Повысить энергоэффективность даже старого жилого дома вполне возможно. Фото с сайта www.minstroyrf.gov.ru
Потребление энергии в жилом секторе России и коммунальном хозяйстве в теории можно сократить вполовину, утверждают аудиторы Счетной палаты. Российское правительство регулярно утверждает новые госпрограммы повышения энергоэффективности, в том числе и многоквартирных домов. Правда, исполнение этих программ оставляет желать лучшего. А покупатели новых квартир практически не обращают внимания на декларируемую энергоэффективность домов. Коммунальные платежи граждан РФ за отопление определяются не столько энергоэффективностью, сколько запросами управляющих компаний.
«Как показал наш анализ, оценочный потенциал сокращения объема энергопотребления составляет порядка 50–60%.
При этом 60% того жилья, в котором мы будем жить в 2040 году, уже построено. Соответственно когда мы сегодня проводим модернизацию теплоснабжения, нужно понимать, что мы заведомо делаем это в домах с не совсем энергоэффективным потреблением. Поэтому вопрос энергопотребления и повышения его эффективности крайне значим», – утверждает аудитор Счетной палаты (СП) Наталья Трунова.
Меры повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД) пока недостаточны для достижения целей госполитики в сфере энергосбережения, утверждается в отчете Счетной палаты. Аудиторы отмечают, количественные показатели по снижению потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующего жилищного фонда не установлены, соответствующие стимулирующие механизмы для застройщиков и собственников жилья не созданы, а действующие инструменты господдержки жилищного строительства не нацелены на возведение высокоэнергоэффективных домов.
В начале сентября 2023 года российское правительство утвердило своим постановлением госпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», в которой упоминаются жилищный сектор и коммунальное хозяйство. Это уже не первая подобная госпрограмма повышения энергоэффективности. И правительство открыто признает, что цели прошлых госпрограмм энергоэффективности не достигались. «Поставленная в 2008 году ключевая цель государственной политики в области энергетической эффективности к 2020 году не была достигнута, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации составило 15%», хотя ранее была поставлена цель по снижению к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.
На сегодня, по данным правительства РФ, наиболее энергоемкими остаются электроэнергетика и теплоэнергетика (27% потребления), обрабатывающая промышленность (20%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (15%), добывающая промышленность (10%) и население (17%). При этом в секторе жилищно-коммунального хозяйства наиболее энергоемкими являются процессы водоснабжения и водоотведения (водоочистки), а также сбор, обработка и утилизация отходов, утверждают чиновники.
Однако «все предыдущие программные документы федерального уровня были прекращены досрочно, итоги их реализации не подводились, а при разработке новых программ не соблюдался принцип преемственности и непрерывности», подчеркивают в Счетной палате.
Итоги реализации программных документов в сфере энергосбережения, действовавших с 2001 по 2022 год, свидетельствуют о низком проценте выполнения контрольных показателей эффективности и запланированных мероприятий. Из 44 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных госпрограммой «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей. При этом реально финансировались лишь около половины запланированных в госпрограмме мероприятий.
Не сильно беспокоятся из-за низкой энергоэффективности российского жилья не только чиновники, но и большинство российских граждан. «Мало кто из покупателей обращает внимание на класс энергоэффективности домов. Доля таких клиентов в Москве не более 0,1%», – говорит Валерий Кочетков, директор направления «Новостройки» ИНКОМ-Недвижимость.
«Сам по себе класс энергоэффективности здания мало о чем говорит среднестатистическому покупателю и не является каким-то значимым критерием приобретения», – отмечает Владимир Щекин, девелопер жилого кластера RDD в Новой Москве. По его словам, лишь некоторые экологично ориентированные клиенты, которые разбираются в этом вопросе, интересуются классом энергоэффективности и делают выбор по принципу «чем выше класс, тем лучше». «Однако покупатели задают вопрос в целом о стоимости эксплуатации жилья, а также об управляющей компании, которая будет с ними работать после завершения строительства здания», – говорит Щекин. Проблема с энергоэффективностью (особенно в части отопления) больше касается вторичного рынка жилья, считает эксперт. В связи с этим квартиры в хрущевках и сталинках пользуются сейчас меньшим спросом, так как их дорого содержать. «Часто пожилые владельцы со скромными доходами продают такое жилье именно для того, чтобы переехать в более экономичные новостройки», – рассказывает Владимир Щекин. Он признает, что повышение энергоэффективности домов требует внедрения новых технологий, материалов и оборудования в строительство. Все это требует больших вложений, а также научно-технической координации.
«Класс энергоэффективности присваивается зданию в зависимости от того, какое количество ресурсов оно потребляет для отопления. На класс энергоэффективности влияют также технические характеристики дома, наличие «умных» приборов учета и др. Чем выше класс энергоэффективности, тем меньше жителям нужно платить за услуги ЖКХ. К тому же сокращается скорость износа здания», – объясняет Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development.
Правда, следует признать, что плата за коммунальные услуги в нашей стране мало связана с энергоэффективностью конкретных зданий. Так, например, цены на природный газ в нашей стране поднимаются опережающими темпами в основном по причине потери экспортных доходов газовым монополистом. И хотя в мире или в Европе газ может дешеветь, в России он будет дорожать, точно так же как будет дорожать и отопление. И сдерживающим фактором для повышения тарифов является скорее низкий уровень доходов пенсионеров и других малообеспеченных групп, а не класс энергоэффективности жилья. «Высшие соображения» при назначении коммунальных тарифов исключают в том числе и локальные коммерческие проекты повышения энергоэффективности. «Сегодня сектор теплоснабжения является одним из наиболее успешных в сфере ЖКХ с точки зрения реализации концессионных соглашений. Однако он (как и все коммунальные сектора) очень сложный с точки зрения тарифной специфики. По закону тариф устанавливается на три года. Но проблема в том, что он каждый год переутверждается», – объясняет Наталья Трунова. Такая ситуация, по мнению аудитора, не способствует эффективности реализуемых мер поддержки и привлечению инвестиций в эту сферу: «Мы понимаем, что для любых инфраструктурных вложений, не только в сфере теплоснабжения, окупаемость начинается только с 7–8 лет», - говорит Трунова.
«И, даже устанавливая тариф на три года, мы в какой-то степени лукавим. Плюс уровень этого тарифа не всегда позволяет выстраивать экономическую модель. Поэтому в первую очередь нужно стремиться к более долгосрочной тарифной политике», – предлагает аудитор СП.