительских товаров.
Исследовательский холдинг «Ромир» (в отличие от Росстата) замеряет потребительскую инфляцию не по магазинным ценникам, а по реально совершаемым покупкам. Это значит, что Росстат может завышать темпы роста цен, учитывая и те подорожавшие товары, от которых уже отказались массовые потребители (см. «НГ» от 25.06.23). Рост цен на основе фактически совершенных покупок в «Ромире» называют личной инфляцией, или «инфляцией кармана». Для оценки динамики цен в «Ромире» используют данные более миллиона покупок. При этом база товаров у «Ромира» может быть шире той, которую используют в ведомстве Сергея Галкина.
Последние данные «Ромира» показывают, что так называемый индекс-дефлятор, отражающий личную инфляцию потребителей на товары повседневного спроса, остается стабильным уже три месяца подряд – на уровне 189%. За 100% в данном случае специалисты берут уровень цен января 2019 года. С начала года личная инфляция составила 11,2%. И именно этот показатель почти не меняется последние три месяца. Наблюдения о стабилизации множества розничных цен заметили и в компании Nielsen.
В группу товаров повседневного спроса входит несколько десятков тысяч товарных позиций. От продуктов питания до бытовой химии, предметов личной гигиены, товаров для животных и предметов домашнего обихода.
В Nielsen замеряют индекс потребительского оптимизма. И этот оптимизм снизился в третьем квартале 2023 года по сравнению с показателями первого полугодия.
В Nielsen замечают, что, несмотря на то что значение индекса формально находится в области положительных значений, более половины опрошенных ими покупателей указали, что сейчас не самое хорошее время для покупки новых вещей.
При этом около 60% потребителей заявили, что тратят сейчас больше, чем год назад. Однако анализ их ответов говорит скорее о желании сэкономить или купить «про запас». Примерно 15% потребителей тратят меньше, чем год назад. Почти половина (46%) из них покупает только самое необходимое, 39% выбирают магазины с более низкими ценами, а каждый третий покупает более дешевые товары. И не исключено, что россиянам придется больше ужиматься в своих расходах и в дальнейшем. Опрос представителей бизнеса, проведенный тем же Nielsen, показал, что почти 60% производителей планируют повысить цены на свои товары в ближайшие три месяца, и примерно треть из них – на 11% и больше.
Динамика инфляции реальных покупок может удивить многих экспертов. Фото агентства «Москва» |
По сообщениям ФОМ, инфляционные ожидания россиян в октябре снизились до 11,2% с 11,7% в сентябре, вернувшись на июльский уровень. При этом уровень годовой инфляции по Росстату на конец октября достиг 6,59%.
На потребительские настроения, вероятно, влияет и объем свободных денег у населения. А их, если верить тому же «Ромиру», становится все меньше. Доля свободных денег, остающихся в среднестатистическом домохозяйстве после совершения всех жизненно необходимых трат, по итогам сентября составила 21% от общего семейного бюджета. Эксперты подчеркивают: на этом уровне доля свободных денег с незначительными колебаниями остается на протяжении последних семи месяцев.
Свободных денег у россиян, несмотря на общую статистику роста реальных зарплат, остается все меньше. К примеру, в сентябре прошлого года у домохозяйств оставалось 28% их семейного бюджета после всех обязательных трат, а в сентябре 2021 года – 31%.
О снижении покупательной способности населения косвенно говорят и новые данные ЦБ о росте закредитованности населения. За последний год количество граждан, имеющих три кредита и более, увеличилось на 2,2 млн человек и достигло 11,2 млн, сообщили в понедельник в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. В целом количество граждан, имеющих кредиты и займы выросло до 47 млн человек.
У 8 из 10 граждан, взявших ипотеку во втором квартале 2023 года, уже был потребительский кредит. При этом более 10 млн человек в стране уже обременены жилищными кредитами. Почти каждый второй такой кредит в первом полугодии выдан более чем на 25 лет, хотя еще годом ранее доля таких кредитов составила 30%. Почти 40% выданных в этом году ипотечных кредитов было выдано заемщикам, которым на момент плановой выплаты долга будет более 65 лет, следует из данных регулятора.
По мнению гендиректора «АНАНАС ГРУПП» Феликса Стетоя, снижение свободных денег у россиян показывает, что доля «обязательных» расходов увеличивается не только за счет роста цен, но и в том числе за счет финансовой нагрузки граждан (рост закредитованности).
При подобном уровне закредитованности россияне вряд ли смогут покупать сильно подорожавшие товары. Это значит, что попытки повышения цен столкнутся с отсутствием платежеспособного спроса.
Эксперты «НГ» обращают внимание на тот факт, что в течение всего третьего квартала 2023 года, согласно данным Росстата, стабильными оставались цены на большие группы продуктов питания повседневного спроса. «Это макаронные изделия, мороженая рыба и молочная продукция. На эти продукты розничные цены в течение всего квартала от месяца к месяцу снижались или хотя бы оставались без изменений», – замечает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. В то же время нельзя сказать, что обязательно на все товары повседневного спроса цены в течение третьего квартала снижались, продолжает эксперт.
«Сегодня в России столкнулись две противоречивые тенденции. С одной стороны – беспрецедентный рост заработных плат во многих отраслях, который вышел на 15-летний максимум. С другой стороны – цены на многие товары явно повышаются, что связано в том числе и с повышением зарплат. Поэтому даже повышенные зарплаты у многих россиян в этом году могут быстро обесцениваться», – рассуждает Мильчакова. В результате, по ее мнению, в некоторых сегментах рынка инфляция сдерживается вовсе не монетарной политикой, а обычным законом спроса и предложения, потому что спрос уже местами не выдерживает выросших цен.