Несмотря на ближневосточный конфликт, Иран пока наращивает добычу нефти. Фото Reuters
Мировые рынки не ожидают скорого завершения палестино-израильской войны. Но и самый катастрофический сценарий втягивания в конфликт Ирана или Саудовской Аравии пока остается маловероятным. Поэтому мировые цены на нефть или на золото продолжают умеренный рост. Хотя некоторые эксперты и ждут роста нефтяных цен до 150 долл. за баррель. Пока же Запад называет Москву «главным бенефициаром ближневосточного конфликта».
В субботу премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявлял о начале второй фазы войны в секторе Газа. В воскресенье ряд агентств сообщил о том, что Израиль приостановил планы крупномасштабной наземной операции в Газе и заменил их несколькими ограниченными по согласованию с США.
Агентство Reuters указывает, что инвесторов все больше беспокоит перспектива расширения конфликта. «Ситуация в Израиле… вызывает много беспокойства», – говорит управляющий директор по торговле деривативами Charles Schwab Рэнди Фредерик.
Мировые цены на нефть в конце прошлой недели выросли примерно на 3%, достигнув недельного максимума, на опасениях, что напряженность в Израиле и секторе Газа может перерасти в более масштабный конфликт, способный привести к сбоям в глобальных поставках топлива. В пятницу в ходе торгов цена Brent поднималась до 90,24 долл. за баррель, WTI – до 85,35 долл. за баррель.
Цены на золото также активно растут. По итогам торгов прошлой недели декабрьские фьючерсы на золото превысили 2 тыс. долл. за тройскую унцию. При этом до начала конфликта ХАМАС и Израиля стоимость золота составляла менее 1,84 тыс. долл. Год назад его стоимость составляла 1,6 тыс. долл.
Рынок реагирует на новые сигналы усиления напряженности на Ближнем Востоке. В том числе и на сообщения о нанесении Штатами ударов по объектам и группировкам в Сирии, связанным с Ираном. Так, 26 октября стало известно, что США нанесли удары по объектам в Сирии. Аналитики Capital Economics заявляют, что пока реакция нефтяного рынка на конфликт является «приглушенной». «Тем не менее любой признак того, что другие страны региона будут все активнее вовлекаться в конфликт, приведет к резкому росту цен на нефть», – предупреждают они.
Многие аналитики не сомневаются, что сложная ситуация в этом регионе продолжит оказывать влияние на нефтяной рынок на следующей неделе. «Опасения эскалации конфликта на Ближнем Востоке сохраняются. Наценка с учетом военных действий то появляется, то исчезает. Мы зависим от очередного новостного заголовка. Хочется торговать на основе фундаментальных показателей, но это невозможно, потому что вас больше беспокоит происходящее на Ближнем Востоке», – заявляет старший рыночный аналитик Price Futures Group Фил Флинн.
Одно из главных опасений для нефтяного рынка – ввязывание Ирана в ближневосточный конфликт. Однако пока события на Ближнем Востоке не оказали прямого влияния на поставки нефти, но многие опасаются перебоев в экспорте со стороны Ирана в будущем. «Иран нарастил добычу примерно на 500 тыс. баррелей в сутки за первое полугодие. По данным Международного энергетического агентства, это второй по величине прирост в мире. Теперь на страну приходится 10% нефтедобычи ОПЕК», – обращает внимание аналитик Commerzbank Барбара Ламбрехт.
Ряд экспертов не исключают роста цен на черное золото в дальнейшем. В частности, аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что в первом квартале 2024 года цены на нефть марки Brent составят 95 долл. за баррель. При этом при снижении иранского экспорта они ожидают увеличение базовых цен на 5%. Эксперты также прогнозируют дефицит в размере 1,1 млн баррелей в сутки в четвертом квартале и 0,8 млн баррелей в сутки в 2024 году.
Экономисты из консалтинговой компании Ernst & Young не исключают, что стоимость нефти Brent может увеличиться до 150 долл. за баррель в случае серьезной эскалации конфликта.
По мнению аналитиков компании BCA Research, в случае распространения конфликта между Израилем и ХАМАС на другие страны это вызовет нефтяной шок. Они оценивают вероятность вовлечения в конфликт других стран на 45%. В условиях возможной эскалации цены на нефть могут резко подскочить в течение ближайших 12–18 месяцев, полагают в BCA Research. Если при этом Россия тоже сократит добычу нефти – это может привести к дополнительному росту цен на сырье, не исключают они.
«Если военные действия не охватят другие территории, то стоимость нефти марки Brent вырастет не более чем на 3–4 долл. Но если Иран вступит в войну опосредованно и перекроет доступ к своей нефти, тогда возможен скачок на 10 долл.», – рассуждает аналитик компании Primary Vision Network Осама Ризви.
Худший сценарий, по мнению экономистов, полномасштабная война с участием крупных держав, таких как США, где Израиль находится в прямом конфликте с Ираном. «Если это произойдет, то следует ожидать сокращение мирового ВВП почти на 1 трлн долл., что приведет к рецессии мировой экономики, а цены на нефть достигнут отметки в 150 долл. и выше», – ожидают эксперты Bloomberg Еconomics.
Пока ситуация говорит об обратном. В воскресенье официальный представитель Союза иранских экспортеров нефти, газа и нефтехимии Хамид Хосейни сообщил, что производство нефти Ирана выросло до 3,4 млн баррелей в сутки. «Согласно предыдущему отчету, этот показатель составлял 2,9 млн баррелей», – сказал он, уточнив, что Иран готов выходить на уровень производства в 3,8 млн баррелей в сутки.
Агентство Bloomberg со ссылкой на данные Kpler сообщает, что поставки иранской нефти в среднем составили 1,8 млн баррелей в сутки, что стало новым рекордом. СМИ также отмечает, что Тегеран даже обогнал Саудовскую Аравию в качестве крупнейшего поставщика нефти в Китай. Первое место по-прежнему остается за РФ.
Иранские СМИ оспаривают ожидания многих западных экспертов и сомневаются в том, что ближневосточный конфликт расширится до участия в нем США и Ирана. «Даже если израильские политики решат совершить еще одну ошибку и стимулировать войну против Ирана, США скорее сосредоточатся на разрешении конфликта в Украине и противодействии влиянию Китая, чем повторят прискорбно тщетные саги об Ираке и Афганистане», – пишет издание The Tehran Times.
На Западе при этом основным бенефициаром конфликта на Ближнем Востоке называют Москву. «Россия становится основным бенефициаром этой войны. Приложив минимальные усилия, Москва пожинает плоды регионального хаоса, который угрожает израильтянам и палестинцам. В трех ключевых областях – кампания против Украины, планы на Ближнем Востоке и глобальная война нарративов с западными государствами – Россия выиграет от затягивания палестино-израильского конфликта», – пишет The New York Times. По мнению издания, события в Газе отвлекают западных политиков и общественность от конфликта в Украине.
По мнению российских экспертов, главное влияние ближневосточного конфликта – на сырьевые товары. «Военная премия» в нефти в последнее время растет и снижается в зависимости от новостного фона. Нефть более чувствительна к происходящему, чем золото, поскольку Ближний Восток – ключевой регион для рынка черного золота как с точки зрения производства (более половины мировых запасов), так и с точки зрения логистики. Так, через Ормузский пролив, который контролируется Ираном, проходит треть морских перевозок нефти, решающее значение он имеет также для транспортировки СПГ в Европу и другие регионы. Это одна из очевидных причин для чуткой ценовой реакции сырья на риски потенциального вовлечения Тегерана в нынешний конфликт. Если эскалация выйдет на новый уровень, котировки Brent могут быстро выйти к 100 долл. и выше», – рассуждает стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов также полагает, что в случае распространения ближневосточного конфликта на другие страны это повлияет на рынок энергоносителей. Другие, подпадающие под удар отрасли, туризм и авиаперелеты. «Ближний Восток – важный авиахаб. И если будет перекрыто небо – это ведет к заметному росту издержек в туризме и перелетах», – рассказывает эксперт.
Основные каналы влияния эскалации конфликта на Ближнем Востоке – спад туристических потоков, отложенные инвестиционные решения, рост стоимости страхования грузов, угроза усиления потоков беженцев, считает руководитель отдела «Финам» Ольга Беленькая. Перебои с поставками энергоресурсов из-за расширения конфликта могут привести к перебоям в снабжении энергоресурсами импортеров и новому скачку мировых цен на нефть. «Европа и Великобритания по-прежнему зависят от импорта энергоресурсов, а долговая нагрузка в мире с тех пор значительно увеличилась, из-за чего высокие процентные ставки могут спровоцировать более сильную волну дефолтов», – говорит Беленькая. По ее мнению, в случае серьезного шока в мировой экономике сократится и спрос на сырье, что в итоге может привести и к снижению российских экспортных доходов.