Государство должно стать активным участником рынка зеленых сертификатов и углеродных единиц, заявили на круглом столе. Фото © Российское партнерство за сохранение климата
Представители российского бизнеса и научного сообщества сверили часы накануне 28-й Конференции ООН по изменению климата (COP28), которая пройдет 30 ноября – 12 декабря в Дубае. На круглом столе «Климатическая повестка в контексте устойчивого развития России» прошла крупная экспертная дискуссия по темам, на которых делегация из РФ будет делать акцент на предстоящем глобальном форуме.
«Обычно мы проводили такие мероприятия после COP, а в этом году решили изменить традиции и обсудить российскую повестку накануне события – почему именно эти темы важны для России и в каком ключе мы их будем представлять на международной платформе», – пояснила представитель оргкомитета Российского партнерства за сохранение климата Ольга Санарова.
К этим темам в первую очередь относится создание в России инструментов углеродного рынка. Таких инструментов два – зеленые сертификаты, подтверждающие использование в бизнес-процессах возобновляемой энергии, и углеродные единицы – объем выбросов парниковых газов, который удалось предотвратить благодаря реализации того или иного климатического проекта.
По словам директора по устойчивому развитию компании Эн+ Антона Бутманова, в России после ухода международного стандарта зеленых сертификатов I-REC активно развиваются собственные аналоги – Carbon Zero, Сбербанк, в следующем году заработает национальная система. Эн+ проводит замеры выбросов водохранилищ принадлежащих ей ГЭС и верифицирует результаты, чтобы в будущем потребители могли приобретать зеленые сертификаты, опираясь на конкретные количественные значения выбросов, сообщил представитель компании. Спрос на сертификаты есть, и сегодня компании-лидеры идут на расходы и раскручивают рынок, но для его развития активность должно проявить и государство, подчеркнул Антон Бутманов.
Это же касается и углеродных единиц. Сейчас в национальном реестре всего семь климатических проектов, хотя методик, по которым их можно реализовывать, уже 18 – то есть пока этот инструмент используют довольно слабо. «Для развития рынка государство формирует институты, но этого недостаточно. Чтобы это заработало, государство должно не только создавать систему, но и выступить ее актором – выйти на рынок и стать одним из потребителей. Стоимость одной углеродной единицы, например, в Европе или США, – около 1 тыс. руб. Представим, что государство захочет купить 100 млн единиц. Компании выстроятся в очередь, и начнется настоящий рынок», – уверен Антон Бутманов.
Начальник управления производственного инжиниринга и устойчивого развития РусГидро Александр Краевой был настроен оптимистично. По его словам, семь проектов – уже немало, ожидается совокупный выпуск более 2 млн углеродных единиц. «Углеродное регулирование все равно будет развиваться. Сейчас оно вводится в странах БРИКС. Мощным стимулом в ближайшее время будет расширение отчетности: обязанность компаний показывать углеродный след приведет к необходимости этот след компенсировать. А в 2027 году заработает CORSIA – Схема компенсации и сокращения выбросов углерода в гражданской авиации, которая будет крупнейшим потребителем углеродных единиц», – уверен он.
О том, как металлургический гигант РУСАЛ диверсифицирует портфель климатических проектов, рассказала директор по устойчивому развитию компании Ирина Бахтина. Она напомнила, что РУСАЛ был первопроходцем, запустив лесо-климатический проект в Красноярском крае еще в 2018–2019 годах. Сейчас компания обратила внимание на потенциал водно-болотных угодий (ВБУ). «Болота – одни из наиболее уязвимых экосистем планеты, они исчезают в три раза быстрее, чем леса. При этом они не только резервуары пресной воды, но и накопители углерода и места обитания 40% всех биологических видов планеты», – отметила Ирина Бахтина.
Компания подписала соглашение с Ленинградской областью о реализации климатического проекта по обводнению ранее осушенных торфяников, сообщила представитель РУСАЛ. Рабочей командой проведен полевой выезд на торфяники, разработана и прошла публичное обсуждение с участием международных экспертов методика проекта. «Мы сравнили эффект от разных климатических проектов с точки зрения затрат и углеродных единиц, и по нашим расчетам ВБУ – один из самых привлекательных вариантов», – заметила Ирина Бахтина.
Интерес к ВБУ со стороны бизнеса в этом году вырос кратно, подтвердил Юрий Фурса, директор Центра технологий устойчивого развития, разработавшего методологию проекта. «Для многих это было открытие. Очень много разговоров про лесо-климатические проекты, про ВБУ знали мало, – сказал он. – Раньше от России никто об этом не говорил, все говорили о лесах. Между тем у России огромный потенциал с точки зрения как природных, так и осушенных торфяников».
Эксперты обсудили еще несколько направлений устойчивой повестки. К примеру, директор экологического центра АЛРОСА Полина Анисимова рассказала про работу с коренными и малочисленными народами Севера. Чтобы поддержать их традиционный уклад жизни, компания занимается созданием условий для оленеводства и восполнением водных биологических ресурсов.
Важность молодежной политики подчеркнул руководитель направления Центра международных партнерств Корпоративной академии Росатома Александр Кормишин. По его словам, участие молодых людей в климатической повестке в массовом сознании олицетворяет Грета Тунберг с плакатом, но этот образ далек от реальности. Молодежь экспертна, аудитория ее организаций составляет десятки миллионов человек, она является одной из ключевых групп интересов, участвующих в климатических обсуждениях на равных с остальными.
А декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев обратил внимание, что узким местом российской высшей школы является профильное специализированное образование в климатической области: до недавнего времени таких программ почти не было, сейчас московские вузы сделали большой шаг вперед, но нужно продвигаться в регионы, призвал он, а также развивать дополнительное образование.
На COP28 российская делегация предложит насыщенную программу, рассказала исполнительный директор ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Наталья Дорпеко. «Российский бизнес остается приверженным климатической повестке, и для нас важно сохранять старые и создавать новые партнерства по этому вопросу», – отметила она. Ключевой принцип этой повестки, по ее словам, – неисключаемость. «Россия в силу своей территории и отраслевой структуры экономики, очень высокого положительного потенциала и возможностей минимизации негативного воздействия не может быть исключена из климатической повестки», – подчеркнула Наталья Дорпеко.