0
3860
Газета Экономика Печатная версия

26.10.2023 14:02:00

Климатическим проектам не хватает законодательного регулирования

России необходимо развивать инструменты углеродного рынка в диалоге с экономическими партнерами, подчеркивают эксперты


Бизнесу инструменты углеродного рынка нужны для повышения конкурентоспособности, прибыльности и репутации, отмечают эксперты. Фото Дмитрия Тура/Ассоциация менеджеров

Рынок углеродных единиц в России активно развивается: создана необходимая инфраструктура, разработаны методологии климатических проектов, заработал реестр углеродных единиц. Для многих компаний, в том числе в металлургической отрасли, из-за технологических ограничений это самая перспективная возможность декарбонизации. Однако остаются много вопросов: оборот углеродных единиц еще недостаточно урегулирован в законодательстве, вдобавок непонятно, как они будут учитываться зарубежными партнерами. Проблемы углеродного рынка и пути их решения обсуждались в ходе дискуссии на форуме «Дело в людях».

В мире разработано множество механизмов регулирования выбросов углерода, что привело к проблеме фрагментарности, отметила руководитель направления департамента международного сотрудничества компании РУСАЛ Анна Наклескина. Всего существуют 73 обязательных регуляторных режима различных уровней, предусматривающих торговлю выбросами или углеродный налог. К наднациональным относится, например, европейская система, притом что в Европе, в частности в Германии, действуют и национальные системы. Национальные режимы установлены в том числе в Китае, Канаде, Казахстане. Субнациональные режимы действуют в провинциях Китая, Калифорнии, а в России проводится эксперимент по углеродному регулированию – квотированию и торговле выбросами – на Сахалине, перечислила Анна Наклескина.

Когда есть такое многообразие инструментов, нужно понять, как это будет работать в единой механизме, подчеркнула эксперт. Причем это только обязательные системы, а ведь параллельно функционируют и добровольные. Есть проблема разных уровней цены на углерод, двойного учета выбросов, соотношения разных систем, если в одной действует торговля выбросами, в другой – углеродный налог, отметила Анна Наклескина. Проблема интеграции различных режимов обсуждается на международных площадках, в частности, Всемирная торговая организация готовит ряд предложений, как прийти к глобальной цене на углерод.

России в этом плане важно развивать собственный углеродный рынок с учетом своих национальных интересов, причем это не должно происходить в отрыве от международного контекста, а главное – от ключевых партнеров в области торговли и инвестиционного сотрудничества, подчеркнула Анна Наклескина. «Обнадеживающе прозвучало недавнее обращение министра экономического развития Максима Решетникова к китайским партнерами по поводу сближения наших позиций, взаимного признания методологий и результатов верификации выбросов», – заметила она. Наравне с Китаем в эту повестку включаются арабские страны, например, Саудовская Аравия.

«Эта история имеет абсолютно практический смысл, – обратила внимание эксперт. – Для бизнеса это конкурентоспособность продукции: на рынки, в том числе китайский, легче идти с зеленой продукцией. Это прибыльность: платежи за выбросы в юрисдикциях, где они взимаются, влияют на затраты российских компаний. И это репутация: если ты не зеленый – ты плохой, что может быть использовано в конкуренции и регуляторной практике». Крайне важно развивать собственные компетенции и сохранять диалог с зарубежными партнерами, причем государству и бизнесу нужно работать плечом к плечу, резюмировала Анна Наклескина.

В России сейчас развиваются два инструмента углеродного рынка: зеленые сертификаты, подтверждающие использование в бизнес-процессах возобновляемой энергии, и углеродные единицы – объем выбросов парниковых газов, который удалось предотвратить благодаря реализации того или иного климатического проекта. Так, Эн+ была одной из первых в России, кто начали заниматься зелеными сертификатами, выпускает их на базе чистой возобновляемой энергии, генерируемой ГЭС и солнечной станцией компании, напомнила директор департамента внешних связей компании Эн+, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров Ольга Санарова. «Мы выступаем за то, чтобы этот рынок был конкурентным, регулируемым и чтобы государство максимально в нем участвовало, иначе перспектив у рынка немного», – отметила она. Кроме того, металлургический бизнес Эн+ – компания РУСАЛ в свое время начала заниматься лесоклиматическими проектами, а теперь еще и проектом в сфере водно-болотных угодий (ВБУ) – обводнения осушенных торфяников. На необходимость следовать «зеленой стратегии» обратил внимание несколько лет назад Олег Дерипаска, тема актуализирована бизнесом в соответствии с последними научными разработками.

В России сейчас фактически дан старт развитию рынка углеродных единиц, сформирована его архитектура, разработаны 18 методологий климатических проектов, отметил Юрий Фурса, генеральный директор «Центра технологий устойчивого развития», создавшего методологию проектов по обводнению осушенных торфяников. «В следующем году запускаем несколько проектов, которые через несколько лет дадут первые углеродные единицы, – рассказал он. – Работаем над международным признанием нашей методологии, в том числе с европейскими партнерами, чтобы компании понимали: эти проекты признаются на международном уровне. Важно развиваться не только в рамках национального периметра».

По его словам, кроме РУСАЛа, интерес к ВБУ есть и ряда других компаний. Среди климатических проектов это один из самых выгодных вариантов. Реализация технологических проектов затруднена санкциями – доступ к технологиям ограничен, отметил Юрий Фурса. «У ВБУ меньше всего рисков, они не сгорят, их не съест жук-короед. А первые углеродные единицы заказчик получает на второй-третий год реализации проекта», – обратил внимание эксперт.

Реализация климатических проектов особенно важна для компаний металлургической отрасли, где нет технологических возможностей снизить до нуля парниковые выбросы. Например, в «Северстали» совокупные годовые выбросы по всем областям охвата превышают 40 млн т. Снизить их очень сложно, потому что углерод нужен для восстановления железной руды, а заменителей, которые могли бы применяться в таких масштабах, сейчас нет, рассказала начальник управления экологии компании Ольга Калашникова.

В портфеле компании есть четыре типа климатических проектов, среди которых: лесоклиматические – карбоновые полигоны, обводнение осушенных торфяников в Вологодской области, изменение запасов органического углерода в почве с использованием доменного шлама в качестве мелиоранта в Белгородской области, прямое улавливание CO2 из атмосферы. «Основная проблема – в подтверждении эффектов. Вторая – административные барьеры: непонятна процедура, каким образом обводнение торфяников, которое будет реализовано согласно с Водным кодексом, возможно на землях лесного фонда, где не прописаны такие виды работ. И есть проблема с местными жителями, которые считают, что лучше сажать деревья и кустарники, это более понятно», – поделилась Ольга Калашникова.

А начальник управления производственного инжиниринга и устойчивого развития «РусГидро» Александр Краевой рассказал про климатический проект, который компания реализовала на Владивостокской ТЭЦ-2. Станцию модернизировали путем замены угольных котлоагрегатов на газовые, что не только снижает, но и предотвращаем выбросы: если не проводить модернизацию, станция продолжала бы работать на угольном топливе до окончания эксплуатационных сроков действия оборудования. «РусГидро» подтвердило динамику выбросов и получило в 2022 году почти 72 тыс. углеродных единиц.

«В дальнейшем мы провели первую и, наверное, пока единственную сделку в реестре углеродных единиц – заключили договор о продаже 1 тыс. углеродных единиц», – добавил Александр Краевой. В этом плане существует очень много вопросов. «Нужно определиться, что такое углеродная единица с юридической и бухгалтерской точек зрения. На сегодняшний день ответов нет, – пояснил он. – Для компаний, которые реализуют климатические проекты и занимаются куплей-продаже углеродных единиц, это испытание. Это очень сильно тормозит углеродный рынок. Потенциал у него громадный: с 2027 года будет действовать глобальная система контроля выбросов в гражданской авиации, потребность у авиакомпаний будет в сотнях тысячах и миллионах единиц, будет ужесточаться форма отчетности по устойчивому развитию. Поэтому нужно развивать законодательное регулирование, чтобы создавать прозрачную систему углеродного рынка».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
917
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
470
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
415
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
529

Другие новости