Москва знает, что делать с проблемами в экономике и ТЭК, заявил Владимир Путин на Российской энергетической неделе. Фото РИА Новости
Проблемы в экономике и газовой сфере могут быть у России, но власти страны видят перспективы и понимают, что нужно делать, заявил глава государства Владимир Путин на пленарном заседании Российской энергетической недели. Россия могла бы поставлять в Германию 27,5 млрд куб. м газа в год по оставшейся ветке «Северного потока – 2», для поставок достаточно «нажать кнопку», заявил президент.
В частности, российские власти планируют увеличивать производство сжиженного природного газа (СПГ). «Мы и сжижением газа будем заниматься», – заявил президент РФ в среду на заседании Российской энергетической недели (РЭН). По словам президента, рынок СПГ отличается высокой гибкостью по сравнению с рынком магистрального трубопроводного газа.
Российская энергетическая неделя проходит в этом году на фоне войны в Израиле и Палестине, которая может создать турбулентность на мировых рынках. Конфликт Израиля и Палестины может повлиять на энергорынок, любые подобные события в мире так или иначе могут влиять на ситуацию с потреблением энергетических ресурсов в ту или иную сторону, сказал на Российской энергетической неделе в среду вице-премьер Александр Новак. Выступавший на РЭН президент Владимир Путин заявил, что Иран бездоказательно обвиняют в обострении палестино-израильского конфликта. «Доказательств нет никаких. Посмотрим. Надеюсь, что здравый смысл восторжествует», – сказал Путин.
Нефтяные рынки чутко реагируют на такие события, как обострение палестино-израильского конфликта, и в этом случае координацию России с партнерами по ОПЕК+ трудно переоценить, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Сам Путин заявил, что ОПЕК+ будет продолжать сотрудничество. По его словам, ОПЕК+ скорее всего будет принимать решения по ограничению добычи и в 2024 году (напомним, сейчас Саудовская Аравия (СА) добровольно приняла на себя обязательство недодавать на рынок 1 млн барр. нефти в сутки, а РФ – 300 тыс.). США, напомним, предпринимают усилия, чтобы перед следующими выборами президента снизить цены на нефть, для чего пытаются убедить нарастить добычу (см. «НГ» от 10.10.23). Владимир Путин отметил, что цены на нефть были бы ниже 50 долл. за баррель, если бы не договоренности ОПЕК+.
Перспективы на 2024 год энергетические власти двух стран могут обсудить уже сейчас: как сообщалось, Александр Новак и министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдель Азиз бен Сальман встретятся в Москве в рамках РЭН, чтобы обсудить ситуацию на рынке нефти. Новак накануне отмечал, что в последние несколько лет у России складываются очень хорошие отношения с СА, и обе страны успешно координируют действия в рамках ОПЕК+. Он также подчеркивал, что стабилизация и балансировка рынка нефти во многом зависят именно от действий Эр-Рияда, взявшего на себя большую часть ограничений.
Волатильности на рынке добавилось из-за Палестины, и сейчас определиться с параметрами добычи на следующий год будет сложно. По словам исполнительного директора Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бирола, последствия эскалации на Ближнем Востоке для нефтяных рынков проявятся только через несколько недель и впереди предстоят «неспокойные времена».
РФ пытается расширить сферы взаимодействия с СА, в том числе и за счет поставок туда своих нефтепродуктов. По итогам семи месяцев 2023 года товарооборот между РФ и СА увеличился уже на 20%, сообщил Новак на заседании межправительственной двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. К 2030 году страны планируют увеличить его до 7 млрд долл. Он добавил, что РФ предложила Саудовской Аравии нарастить объем поставок нефтепродуктов в страну. По словам Новака, Россия видит также дальнейший потенциал диверсификации торговли. РФ рассчитывает, в частности, на расширение сотрудничества в области мирного атома. Вице-премьер отметил, что торговля в сфере сельского хозяйства может вырасти между странами с 1 млрд долл. в 2022 году до 1,4 млрд в 2023-м.
Российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) отлично преодолел достаточно турбулентный год, сохранив и даже укрепив свои позиции на глобальных рынках, заявил Песков.
Представители Саудовской Аравии и РФ смогут обсудить мировой топливный рынок на фоне конфликта в Палестине. Фото агентства «Москва» |
Впрочем, Международное энергетическое агентство (IEA) попыталось внести ложку дегтя в эту радужную картину. По его данным, добыча газа в России сократится в 2023 году до 620 млрд куб. м, это на 8% меньше, чем в 2022-м, и это минимум с 2009 года. Агентство предупредило, что это может привести к остановке некоторых старых месторождений. Впрочем, МЭА начиная с 2024 года видит рост, вплоть до 677 млрд в 2026 году, что, однако, все еще не дотягивает до максимумов 2021 года (762 млрд куб. м). Прогноз Минэкономразвития на 2023 год – 642 млрд, на 2026-й – 708 млрд. Драйверами для РФ будут выступать рост трубопроводных поставок в Китай, увеличение роста объемов СПГ плюс увеличение внутреннего спроса на газ, пишут авторы аналитического Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI), который основал нынешний директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов.
Обеспечение внутреннего рынка, увеличение добавленной стоимости продукции и достижение суверенитета топливно-энергетического комплекса вкупе с расширением географии экспорта являются приоритетами России в этой отрасли, перечислил Владимир Путин на пленарном заседании РЭН. Причем первым приоритетом глава государства назвал именно обеспечение ресурсами национального рынка и достаточное предложение внутри страны. Речь идет не только о текущих потребностях бизнеса и граждан, но и о последовательной работе над увеличением емкости собственного рынка, подчеркнул он.
Внутренний рынок и спрос станут основой дальнейшего роста, который будет обеспечен за счет роста доходов населения, мер социальной поддержки, предпринимательских доходов, а также инвестиций, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников на правительственном часе в Госдуме в среду. Они станут основой следующего этапа развития страны – перехода к долгосрочному экономическому росту, отметил министр. По его словам, по итогам восьми месяцев ВВП РФ вырос на 2,5%, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 2021 года. Министр сообщил, что в прошлом году были достигнуты рекордные показатели взаимной торговли с ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, ОАЭ, Бразилией. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась с начала прошлого года в два раза, а расчеты в долларах снизились в три раза, заявил он.
Если при существующей цене нефти Россия продолжала бы ее продавать за свободно конвертируемую валюту (доллары и евро), а не за фантики вроде юаней, индийских рупий, бразильских реалов, марокканских дирхамов, турецкой лиры и т.п., то курс сейчас был бы 60–65 руб. за доллар, считают авторы Telegram-канала Proeconomics.
Реляции об успешном прохождении российской экономикой и, в частности, топливным комплексом предыдущих турбулентностей не предполагают разбора ситуации с внутренними ценами на нефтепродукты. В некоторых регионах РФ по-прежнему говорят о дефиците бензина и солярки на заправках (см. «НГ» от 09.10.23). Как на ситуацию повлияют новые правила экспорта, пока не вполне понятно. Минфину пришлось смириться с возвратом старого демпфера.
Правительство РФ пока не планирует повышать налоговую нагрузку для нефтяных компаний, чтобы компенсировать затраты бюджета на увеличение выплат по демпферу, сообщил Александр Новак. «Все в бюджетных корректировках будет учтено. Без повышения налоговой нагрузки», – сказал он. В то же время замминистра финансов РФ Алексей Сазанов заявлял, что любые изменения в демпфере по топливу должны быть нейтральны для бюджета. «Если повышать демпфер, то нужна компенсация повышения, чтобы это было для бюджета нейтрально», – говорил он в конце сентября.
А в среду Минфин предложил определиться с целями стимулирования добычи нефти в РФ. Работа по стимулированию добычи нефти должна предваряться определением конечных целей, заявил на РЭН директор департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Министерства финансов Денис Борисов. Так как, по его словам, в долгосрочной перспективе обозначились объективные предпосылки для снижения добычи, «сегодня нужно задумываться не только о трехлетке, на которую формируется бюджет, но и о более длительной перспективе». «Необходимо определиться, что мы хотим стимулировать: коэффициент извлечения нефти либо повышение, увеличение нефтеотдачи на текущей добыче», – пояснил он, отметив, что Минфин в первую очередь интересует, чтобы субсидии государства в виде налоговых расходов приносили обратно деньги.