Роскошная жизнь сверхобеспеченных людей может оказаться под дополнительным вниманием налоговых органов. Фото Reuters
ЕС призывает правительства всех стран ввести единый глобальный налог на миллиардеров, который перекроет каналы уклонения через регистрацию активов в офшорах. Появление такого налога по ставке в 2% позволит собрать с 2,7 тыс. миллиардеров около 250 млрд долл., подсчитали в ЕС. Минфин РФ сопротивляется утверждению прогрессивных налогов на доходы физлиц. А появление в РФ в 2014 году «налога на роскошь» фактически оказалось профанацией.
Правительствам всех стран необходимо «открыть новый фронт» в международной борьбе с уклонением от уплаты налогов с помощью глобального минимального налога для всех миллиардеров, предложила в понедельник Налоговая обсерватория Евросоюза (EU Tax Observatory).
Эта «обсерватория» формально является независимой исследовательской лабораторией при Парижской школе экономики. В 2020 году Еврокомиссия объявила о своем желании выделить 1,2 млн евро на создание новой европейской общественной организации для привлечения внимания к проблемам уклонения от уплаты налогов и отмывания средств.
Исследователи предлагают ввести глобальный налог на миллиардеров в размере 2%. «Если его взимать, сумма будет эквивалентна всего лишь 2% от почти 13 трлн долл. состояния, принадлежащего 2,7 тыс. миллиардеров по всему миру», – приводит выводы исследовательской группы Парижской школы экономики агентство Reuters. Подобный сбор ежегодно может приносить около 250 млрд долл. До сих пор реальный эффективный персональный налог у миллиардеров намного ниже, чем у налогоплательщиков с более скромным достатком. Причина в том, что сверхбогатые люди могут сохранять свои капиталы в различных подставных фирмах, укрывающих их от подоходного налога, подчеркивают европейцы.
К примеру, во Франции миллиардеры облагаются налогом в размере от 0% от своего состояния, в США – до 0,5%. «В Норвегии налог на чистое богатство был введен в 1892 году, 0,95% берется с активов физических лиц, превышающих 1,7 млн норвежских крон (140 тыс. евро или 160 тыс. долл. США). При этом 0,7% поступает муниципалитетам и 0,25% центральному правительству. Для состояния, превышающего 20 млн норвежских крон (1,87 млн долл.), ставка налога выше – 1,1%», – приводили пример в Налоговой обсерватории ЕС.
А в Испании налог на чистое богатство прогрессивный и варьируется от 0,2% до 3,75% на активы, превышающие 700 тыс. евро. «Однако ставки существенно различаются в разных автономных регионах Испании, например, Мадрид и Андалусия предлагают 100-процентную льготу», – следовало из отчета организации.
«Вопиющее налоговое неравенство… углубляет неравенство, ослабляет доверие к нашим институтам и разрушает общественный договор», – отметил экономист Джозеф Стиглиц в пояснительной записке к отчету исследователей. Он подчеркивает: «Пришло время установить глобальный минимальный налог для очень богатых».
Растущее неравенство в некоторых странах подпитывает призывы к самым богатым гражданам нести большую налоговую нагрузку, поскольку государственные финансы с трудом справляются со старением населения, огромными финансовыми потребностями для изменения климата, рассуждают эксперты.
В качестве позитивного опыта эксперты приводят пример запуска с 2018 года автоматического обмена информацией об офшорных счетах. Эта новация позволила в три раза сократить объем богатства, хранящегося в офшорах.
Предложение о введении налогов для сверхбогатых само по себе не ново. Так, в начале года британская благотворительная организация Oxfam предлагала ввести во всем мире 5-процентный налог для мультимиллионеров. Согласно их отчету, 1% самых богатых людей мира заработал в прошлом году больше, чем все остальные люди. Эксперты Oxfam обращали внимание, что сверхбогатые люди по всему миру получили примерно половину всех мировых денег, которые были заработаны за последнее десятилетие. Разрыв между доходами сверхбогатых людей и всем остальным миром будет только увеличиваться, если не будут предприняты меры по реформированию налоговых кодексов. Согласно их предложениям, 5-процентный налог на доходы миллиардеров смог бы принести миру 1,7 трлн долл. Этого было бы достаточно, чтобы вытащить 2 миллиарда человек из бедности, а также создать фонд, который поможет положить конец мировому голоду, делали вывод в Oxfam.
Попытки обложить дополнительными налогами миллиардеров в мире воплощаются очень непросто. Президент США Джозеф Байден в бюджет на 2024 год изначально предложил включить налог для сверхбогатых американцев (0,01% граждан США) в размере 25%, однако Конгресс впоследствии так и не рассмотрел это предложение.
Противоречивой можно назвать позицию российских финансовых властей относительно налога на богатства в РФ. В России плоская шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действовала с 2001 года. И в течение многих лет чиновники уверяли, что прогрессивная шкала налогообложения приведет к снижению поступлений в бюджет. «Нам часто говорят: давайте повысим налоги на богатых. На самом деле мы это сделали: повысили налоги на роскошные имущественные комплексы, машины, яхты, квартиры и так далее. Ну, говорят, давайте сделаем более прогрессивную шкалу налогообложения доходов. Здесь есть и плюсы, и минусы. Минусы какие? Мы знаем, что богатые – люди неглупые. Найдут пути, как обойти это решение. В том числе могут и вывезти вообще деньги из нашей страны», – рассуждал в 2018 году глава Минфина Антон Силуанов.
Начиная с 2021 года власти тем не менее ввели дополнительную ступень: состоятельные россияне теперь уплачивают налог в размере 15% на сумму дохода сверх 5 млн руб. в год. Общая же для всех ставка составляет 13%.
Теперь чиновники называют это решение правильным. Замминистра финансов Алексей Сазанов на прошлой неделе отметил, что ввод в России повышенного налога на доходы физических лиц с суммы более 5 млн руб. в год – так называемого «налога на богатых» – не отразился на числе плательщиков НДФЛ, а также не привел к уклонению от уплаты налогов. «Могу точно сказать, что количество плательщиков НДФЛ… у нас не уменьшилось. То есть те опасения, которые высказывались на этапе ее введения, не оправдались. Дополнительная ступенька не привела к уклонению и уходу в тень», – сказал он. При этом если в 2022 году доходы от повышенной ставки составили 149 мдрд руб., то по 2023 году оценка Минфина уже более 162 млрд.
На прошлой неделе глава Минфина также подтвердил парламентариям, что у властей нет планов менять ставки базовых налогов, включая НДФЛ в предстоящий трехлетний период. Министр также заявил, что больше не планируется взимать налог на сверхприбыль (windfall tax).
Можно напомнить и опыт введения в России в 2014 году так называемого налога на роскошь для владельцев дорогих автомобилей, яхт или коттеджей. Российские чиновники организовали сборы этих налогов так, что поступления от этого налога практически равны нулю – точнее они составляют около 0,05% от всех налоговых поступлений. Наша газета уже писала, что налог на роскошь в РФ оказался бюджетной пустышкой (см. «НГ» от 11.01.17).
Эксперты «НГ» предложения Налоговой обсерватории ЕС оценивают неоднозначно. «Основная цель обсерватории – способствовать дискуссиям по поводу налоговой политики. Пока тема налогообложения миллиардеров изучена хуже, чем налогообложение крупнейших транснациональных компаний, и проводить прямую аналогию между ними вряд ли получится. Миллиардеры умело управляют своими активами, которые часто записаны на компании по всему миру. Понять, где и в какой форме у них появляется доход, не так просто. А без этого сложно предложить адекватные и эффективные меры», – говорит ведущий научный сотрудник РАНХиГС Виктор Мачехин.
«Миллиардеры могут жить в одной стране, но бизнес вести в разных странах. Поэтому вся информация о доходах, о налогах, какие они оплатили там, где ведут бизнес, должна быть прозрачна и открыта для налоговых служб всех стран. Но не все страны могут с этим согласиться. Важный момент – а в чей бюджет будут поступать сборы от налога на миллиардеров», – рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Галина Семенова.
Введение любой сложной системы налогообложения влечет за собой дополнительные расходы, связанные с администрированием такой системы, добавляет директор проектов Emet law firm Антон Калинин. По его мнению, плоская шкала налогообложения, применяемая в РФ (13%), даже несмотря на введение повышенной ставки налога (15%), является более эффективной, чем сложная система налогообложения с прогрессивной многоступенчатой шкалой.