В Совете Федерации с интересом изучают особенности бюджета на 2024 год. Фото с сайта Совета Федерации РФ
После нового обвала рубля в России на первое место выходит вопрос: способны ли наши чиновники обеспечить валютную предсказуемость или не способны? Ведь рубль продолжает снижение последние дни даже после всех усилий ЦБ и правительства – то есть после экстренного повышения Центробанком своей ключевой ставки, после серии административных призывов к экспортерам. В Кремле во вторник назвали заботу о валютном курсе «рудиментом прошлого». Но как расстаться с этим «рудиментом», если даже в основе бюджета на следующий год лежит именно этот самый «рудимент»? И как граждане смогут забыть о валютном курсе, если в правительстве подтверждают прямую связь курса доллара с внутрироссийскими ценами, а также с величиной российских налогов? На фоне скромных успехов властей в разрешении валютного и топливного кризисов особое внимание привлекли новости из российского Совбеза. Во вторник сотрудники Совета безопасности РФ предложили сформулировать новую стратегию экономической безопасности, которая будет больше соответствовать новым реалиям, чем нынешняя.
В российском Совбезе прошло заседание секции научного совета по проблемам экономической и социальной безопасности. «По итогам обсуждения экспертами Совета безопасности выработаны предложения по корректировке Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года с целью обеспечения экономического суверенитета России и устойчивости национальной экономики в современных условиях», – сообщили в аппарате Совета безопасности. И напомнили, что действующая Стратегия была утверждена еще в мае 2017 года.
Забота об устойчивости национальной экономики вполне объяснима на фоне неочевидных попыток вернуть в РФ валютную предсказуемость или разрешить внутренний топливный кризис. Министры правительства РФ или госбанкиры открыто говорят, что курс рубля уже формируется за пределами юрисдикции российского «мегарегулятора». При этом крупнейшие российские экспортеры находятся сегодня в состоянии конфликта с правительством РФ, которое вынуждено прибегать к экстраординарным мерам управления (по выражению вице-премьера Александра Новака). Именно поэтому российский рубль проваливается последнее время вне зависимости от роста или снижения мировых нефтяных цен. А также вне зависимости от того, куда и как переставляет Центробанк свою ключевую ставку. И в тот самый момент, когда американский доллар поднимается выше 100 руб., Министерство финансов презентует сенаторам проект бюджета-2024, который целиком основан на среднегодовом валютном курсе в 90 руб. за доллар.
Мы живем в рублевой зоне, и «чрезмерное внимание к курсу доллара» является «рудиментом прошлого», сообщил во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Ранее сотрудники Минэнерго и Минсельхоза объясняли, что налоги и внутренние цены в РФ жестко привязаны к текущему валютному курсу (см. «НГ» от 07.09.23; 20.09.23). Поэтому призывы одной части чиновников «привыкать жить в рублевой зоне и не чувствовать себя столь зависимыми от курса доллара» прямо противоречат объяснениям других представителей российской власти.
«Доллар опять атакует. К сожалению, правительство не предпринимает никаких действий в поддержку рубля, кроме повышения процентной ставки, что наносит ущерб экономике», – заявил во вторник директор Института политических исследований Сергей Марков. Однако другие эксперты считают, что финансовые власти уже сделали немало для восстановления валютной предсказуемости. И если сегодня рубль снова ослабляется, то это может подорвать доверие как к рублю, так и к действиям властей.
«Говорить о провале действий регулятора (ЦБ) и правительства не приходится, по меньше мере рано», – считает финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell finance). По его словам, нельзя допустить представлений, что «регулятор теряет контроль над валютным рынком, над девальвационными и инфляционными ожиданиями». Ведь если девальвационные ожидания соответствуют 30–60% годовых, то кого заинтересуют рублевые инвестиции даже под 15% годовых? – задает риторический вопрос экономист.
Россияне пока не знают, что их внимание к валютному курсу власти считают «рудиментом прошлого». Фото РИА Новости |
Но попытки управлять топливными ценами через запреты экспорта вряд ли обеспечат стабилизацию топливного рынка и помогут избавиться от дефицита бензина.
Во вторник в Совете Федерации глава Минфина Антон Силуанов сформулировал два предложения, которые показывают, как далеко мы находимся от нормализации топливного рынка. Решить проблему нехватки мазута, существующую в нескольких российских регионах, можно было бы двумя способами: или через общую для них закупку топлива, или через обязательство для компаний-экспортеров снабжать дефицитные субъекты Федерации, заявил Силуанов.
«Мы сейчас пытаемся создать более совершенный механизм по контролю за ценами на нефтепродукты, в том числе и на мазут», – сообщил министр финансов. В качестве варианта «более совершенного механизма по контролю за ценами» чиновник посоветовал создавать «централизованную закупку для трех регионов, – Мурманск, Якутия, Камчатка – это три региона, по которым есть проблема с мазутом».
Пока в Минфине предлагают вернуться к балансовым заданиям по поставкам топлива на внутренний рынок из лихих 90-х, вице-премьер Александр Новак докладывает о первых результатах своих экстраординарных мер. По его словам, решения о запрете экспорта российских нефтепродуктов уже привели к тому, что цены на бирже значительно упали – до 20%.
«Теперь важно, чтобы эти цены транслировались на мелкооптовое звено, для тех производителей, которые покупают не на бирже, а на нефтебазах», – объяснил Новак. Вице-премьер сообщил во вторник, что правительство РФ намерено не допустить роста цен на АЗС выше уровня инфляции в 2023 и 2024 годах. «Наша ключевая задача – чтобы цены на заправках в течение года росли на уровне не выше инфляции. Это соблюдалось в предыдущие годы, и в этом году такая задача тоже стоит, и на будущие, следующие годы», – сказал он.