Недобросовестные иностранцы пользуются несовершенством российского миграционного законодательства. Фото с сайта www.мвд.рф
Миграционная проблема выходит для российских властей на первый план. Для контроля криминальной обстановки и оценки экономической пользы от приезжих иностранцев правительство РФ создает единый электронный реестр мигрантов и их работодателей. Запись в этом реестре может стать главным документом для каждого иностранца в РФ. Таким образом, действующий сегодня принцип «заплати за трудовой патент и делай что хочешь» уходит в прошлое. Эксперты «НГ» предполагают, что отладка нового механизма миграционного контроля потребует несколько лет.
По данным ФСБ, за первый квартал 2023 года для работы в Россию въехало 1,3 млн иностранцев (841,5 тыс. за тот же период прошлого года). Основной поток идет из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Казахстана (три последние страны входят в Евразийский экономический союз, в рамках которого переток рабочей силы относительно свободный). В Узбекистане Россия проводит организованный набор сотрудников для строительства, сельского хозяйства и промышленности (согласно данным Агентства по внешней трудовой миграции Узбекистана, количество граждан этой страны, трудоустроенных через оргнабор, с весны выросло в 12 раз, за первые восемь месяцев 2023 года на работу в Россию через оргнабор выехали более 20 тыс. человек.
Как указывается в материалах правительства, на недавней стратегической сессии по миграционной политике премьер-министр Михаил Мишустин обратил внимание на то, что российские власти должны представлять, какие работники приезжают в страну.
О том, что в России планируется перевести в электронный вид все административные процедуры, связанные с миграцией, сделать понятным оформление вида на жительство, разрешения на работу и других документов, правительство сообщало еще в мае по итогам заседания по миграционной политике. Речь и тогда и сейчас идет о завершении разработки плана мероприятий по реализации утвержденной президентом Владимиром Путиным концепции государственной миграционной политики на 2023–2025 годы, в разработке которой участвовали главы регионов и эксперты.
Глава МВД России Владимир Колокольцев заявил, что каждое четвертое преступление с участием иностранных граждан в РФ связано с наркотиками. Тогда как еще два года назад – каждое восьмое.
С помощью цифровизации правительство хочет и помогать адаптации приезжих в российскую жизнь. «Правительство прорабатывает возможность создать цифровую платформу, где будут размещаться учебные и методические материалы для изучения русского языка иностранными гражданами. Это будет способствовать более быстрой адаптации трудовых мигрантов, поскольку именно знание языка является главным фактором для скорейшего обустройства к жизни в незнакомой среде», – сообщили в пресс-службе кабинета министров.
«Уровень цифровизации в РФ – один из самых высоких в мире, внедрение новой системы займет несколько лет, но в итоге она позволит контролировать ситуацию в сфере миграции», – сказал «НГ» директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты России Максим Григорьев.
«Перевод реестра трудовых мигрантов в электронный вид в целом хорошее дело: у каждого будет свой номер, на который будет нанизываться вся информация. Общий процесс будет более прозрачен, а значит, снизится уровень низовой коррупции, – сказал «НГ» экс-заместитель главы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин. – Но цифровизация сама по себе не поможет с решением проблемы адаптации иммигрантов, она должна сопровождаться наращиванием офлайн-общения приезжих с коренным населением, с представителями гражданского общества. Сейчас этого нет, именно поэтому приезжие варятся в собственном соку, создавая свои мечети, клубы и т.п.». Отгородившись экраном от живых людей, не поймешь, что ими двигает, продолжает эксперт. «Исследования показывают, что живущие в своих странах по светским законам, приехав в РФ, почему-то радикализируются и предпочитают шариат, игнорируя российские светские законы. Почему это происходит? Ясного ответа на этот вопрос пока нет. И новый реестр в этом вряд ли окажется помощником», – предполагает он.
«Что касается электронного реестра работодателей – это реинкарнация разрешений на привлечение трудовых ресурсов, – считает Поставнин. – Они были в бумажном виде, но из-за бюрократизации процесса и нереальных требований (там за год надо было сформулировать запрос на определенное количество людей тех или иных профессий) от них отказались. Такая же судьба из-за бюрократии может постичь и электронный реестр».
«Мы уже 20 лет наблюдаем попытки привести в порядок регулирование миграционных потоков. Дело, однако, не в форме реестров, а в неурегулированности миграционной политики в целом, - сказал «НГ» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. – У РФ разные режимы привлечения трудовых ресурсов с разными странами (из ЕАЭС – свободный приезд), из Узбекистана – по оргнабору и т.п. Основная проблема в том, что из-за зыбких правил учета в условиях низовой коррупции никто не знает количество работающих у нас иностранцев. Еще 10 лет назад все трубили о необходимости привлечения трудовых мигрантов, отраслевые чиновники продолжают эту мысль и сейчас. Бизнесменам выгодно, когда иностранцы работают на 20 больше наших граждан, а платить им при этом можно на 30% меньше. Однако такая нечестная конкуренция ведет к снижению зарплат в стране, закрепляет «лопатный уклад», так как ре6чь в основном о низкоквалифицировнной рабочей силе. Это никоем образом не способствует продвижению России к технологическому прогрессу. А теперь мы видим и заявления высокопоставленных людей о проблемах, связанных с плохой интеграцией мигрантов в наше общество».