0
5230
Газета Экономика Печатная версия

25.10.2023 20:51:00

Россияне поддерживают "картофельную экономику"

Традиционный способ продовольственного самообеспечения граждан так и не ушел в историю

Тэги: картофелеводство, промышленный сбор, потребительские объемы, натуральное хрзяйство

On-Line версия

картофелеводство, промышленный сбор, потребительские объемы, натуральное хрзяйство Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев поддерживает всех производителей картофеля в стране – и промышленных, и частных. Фото с сайта Министерства сельского хозяйства РФ

Промышленный сбор картофеля в России в этом году достигнет лучшего значения за весь период с начала нулевых, а сбор картофеля населением в личных хозяйствах, наоборот, окажется худшим, следует из прогноза экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр». Промышленный сбор увеличивается прежде всего благодаря расширению мощностей по хранению. Есть, однако, существенная деталь. Хоть все больше граждан и переключаются на покупку картофеля, в этом году население соберет его все равно на 40% больше, чем все сельхозструктуры, вместе взятые: около 11 млн т против примерно 8 млн т. Минсельхоз не видит в этом ничего экстраординарного, ведь картофель довольно просто выращивать. А часть экспертов даже описывает функционирование в регионах особой «картофельной экономики».

По состоянию на 12 октября в промышленном секторе картофелеводства РФ было собрано около 6,6 млн т картофеля. Сейчас это более чем на треть превышает прошлогодние показатели. Речь идет о совокупных сборах картофеля в сельхозорганизациях и крестьянско-фермерских хозяйствах (КФХ). Такие данные приводятся в обзоре «АБ-Центра».

В целом за 2023 год промышленные сборы картофеля ожидаются экспертами центра на уровне примерно 8 млн т, по сравнению с 2022-м они увеличатся почти на 11%. По уточнению экспертов, по итогам всей уборочной кампании прирост не столь ощутимый, как в октябре, потому что ее активная фаза в текущем году началась раньше, чем в 2022-м.

Прогнозные значения вскоре могут быть в значительной степени скорректированы: по мнению авторов обзора, есть «некоторая вероятность», что сборы превысят 8,5 млн т. Но и около 8 млн т – это тоже рекорд за весь период с начала 2000-х. Для сравнения: например, в 2001 году промышленные сборы картофеля были примерно в три раза меньше, чем сейчас, и составляли лишь 2,6 млн т. Ключевой фактор растущих промышленных сборов – «расширение мощностей по хранению картофеля».

Еще интереснее данные по сборам картофеля населением в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Если в 2022 году в хозяйствах населения было собрано около 11,6 млн т картофеля, то в 2023 году ожидается, что сборы составят примерно 11,2 млн т – на 3% меньше. И это станет худшим значением за весь период с начала 2000-х. Так, в 2001-м население в своих хозяйствах собирало около 27 млн т картофеля, то есть вдвое больше, чем сейчас.

Но важный момент. Как следует из обзора, несмотря на обозначенные тенденции увеличения промышленного сбора и сокращения активности со стороны личных хозяйств, даже в этом году население РФ все равно соберет примерно на 40% картофеля больше, чем все сельхозорганизации и КФХ, вместе взятые.

В Минсельхозе в этом не увидели ничего экстраординарного. Наоборот, как пояснили «НГ» в пресс-службе ведомства Дмитрия Патрушева, «традиционно хозяйства населения для обеспечения собственных потребностей выращивают картофель на своих приусадебных участках как культуру, не имеющую высоких требований к агротехнологиям при производстве». «При этом выращивание других полевых культур, требующих дальнейшей подработки и переработки (зерновые, масличные и пр.), по объективным причинам не распространено среди хозяйств населения», – отметили в министерстве.

Да и в целом картофелеводство – отрасль растениеводства, где для хозяйствования не требуется больших вложений, в отличие, например, от возделывания зерновых, масличных или сахарной свеклы, и значительных размеров площадей, подтвердил «НГ» и гендиректор «АБ-Центра» Алексей Плугов.

«Картофель в потребительских объемах – для собственных нужд и для реализации на локальных рынках – выращивают сотни тысяч хозяйств: частные домовладения в городах, дачные участки, подворья в сельской местности», – сообщил он. «Климатические условия практически всех регионов страны благоприятны для производства картофеля, есть свободные земли для этого, население умеет его выращивать», – пояснил также «НГ» главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун.

Кроме того, как отметил Плугов, есть определенный пласт хозяйств населения на селе, которые занимаются производством картофеля в промышленных масштабах – без организации КФХ. Это, как правило, хозяйства с небольшими по промышленным меркам размерами площадей, пояснил он.

Их картофель попадает на оптовые базы, на хранение, в сети: естественно, контрактов с сетями у таких хозяйств нет, но они есть у тех, кто централизованно закупает и хранит картофель. «И такого картофеля в России в 2022 году поступило в реализацию около 1,9 млн т. В 2023 году эти показатели будут несколько ниже. Для сравнения: 10 лет назад (в 2013 году) этот объем оценивался примерно в 2,8 млн т, – обратил внимание Плугов. – То есть в настоящее время со стороны хозяйств населения в реализацию поступает на 1 млн т картофеля меньше, чем 10 лет назад».

Как считает Узун, там, где преобладает сельское население, «особенно низкоквалифицированное», есть потенциал для увеличения объемов производства картофеля в личных хозяйствах. Но некоторые факторы сдерживают этот процесс – в частности, отсутствие возможностей для реализации именно небольших партий картофеля, считает эксперт. «Кооперация с целью формирования больших партий картофеля не получила развитие», – отметил он.

Между тем часть экспертов описывает также функционирование в регионах, скажем так, неденежной «картофельной экономики». Она представляет собой обмен картофелем и иной продовольственной продукцией между разными категориями населения, говорит доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Осянин. Например, по его словам, дачники могут обмениваться излишками своего урожая, могут отдавать часть продовольствия в обмен на какие-либо услуги. Кроме того, в этом процессе могут участвовать и профессиональные фермеры. Такое участие в неденежной «картофельной экономике» может быть связано в том числе с низким уровнем доходов определенных групп населения, не исключает он.

В то же время, как уточнили в Минсельхозе, в последние годы значительная часть населения все-таки отдает предпочтение покупке картофеля, произведенного сельхозпредприятиями, что способствует увеличению спроса на эту продукцию и объемов его производства. Тенденция к постепенному переходу потребления картофеля, произведенного в организованном секторе, может сохраниться и в дальнейшем, ожидают в министерстве.

«Тем более что для поддержки производства этой культуры предусмотрен комплекс мер, направленных на возмещение прямых затрат при производстве, оснащение материально-технической базы, включая строительство мощностей по хранению, – сообщили в ведомстве. – Также с 2023 года реализуется отдельный федеральный проект «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства», в рамках которого предусмотрен ряд мер поддержки производителей картофеля». «Кроме того, в рамках федерального проекта для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, применяется специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» на 1 тонну реализованного картофеля», – добавили в Минсельхозе.

Сокращение сборов картофеля в личных хозяйствах населения обусловлено несколькими ключевыми факторами, продолжил Плугов. Это и увеличение конкурентоспособности производства в промышленных масштабах за счет внедрения передовых технологий. Это и отток определенной доли трудоспособного населения из сельской местности в города. Это и смена предпочтений у новых поколений, обусловленная в том числе повышением уровня жизни, которое произошло за последние десятилетия.

«В 90-е годы каждый выживал как мог, ведя, по сути, натуральное хозяйство, как в Средние века. Многие спасались выращиванием продовольствия на участках и т.д. А в настоящее время не так часто можно встретить молодых людей, выращивающих на даче картофель, когда его потребительская цена – около 30 руб. за килограмм, – уточнил Плугов. – Окупаемость затраченного времени и прочих ресурсов здесь под большим вопросом».

Однако, отметим, до сих пор в отдельные моменты население все равно возвращается к таким антикризисным практикам, как формирование запасов еды из собственных урожаев, как заготовки и т.д. Например, в конце марта прошлого года исследовательский центр портала Superjob.ru сообщал с опорой на опросы, что большинство (около 61%) владельцев дач, огородов и частных домов планировли тогда сажать картофель. И для каждого второго это была привычная ежегодная практика.

Весной же 2023-го специалисты портала сообщили, что «прошлогодний ажиотаж вокруг посадки картофеля стих». И дачных картофельных плантаций будет в 1,5 раза меньше, чем в 2022 году. Такой вывод был сделан с учетом того, что посадку картофеля в апреле 2023-го уже произвели или планировали начать 42% респондентов.

В исследовательском холдинге «Ромир» летом этого года выяснили, что почти половина опрошенных россиян (49%) планировали делать домашнюю консервацию на зиму: варенья, компоты, маринованные овощи или грибы. Для сравнения: в 2015 году тоже каждый второй опрошенный россиянин (49%) занимался домашними заготовками на зиму, в 2019 году таких было уже 33% от опрошенных, в 2020-м – 31%, следует из данных холдинга.

«Мы ожидаем некоторое повышение активности со стороны хозяйств населения в некоторых отраслях сельского хозяйства – например, в том, что касается выращивания тепличных овощей, ягод, – пояснил Плугов. – Но по картофелю в условиях рекордно низких цен повышения активности не будет». 

О ценах нужно сказать отдельно. По Росстату, в сентябре 2001-го килограмм картофеля стоил в рознице в среднем около 5,5 руб., а в сентябре 2023-го – 30,5 руб. К 16 октября цены снизились до 29 руб. за килограмм, сообщил Плугов, уточнив, что к марту следующего года ожидается падение розничных цен примерно до 20 руб. за килограмм.

По данным эксперта, инфляция с сентября 2001-го по сентябрь 2023-го составила в России почти 540%, и с ее учетом 5,5 руб. из 2001 года составили бы в сентябре этого года 35 руб., а не те 30,5 руб., которые зафиксировал Росстат. Таким образом, «реальные цены на картофель» оказались ниже примерно на 14%, уточнил он.

Однако аналитик Института комплексных стратегических исследований Надежда Каныгина обратила внимание на то, что с розничными ценами на картофель, по крайней мере с точки зрения простого потребителя, ситуация все же не всегда прогнозируема. «Хоть в этом году мы и наблюдаем снижение цен на картофель, но, например, в мае 2022-го средняя цена доходила до 67 руб. за килограмм, в июне 2021-го – до 59 руб.», – напомнила она.

«Если текущая относительно низкая цена на промышленный картофель будет достаточно долго сохраняться, то, вероятно, это сможет склонить большее число домохозяйств в пользу покупки картофеля в том числе в регионах, произойдет перераспределение по культурам в рамках отдельных ЛПХ. Но для этого должна сложиться четкая тенденция, – считает Каныгина. – Пока же цена на картофель слишком изменчива из года в год». Да и в целом экономическая неопределенность никуда не делась.


Другие новости