Доклад главы Минэкомразвития Максима Решетникова в Госдуме вызвал большой интерес депутатов. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Глава Минэкономразвития Максим Решетников выступил в Госдуме с оценками роста коммунальных тарифов и с оценками пользы для нашей страны членства во Всемирной торговой организации (ВТО), которая сегодня фактически бездействует. Министр считает, что коммунальные тарифы отстают от общей инфляции, хотя запланированный правительством рост тарифов ЖКХ за два года соответствует накопленной трехлетней инфляции и составляет примерно 26%.
Наряду с признанием успехов российской экономики в условиях беспрецедентных санкций депутаты задали главе Минэкономразвития множество принципиальных вопросов и сделали несколько предложений для ускорения экономического развития РФ.
Российская экономика завершила этап восстановления, заявил в среду глава Минэкономразвития Максим Решетников на правительственном часе в Госдуме. Министр напомнил, что в прошлом году на правительственном часе обсуждались решения, помогающие экономике адаптироваться к санкциям и запустить структурные изменения. «Эти решения сработали, российская экономика завершила этап восстановления и по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий», – отметил он. По итогам восьми месяцев российский ВВП вырос на 2,5%, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 2021 года, сообщил Решетников.
Даже в условиях санкций, по данным Всемирного банка, российская экономика вошла в пятерку крупнейших экономик в мире. «Россия обогнала Германию и стала крупнейшей европейской экономикой. Мы чуть уступили Японии, первая тройка – Китай, США и Индия», – сообщил Максим Решетников. Основными источниками экономического развития министр считает растущий внутренний рынок и спрос, который обеспечивается увеличением доходов населения, социальной поддержкой, предпринимательскими доходами и инвестициями в инфраструктуру. Задача следующего этапа развития, которую поставил президент РФ, – это переход к долгосрочному экономическому росту, подтвердил глава Минэкономразвития.
Адаптация к новым условиям потребовала частых пересмотров бюджета. Однако другая причина частых корректировок финансовых планов правительства связана с невысоким качеством прогнозирования, считают депутаты. Так, в думском Комитете по контролю обратили внимание на проблему регулярных изменений бюджета посредством корректировок бюджетной росписи, что, по мнению депутата Олега Морозова, в том числе фиксирует недостатки среднесрочного планирования. Это, как известно, и является задачей Минэкономразвития. Примером особого отношения правительства РФ к своим прогнозам служат, например, ожидаемые среднегодовые курсы рубля на ближайшие годы, положенные в основу трехлетнего бюджетного плана. В документах Минэкономразвития зафиксированы прогнозы среднегодового валютного курса на уровне 90,1 руб. за 1 долл. в 2024 году и 91,1 руб. за 1 долл. в 2025 году. Такой заниженный курс доллара создает правительству большой резерв будущих дополнительных доходов. И он имеет мало отношения к объективному среднесрочному планированию и прогнозированию.
Высказались депутаты и относительно негативных последствий так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. Как известно, планы сокращения экспортных налогов на нефть и нефтепродукты создавались в принципиально иных условиях внешней торговли и с принципиально иными соотношениями курса рубля к валютам недружественных стран. Председатель Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг заявил, что экономическому росту поможет отмена налогового маневра. Ранее остановить налоговый маневр предлагал глава думского комитета по энергетике Павел Завальный, а также другие депутаты. Депутат Завальный прямо связывал дефицит топлива в регионах России с продолжением налогового маневра в нефтянке.
Источник: Минэкономразвития РФ |
Обратили внимание министра депутаты и на кричащие отраслевые проблемы, которые часто не видны за общими макроэкономическими прогнозами. О снижении рентабельности российского сельского хозяйства на примере отдельных регионов сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его данным, в регионах обостряется проблема роста цен на топливо, технику, удобрения и комплектующие. Так, например рост цен на разные группы удобрений составил от 28 до 87%. «Если говорить о стоимости семян – также рост до 50%. Техника: КамАЗ стал дороже на 41%, трактор – на 25,8%. Комбайны выросли в цене от 52,6 до 80%. Дизельное топливо – на 24,1% рост. Я уже не беру специальные масла – там разброс роста до 80%», – привел Володин статистику Приволжского федерального округа, одного из ключевых в сфере сельского хозяйства. Спикер Госдумы призвал Минэкономразвития совместно с депутатами создать специальную рабочую группу для анализа рентабельности сельского хозяйства. «Нам надо сделать все, чтобы сохранилась рентабельность сельского хозяйства, его эффективность», – подчеркнул Володин.
Живой интерес депутатов сохраняется и по поводу планов правительства РФ увеличить коммунальные платежи примерно на 26% за два года – с июля 2022-го по июль 2024 года (см. «НГ» от 24.09.23). Этот темп индексации соответствует накопленной и ожидаемой инфляции за три года – 2022, 2023 и 2024-й. Однако министр Решетников заявил в среду, что темпы индексации тарифов ЖКХ в России ощутимо отстают от инфляции. По его словам, «важно, чтобы отрасль получала разумные ресурсы для того, чтобы развиваться».
«Все последние годы индексации тарифов ЖКХ отставала от инфляции. Это подтверждается еще и тем, что число получателей субсидий на ЖКХ у нас от 2021 к 2022 году снизилось на 600 тыс. домохозяйств, темпы индексации ЖКХ ощутимо отстают от инфляции, и ЖКХ как отрасль недополучает ресурсы. При этом в отрасли работают 1,5 млн человек. Важно, чтобы отрасль получала разумные ресурсы для того, чтобы развиваться», – сообщил депутатам министр. Аргументация и ссылки на сокращение числа домохозяйств вызывает вопросы: выходит, что чем меньше населения в России, тем выше должны быть у нас коммунальные тарифы?
Регулярными стали вопросы к Минэкономразвития и относительно членства России в ВТО. Наша газета уже писала, что ВТО фактически недееспособно из-за обструкции США (см. «НГ» от 03.10.23). И поэтому добиться защиты интересов нашей экономики российские представители сегодня практически не могут. Однако в Минэкономразвития считают иначе. И Максим Решетников объявил депутатам, что Россия научилась использовать инструменты Всемирной торговой организации (ВТО) «во благо», но необходимо использовать более тонкие механизмы защиты внутреннего рынка и промышленности. «Тема ВТО – это всегда актуально. В целом негатива не было выявлено, если говорить по цифрам. Объем импорта относительно 2012 года – минус 12%, а боялись повального роста импорта», – сформулировал глава Минэкономразвития. Министр сообщил, что около 91% всей российской торговли – это торговля со странами, которые входят в ВТО, поэтому площадка выгодна для выстраивания коммуникации с крупнейшими партнерами.