0
4481
Газета Экономика Печатная версия

17.10.2023 20:35:00

В поствыборном бюджете обнаружены крупные дефекты

Реальная индексация социальных выплат в РФ будет невозможна

Тэги: госбюджет, проект, негативные оценки, индексация социальных выплат, госинвестиции, денежная политика, мнфин, налоги, ндс


госбюджет, проект, негативные оценки, индексация социальных выплат, госинвестиции, денежная политика, мнфин, налоги, ндс Глава Минфина Антон Силуанов называет бюджет 2024 года социальным. Фото РИА Новости

Накануне голосования по бюджету-2024 появились негативные оценки последствий принятия этого документа. В ближайшие годы в РФ будет исключена индексация социальных выплат и зарплат бюджетников с превышением темпов инфляции, а государственные инвестиции будут сокращаться в реальном выражении, предупреждают в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. При этом российская бюджетная система попадет в ловушку низких темпов прироста ее доходной части. Есть замечания к проекту бюджета у Счетной палаты и у многих депутатов. Главным приоритетом бюджетной политики назначено снижение дефицита с нынешних двух до одного процента ВВП.

Законопроект о федеральном бюджете декларирует ужесточение как налогово-бюджетной, так и денежной политики. При этом предполагается, что экономическое развитие будет носить сугубо инерционный характер и не будет сколько-нибудь значимых изменений макроэкономической динамики и пропорций, отмечается в отзыве на трехлетний финансовый план правительства от Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Сокращение внешнеторгового сальдо РФ в долларовом эквиваленте будет компенсировано новым ослаблением рубля, индексация заработной платы бюджетников и пенсий в реальном выражении будет нулевой, предупреждают ученые. По их расчетам, не будет и особого инвестиционного роста. Норма накопления будет стагнировать на уровне 19% ВВП. И все эти негативные эффекты, по замыслам правительства, станут платой за повышение устойчивости бюджетной системы РФ. Индикатором этого повышения устойчивости станет сокращение уровня бюджетного дефицита до 1% к ВВП уже в 2024 году. Кроме того, правительство вернется к накоплению и пополнению Фонда национального благосостояния (ФНБ). То есть политика изъятия денег из экономики, по существу, возобновится.

Заметим при этом, что никакой особой необходимости в урезании госрасходов и затягивания поясов в России вообще-то пока нет. Во вторник глава Минфина Антон Силуанов сообщил телеканалу Asharq News Bloomberg, что дефицит бюджета РФ в 2023 году будет чуть больше 1% ВВП. «Финансы Российской Федерации чувствуют себя устойчиво. Показатели дефицита бюджета ниже, чем мы ожидали, и в этом году мы оцениваем дефицит бюджета порядка одного с небольшим процента, что ниже запланированных 2%», – сказал Силуанов. «В последующие три года дефицит бюджета мы планируем на уровне ниже 1%», – добавил министр финансов. Напомним, что по мировым стандартам любой бюджетный дефицит ниже 3% ВВП не должен вызывать беспокойства. Напротив – сигналом тревоги и неблагополучия бюджетной политики в мире принято считать бюджетный профицит, то есть ситуацию, когда финансовая система государства работает против развития и экономического роста страны. Но у российских финансистов свои принципы и своя особая гордость. Ведь именно Антон Силуанов добивался повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% при устойчиво профицитном бюджете. Благодаря этому повышению налогов из карманов россиян было за год изъято около 600 млрд руб. (100 млрд долл. по тогдашнему курсу), которые оказались замороженными в странах Запада.

За последний год правительство пересмотрело параметры своего трехлетнего финансового плана, предусмотрев существенное ослабление рубля на всем прогнозном периоде для увеличения сбора налогов с топливно-энергетического комплекса (ТЭК). При этом в Минфине утверждают, что не пытаются влиять на курс рубля в случае недополучения доходов.

«У нас нет цели за счет курсовых соотношений пополнить бюджет. Это первая аксиома или теорема. У нас курс абсолютно плавающий. Поэтому если курс российской валюты будет укрепляться – да, мы будем меньше получать денег в бюджет. Сегодня курс где-то 97 руб. за доллар, в бюджете – 90. Будет он 86 или 80 соответственно, да – мы будем недополучать деньги в бюджет. Но это не значит, что мы будем всячески каким-то образом пытаться влиять на величину этого курса», – сказал Силуанов. (На самом деле в законе о бюджете на 2023 год Минфин год назад закладывал курс доллара не в 90 руб., а в 68,3 руб. – «НГ». «В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным», – уверяли год назад чиновники Минфина в своей официальной публикации «Бюджет для граждан».)


227-4-4480.jpg
В макроэкономическом прогнозе
правительства и проекте бюджета можно
найти несостыковки и противоречия. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru
В настоящее время правительственные чиновники утверждают, что в ближайшие три года не планируется изменение ставок основных налогов. При этом цифры бюджетного проекта говорят об увеличении сборов и налогов с предприятий. «В законопроекте предусмотрены значительные законодательные изменения, которые повысят в первую очередь налоги в ТЭК и экспортные пошлины. В частности, по оценкам Минфина РФ, для нефтегазовых доходов эти новации приведут к повышению бюджетных доходов на 1,5 трлн руб. в 2024 году... По ненефтегазовым налоговым доходам бюджетные доходы увеличатся – на 1,2 трлн руб. в 2024 году», – отмечается в отзыве ИНП РАН.

Правительственные планы по замедлению экономического роста и затягиванию бюджетных поясов вызывают вопросы и у депутатов. Так, депутат Оксана Дмитриева поинтересовалась у главы Минэкономразвития Максима Решетникова, почему темпы роста ВВП по-официальному на 2024 год ниже, чем в 2023 году. Почему запланированы и темпы роста обрабатывающей промышленности? «Ответ министра Решетникова заключался в том, что относительно высокие темпы роста в 2023 году обусловлены эффектом восстановления экономики после спада в 2022 году. Министр считает, что средний темп роста экономики – это 2%. Поэтому никакого ускорения не планируется», – комментирует депутат. В исполнительной власти фактически признают, что повышение ключевой ставки ЦБ явилось фактором, снижающим инвестиционную активность. Дмитриева также обращает внимание и на кратный рост расходов бюджета на обслуживание госдолга, который сопоставим разве что с ростом оборонных расходов в ближайшие годы. По ее словам, с 2019 по 2021 год правительство необоснованно наращивало долги, имея при этом профицитный бюджет и накапливая избытки изъятых из экономики средств в ФНБ.

По данным Счетной палаты, ежегодные расходы правительства на обслуживание госдолга увеличатся почти в пять раз с 2019 по 2026 год. Если в 2019 году казна тратила на обслуживание госдолга 0,73 трлн руб., то в следующем году уже втрое больше (2,3 трлн руб.). А к 2026 году власти планируют увеличить расходы на обслуживание госдолга уже до 3,3 трлн руб. И как уже писала «НГ» (см. номер от 24.09.23), вся бюджетная конструкция правительства опирается на ежегодные заимствования в объеме больше 4 трлн руб.

Среди существенных рисков макропрогноза правительства в Счетной палате указывают на неоправданный оптимизм по поводу роста потребления. Основным драйвером экономического в среднесрочной перспективе власти называют «развитие экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного». Однако существуют риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса, отмечается в заключении Счетной палаты. Прогнозируемая правительством динамика оборота розничной торговли (3,4–3,6%) – основного показателя, характеризующего потребительский спрос, – будет опережать как динамику ВВП (2,2–2,3%), так и темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения (2,7–2,6%). «При этом в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений», – предупреждают аудиторы СП. 


Читайте также


Россия предлагает Таджикистану новые проекты в гидроэнергетике

Россия предлагает Таджикистану новые проекты в гидроэнергетике

Виктория Панфилова

0
5593
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1905
Белоусов не исключает конфликта России с НАТО в ближайшее десятилетие

Белоусов не исключает конфликта России с НАТО в ближайшее десятилетие

Иван Родин

В Национальном центре управления обороной президент прочертил красные линии "Орешником"

0
3214
Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Цифровизация КоАП не обойдется без проблем

Екатерина Трифонова

На примере судов техническая оснащенность других госорганов тоже вызывает сомнения

0
2192

Другие новости