ИИ попытался решить проблему работающих пенсионеров. Изображение сгенерировано «НГ» с помощью нейросети Kandinsky 2.2
Правительство РФ в ближайшее время начнет использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) по рекомендациям Министерства цифрового развития. Для оценки потенциала ИИ наша газета попросила разные нейросети решить те задачи, которые пока не поддаются федеральному правительству: как бороться с инфляцией, не угнетая при этом экономический рост, как быть с индексацией для работающих пенсионеров и как повысить зарплаты, не разгоняя розничные цены. Среди массы банальных ответов были и весьма разумные предложения, о которых, похоже, пока не догадываются российские чиновники.
Один из содержательных рецептов: борьба с инфляцией монетарными методами должна сопровождаться стимулирующей налогово-бюджетной политикой.
Другой совет: для увеличения зарплат нужно улучшать бизнес-климат и повышать производительность труда. А работающим пенсионерам пенсии лучше все-таки индексировать – рекомендует ИИ.
Минцифры анонсировало скорое появление в России рекомендаций по внедрению ИИ в ведомствах и госкомпаниях. Делается это для того, чтобы с 2024 года они уже были имплементированы в программы цифровизации.
«У нас есть программы цифровой трансформации ведомств и есть стратегия цифровой трансформации госкомпаний. Там отдельно будет прописан весь блок мероприятий, показатели, связанные с увеличением объема использования решений с искусственным интеллектом», – объявил глава Минцифры Максут Шадаев.
Чтобы оценить потенциал применения ИИ госструктурами, «НГ» провела «опрос» трех наиболее известных в стране нейросетей по актуальным экономическим темам, которые, как можно судить, загоняют власти в тупик, потому что каждое из решений порождает дополнительные проблемы.
Задавались следующие вопросы: «Как снизить инфляцию в стране, не навредив экономическому росту?», «Как поднять зарплаты в стране, не разгоняя при этом инфляцию?», «Нужно ли индексировать пенсии работающим пенсионерам – если да или нет, то почему? Как справедливо решить эту проблему?»
Только на первый вопрос (про инфляцию) ответили все три нейросети. А на две другие темы – про зарплаты и пенсии – одна из нейросетей оказалась «совсем не готова» говорить. «Такие темы я не обсуждаю, чтобы никому не было обидно или неприятно», – пояснила она.
Уточним, далее мы приводим в тексте отредактированные ответы чат-ботов генеративного ИИ ввиду некоторого косноязычия искусственных текстов. Впрочем, по уровню косноязычия российские чиновники наверняка дадут фору многим системам ИИ. Примечательно также, что ИИ может спустя некоторое время самостоятельно корректировать свои ответы после повторного вопроса на одну и ту же тему. Основная часть ответов – это набор банальностей. Но временами всплывают и крупицы здравого смысла.
Интересен , в частности, взгляд ИИ на дилемму «Инфляция или экономический рост». Универсального для всех стран решения, естественно, не существует. Но в списке мер на первом месте оказался поиск «правильного баланса» в денежно-кредитной политике. Ведь если монетарное воздействие на инфляцию станет чрезмерным, то оно станет угнетать экономическую активность. При этом ИИ уточняет, что «стабильный обменный курс может помочь предотвратить внезапные скачки цен».
На втором месте решения, связанные с налогово-бюджетной политикой. В этой сфере Минфину РФ также следует найти более разумный баланс. Для охлаждения инфляционных процессов может потребоваться снижение госрасходов, а также повышение бюджетной дисциплины. Но, с другой стороны, бюджетная политика должна быть одновременно стимулирующей и компенсирующей негативное воздействие монетарных мер Центробанка.
То есть, по рекомендации ИИ, некоторые статьи госрасходов должны как раз увеличиваться – в частности, на развитие инфраструктуры и человеческого капитала (образование, здравоохранение). Требуется также поощрять инвестиции, которые обеспечивают в разных отраслях рост производительности труда, внедрять инновационные технологии. Все это поможет снизить издержки, повысить эффективность производства, создать качественные рабочие места.
Также в списке рекомендаций поощрение конкуренции между предприятиями, снижение коррупционных издержек через развитие институтов – «таких, как судебные, правоохранительные и регулирующие органы». ИИ советует улучшать бизнес-климат для привлечения инвестиций. Помимо этого требуются регулярный мониторинг ситуации с инфляцией, анализ экономических данных для своевременного принятия решений.
Не обошлось без экстремальных мер или советов, логика которых так до конца и не прояснилась. Например, ИИ упоминает такую меру, как регулирование цен, уточняя, однако, что контроль над ценами может иметь непредвиденные последствия. Также ИИ советует стимулировать экспорт, считая, что этот вывоз продукции поможет увеличить предложение товаров «на внутреннем рынке».
Рекомендации ИИ по поводу повышения зарплат без последствий в виде ускорения инфляции примерно те же. Инвестировать в инфраструктуру, в обучение и развитие навыков работников, в новые технологии, обеспечивать рост производительности труда, содействовать предпринимательству. Помимо этого надо совершенствовать кадровую политику на уровне как государства, так и отдельных предприятий, устраняя различные виды неявной дискриминации. ИИ рекомендует снижать налоговое бремя. И еще одна мера – надо повышать минимальный размер оплаты труда (МРОТ), ведь «установление более высокого МРОТ может стимулировать рост зарплат в целом и уменьшать разрыв между бедными и богатыми».
И наконец, не менее спорная тема – про индексацию пенсий работающих пенсионеров. Одна из нейросетей сначала безапелляционно заявила, что индексация работающим пенсионерам необходима, «так как они получают меньшую пенсию, чем неработающие пенсионеры». При повторном вопросе она указала на аргументы как «за», так и «против».
Вторая нейросеть сразу начала с описания разных аргументов. По ее мнению, если мы вернем индексацию пенсий работающим пенсионерам, то это тут же увеличит нагрузку на пенсионную и бюджетную системы, а значит, может потребоваться увеличение соцвзносов со стороны работодателей. При этом, как считает ИИ, есть риски нарастания неравенства среди пенсионеров, ведь работающие пенсионеры имеют дополнительный доход. Наконец, потенциально возникают риски усугубления молодежной безработицы.
Но аргументы «за» тоже весомые. Одна из нейросетей настаивает: индексировать всем пенсии прежде всего было бы справедливо. Тем более что за счет индексации мы сохраним покупательную способность выплат. Это перестанет вынуждать часть пожилых работников увольняться с целью повышения пенсий, и тогда это поддержит экономическую активность в стране. Пенсионеры, которые продолжают работать, «вносят свой вклад в экономику» в виде налогов, взносов и произведенных товаров и услуг.
С учетом всех «за» и «против» ИИ вновь советует искать компромисс. «Как же справедливо решить эту проблему?» – задается вопросом одна из нейросетей. Варианты разные, в том числе сомнительные. Допустим, «установить максимальный возраст для индексации пенсий, чтобы ограничить число людей, имеющих право на индексированную пенсию». Или – ввести некую «прогрессивную шкалу налогообложения для пенсионеров, которая учитывала бы их доходы и степень зависимости от пенсий».
Но также ИИ рассуждает о пользе льгот для работающих пенсионеров, например, бесплатного проезда в общественном транспорте, скидок на лекарства.
Некоторые рекомендации ИИ подверглись жесткой критике со стороны экспертов.
"Ограничение индексации пенсий по максимальному возрасту может привести к социал-дарвинизму", – опасается руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве Александр Цыганов.
Да и в большинстве случаев получился набор общих фраз, сформированных из высказываний и выступлений по заявленной тематике. «Такие ответы подойдут скорее для публичного выступления, где не всегда требуется обоснование лозунга, но не для экономических документов. И это может привести не к решению, а как раз к консервации проблем, – добавил Цыганов. – В большинстве случае нейросеть не учитывает важную, но не находящуюся в центре публичного дискурса информацию».
Хотя в целом опрошенные «НГ» эксперты считают такие эксперименты с нейросетями все же интересными, даже перспективными, но призывают не ждать пока от ИИ слишком многого.
Как пояснил «НГ» исполнительный директор Института Столыпина Антон Свириденко, для получения более глубокого материала в нейросети должны быть загружены обширные массивы данных с детальным описанием экономических политик, их эффективности в разные годы в разных странах. По его мнению, не исключено, что этим уже занимаются и в России, и в мире.
«Однако опасность нейросети в том, что если загрузить туда только отчеты нашего Центробанка, то нейросеть будет рекомендовать жесткую денежно-кредитную политику. А если загрузить туда только материалы Федеральной резервной системы США за определенные годы, то она будет советовать проводить количественное смягчение. Если же загрузить отчеты компартии Китая, то ответом на вызовы будет смешанный путь развития, основанный на твердой роли государства вместе с частной инициативой и свободой предпринимательства», – перечислил Свириденко. Поэтому то, что ИИ выдаст идеальный ответ, – это утопия, считает эксперт.
При этом, как полагает Свириденко, ирония в том, что иногда наиболее разумные и правильные решения лежат как раз на поверхности. И они понятны и без нейросетей. Но эти правильные решения часто не принимаются по политическим причинам или из-за лоббизма определенных групп. Так что, по его словам, пока поиск универсальных ответов в нейросетях «несколько похож на поиск философского камня». Поэтому открыт вопрос и о том, как именно будут использовать ИИ в госструктурах.