0
3798
Газета Экономика Печатная версия

13.10.2023 12:22:00

Электроэнергетике нужен частный инвестор

Прежние механизмы финансирования развития отрасли исчерпали свой потенциал, считают участники рынка


Привлечь средства в отрасль могли бы долгосрочные инвестиционные договоры между генератором и потребителем, считают специалисты. Фото фонда «Росконгресс»

20 лет назад в России был принят закон о реформе электроэнергетики, одной из целей которой было привлечение частного капитала. На начальных этапах это действительно произошло. Сейчас фактически единственным инвестиционным механизмом в отрасли являются договоры предоставления мощности (ДПМ), которые предусматривают сбор средств со всех потребителей оптового энергорынка на строительство и модернизацию генерирующих объектов. Дальнейший ресурс его использования ограничен, а задачи развития энергосистемы расширяются – вложений требуется все больше. Какими могут быть новые инструменты инвестирования в электроэнергетике, обсуждали участники дискуссии на Российской энергетической неделе.

Подходы регулятора представил заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс. По его словам, цель государства – доступное и гарантированное обеспечение потребителей электроэнергией, а ограничения и условия выполнения этой цели – низкоуглеродность, экономическая целесообразность и техническая возможность. Капитальные затраты и другие детали проектов, по его словам, – это уже предпринимательские риски компаний-генераторов. Причем неважно, кто является их акционером – государство или частный инвестор, подчеркнул он. «Эти решения принимают профессионалы, а наша задача – обеспечить конкурентную торговлю для оптимальной нагрузки на потребителей», – сказал Павел Сниккарс.

В России есть механизмы, которые позволяют фиксировать потребность в новых электростанциях и сетях, планировать, координировать и строить, заметил председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий. На эти проекты привлекается рыночное финансирование. Проблема в том, что рост цены на электроэнергию нормативно ограничен инфляцией. «Получается, что пока планов немного, мы можем дешево использовать имеющийся парк генерации, продлевать ему сроки жизни и укладываться в эти параметры. Но сейчас мы переходим в стадию инвестиционного роста по ряду регионов – на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, на Юге. Старых запасов мощности и пропускной способности нет. Точно нужно строить новую генерацию. А она стоит в несколько раз дороже», – подчеркнул он.
По его словам, очень сильно возрастает потребность в финансировании. «Источник не очень понятен. Если цены сдерживаются – нужна государственная поддержка, особенно для проектов длинного цикла – ГЭС, АЭС. У нас очень дорогие деньги, и для длинных проектов это умножает в разы итоговую стоимость. Нужно или уменьшать стоимость капитала, или увеличивать стоимость электроэнергии», – констатировал Федор Опадчий.

Михаил Хардиков, операционный директор Эн+, крупнейшей частной энергокомпании России, подчеркнул, что разница между государственными и частными компаниями все же есть – госкомпания может получить государственные вклады в капитал, а если она зарабатывает деньги, их можно забрать через дивиденды и использовать на бюджетные цели. «Частник не отвлечет государственные деньги – он принесет свои», – подчеркнул Михаил Хардиков. К примеру, он может привлечь иностранные инвестиции, причем существенно дешевле, чем дают российские банки. «Кредитный портфель нашей компании в юанях – 4,5-5% годовых, а не 15%, – заметил Михаил Хардиков. – Мы можем привлекать средства за рубежом, а госкомпании могут не все».

Частные деньги должны пойти в энергетику, призвал топ-менеджер. Для этого нужно в том числе расширить горизонт планирования до 15-20 лет: «Наш инвестиционный цикл слишком короткий – 5 лет. Мы тем самым искусственно зажимаем ГЭС – никакую гидроэлектростанцию нельзя построить за 5 лет. Должен быть технологически нейтральный конкурс, а мы искусственно ограничиваем выбор технологии».

Необходимо развивать новые механизмы привлечения инвестиций, отметил Михаил Хардиков. «Есть промышленные предприятия, которые готовы на определенных условиях заключать инвестиционные договоры и без нагрузки на других потребителей реинвестировать определенные деньги в строительство новых источников генерации», – подчеркнул он.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности превратился в кэш-машину для решения государственных задач, отвлекая на это инвестиционный ресурс, констатировал председатель правления ассоциации «Совет рынка» Максим Быстров. «Энергетика Крыма, Дальнего Востока, Калининградской области – это все федеральный мандат, а платит оптовый рынок, – заметил он. – А строительство мусорных заводов? Какое отношение имеет энергетика к решению проблемы утилизации отходов?»
Ресурс оптового рынка ограничен запретом на рост энергоцен выше инфляции, добавил он. Между тем ДПМ и его вариации сейчас являются единственным работающим механизмом привлечения инвестиций, отметил Максим Быстров. «Давайте придумаем новый механизм, например, инвестиционные соглашения в дополнение к ДПМ», – призвал он.

Российская инвестпрограмма в электроэнергетике составляет 800 млрд руб. – это неплохо, но консервативно, заметила член правления «Интер РАО», председатель наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии» Александра Панина. В мире на эти цели расходуется 1,6 трлн долл., в Китае в следующем году запланировано потратить 340 млрд, в Германии только на ВИЭ – 63 млрд. Если российской энергетике нужна масштабная структурная перестройка, удержать рост энергоцен в пределах инфляции невозможно, подчеркнула эксперт. «А если цены будут выше, мы должны помочь потребителям и снизить нагрузку на рынок», – отметила она. По ее словам, у нас не используются такие инструменты, как государственное бюджетное финансирование, государственно-частное партнерство, долгосрочные инвестиционные соглашения между генератором и потребителем. А зеленые сертификаты могут быть одним из способов финансирования зеленой энергетики.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
339
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
341
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
278
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
180

Другие новости