0
5056
Газета Экономика Печатная версия

04.10.2023 20:25:00

Россияне отправились в санатории снимать стресс

Здравницам не хватает персонала

Тэги: санатории, здравницы, курорты, антистресс, лечебный отдых, оздоровительный туризм

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

санатории, здравницы, курорты, антистресс, лечебный отдых, оздоровительный туризм Услуги отечественных санаториев оказались многим по душе. Фото PhotoXPress.ru

Ассоциация оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ) назвала 2023-й годом устойчивого спроса. В санаториях уже отдохнули около 4,4 млн человек, что на 5% больше, чем годом ранее. Такие данные за январь–август сообщили «НГ» в ассоциации. По итогам всего 2023-го показатель ожидается на уровне 6,7 млн человек. Аудитория здравниц заметно помолодела: средний возраст гостей смещается с 55 до 45 лет, много и 30-летних. Сейчас россияне отправляются в санатории прежде всего за «антистресс»-программами. При этом отрасль столкнулась с вызовами: неравномерность загрузки и дефицит кадров.

Текущий год для санаторно-курортной отрасли РФ выгодно отличается от предыдущего. Если 2022-й был «годом трудного восстановления после коронавирусных ограничений с множеством форс-мажоров, по-разному влиявших на отрасль весной и осенью», то 2023-й – это год устойчивого спроса.

Такой вывод сделан в аналитическом отчете АОТ, который был презентован на прошедшем в среду форуме «Инвестиции в развитие здоровой страны. Цифры. Факты. Возможности».

О тенденциях 2023-го подробно рассказал «НГ» медицинский директор АОТ Михаил Данилов. По его данным, за январь–август этого года в санаториях отдохнули и прошли курс санаторно-курортного лечения 4,41 млн человек, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2022-го. В аналитическом отчете при этом прогнозируется, что за весь год численность гостей составит около 6,7 млн человек.

«По популярным направлениям, к которым относятся Ставропольский край (Кавказские Минеральные Воды), Краснодарский край и Белокуриха (Алтайский край), загрузка устойчиво приближается к 90–100%, в том числе на осень. Глубина бронирования по этим направлениям превышает 5–6 месяцев», – продолжил Данилов.

Стоимость услуг выросла. «Цены в среднем поднялись на 10% в этом году, компенсируя затраты, но на популярных направлениях туроператоры отмечают рост до 20% на отдельных объектах», – сказал Данилов.

По данным АОТ, сейчас россияне все чаще отправляются в санатории именно в своем регионе, недалеко от места проживания. «Поэтому лидерами прироста в абсолютном выражении по сравнению с 2022-м неожиданно кроме Ставропольского края стали Московская область, Омская область, Кемеровская область (Кузбасс)», – перечислил Данилов.

Причин, по оценкам представителей отрасли, несколько. Например, это отказ граждан от поездок на дальние расстояния в связи с логистическими ограничениями, а также «по соображениям безопасности». Другие причины – дефицит мест в санаториях в популярных курортных регионах, а также перенаправление потока туристов в здравницы в том числе из-за дефицита отельного номерного фонда. Помимо этого, упоминаются рост популярности путевок выходного дня и постепенная адаптация самих здравниц к запросам рынка.

Аудитория заметно меняется. Например, как отметила доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Никольская, «знакомство россиян с оздоровительными курортами и санаториями во время закрытия ряда зарубежных популярных направлений способствует появлению потребителей нового формата и заставляет здравницы пересматривать свои подходы не только к сервису, но и составу самого предложения». «Многие региональные здравницы, в том числе из-за разворота туристического потока в их сторону, отмечают омоложение аудитории, смещение среднего возраста гостей с 55 до 45 лет, частые поездки семьями с детьми», – говорит Данилов. Как сообщается в аналитическом отчете, омоложение аудитории происходит за счет гостей в возрасте 35–45 лет.

Это как раз и объясняет трансформацию спроса, в частности желание граждан съездить в санаторий не на продолжительное время, а буквально на выходные. «Вместе с тем это не мешает развиваться и традиционному санаторному продукту, а также медицинской реабилитации на базе санаториев», – уточнил Данилов.

Основу продуктового предложения здравниц, как и прежде, составляет традиционное и проверенное санаторно-курортное лечение. Хотя и тут есть новации. «Трендом последних двух лет стал высокий запрос на антистресс программы, особенно у работающих россиян», – уточнил Данилов. Преодоление последствий ковида, по его словам, тоже входит в программы у части объектов, потребность в этом есть, но существенной доли рынка такое направление не составляет.

«После пандемии и начала спецоперации все большему числу граждан нужна постоянная реабилитация и психологическая помощь, – подтвердил «НГ» доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев. – В ближайшие несколько лет потенциальный клиент, заинтересованный в медицинском туризме, будет только молодеть».

Копятся поводы для лечебного отдыха, конечно, и у более старших поколений. «Согласно внутренним исследованиям среди целевой аудитории, останавливающейся в сети наших отелей, 40% гостей в возрасте от 45 до 50 лет страдают от двух или более хронических заболеваний», – сообщила «НГ» коммерческий директор «Группы Отелей Русские Сезоны» Инна Рындина.

На фоне растущего и меняющегося спроса санаторно-курортная отрасль сталкивается и с серьезными вызовами. Как сообщила, выступая на форуме, председатель АОТ Елена Трубникова, если брать данные туроператоров за 2023 год по наиболее востребованным направлениям санаторно-курортного отдыха (это уже упомянутые Кавказские Минеральные Воды, Краснодарский край и Белокуриха), то там фиксируется именно дефицит мест в здравницах, и он оценивается в 47%. Но одновременно с этим, по данным Росстата за январь–август, которые привела в презентации Трубникова, в целом по отрасли загрузка мест составила лишь около 43%. Из чего можно сделать вывод, что кое-где номерной фонд как раз простаивает.

Несмотря на то что все больше граждан выбирают санатории внутри своего региона, загрузка все равно распределяется крайне неравномерно. И в ряде случаев это может свидетельствовать как раз о несоответствии потребительскому запросу качества и перечня предлагаемых услуг, об изношенности номерного фонда, о низком уровне сервиса, об отсутствии какого-либо продвижения санаториями своего бренда.

Так что внутри отрасли все еще выявляются хронические недуги, требующие лечения. Эксперты дискутируют о мерах. Например, как считает член генсовета «Деловой России», член экспертного совета по туризму Госдумы Леонид Гункевич, «проблему нехватки номерного фонда туристических здравниц можно решить за счет легализации и обязательной классификации гостевых домов, модульных отелей и других средств размещения».

А судя по комментарию Гареева, если мы говорим о здравницах вдали от моря, лесных массивов или гор, то эффективная конкуренция для них возможна только при наиболее выгодном для граждан соотношении цены и качества. Потому что, как он уточнил, конечно, это позитивная тенденция, что у россиян есть стремление заботиться о своем здоровье, но ложкой дегтя тут становится рост цен на оздоровительный отдых в ряде регионов. Этот рост объясняется как общей экономической ситуацией, так и отсутствием альтернативных предложений за рубежом и конкуренцией на рынке гостиничных услуг, пояснил эксперт.

Другой серьезный вызов, с которым сталкивается отрасль, на самом деле сейчас актуален для всей экономики РФ – дефицит кадров. Как рассказала Трубникова, «не хватает и врачей, и среднего медицинского персонала, и младшего медицинского персонала – не хватает вообще персонала». Так что, по ее словам, нужно повышать престиж профессии, трансформировать бизнес-модель, искать пути повышения зарплат.

Гункевич полагает, что приток специалистов в отрасль могли бы также «обеспечить дополнительные стимулы, такие как льготные кредиты». По мнению же Рындиной, «кадровый голод в здравницах можно преодолеть, только привлекая специалистов из профессиональных отелей, которые будут готовы обучать уже молодых работников с нуля отельным стандартам».

Гареев, однако, особо подчеркивает, что специфика оздоровительного туризма в большинстве случаев предполагает наличие у сотрудников определенной компетенции, медицинских знаний. 


Читайте также


Вот такие впечатления от курортов Таиландского края

Вот такие впечатления от курортов Таиландского края

Олег Мареев

Проезжая мимо вилл местной Рублевки, видишь, что все здесь построено из веток и скотча

0
9525
В группе риска – люди типа "А"

В группе риска – люди типа "А"

Иван Сапрыкин

Имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете

0
17677
Россияне мечтают о Турции, но едут в Сочи

Россияне мечтают о Турции, но едут в Сочи

Ольга Соловьева

Краснодарский край воспринимается как оптимальный регион для отдыха

0
3264

Другие новости