К началу октября титаническими усилиями министерства энергетики России, принявшего для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов сверхнепопулярнейшую среди нефтяников меру по запрету экспорта товарных бензинов и дизельного топлива, удалось сдвинуть розничные цены на автозаправочных станциях.
Первая октябрьская статистика показала, что в конце сентября розничные цены на топливо в регионах начали снижение. Ситуация остается на контроле Минэнерго и Федеральной антимонопольной службы по поручению вице-премьера Александра Новака. Причем, наблюдать за снижением цен будут не только на стелах АЗС, но и на мелкооптовом уровне — на нефтебазах. Последнее связано с контролем уровня цен для сельхозпроизводителей в первую очередь.
Например, стоимость топлива в Москве по каждому из видов снизилась в среднем более чем на 30 копеек. На АЗС «Башнефти» (которая входит в группу «Роснефть») в Башкортостане стоимость бензинов упала на 30 копеек, дизеля — на 60 копеек.
В целом на заправках «Роснефти» по всей стране в понедельник произошло существенное снижение цен. На секунду, сеть АЗС этой нефтяной компании - крупнейшая в России и насчитывает почти 3 000 станций. И стоит учитывать, что стоимость топлива на заправках «Роснефти» даже в период краткосрочного кризиса была на 4-5, а иногда и на 20 рублей за литр ниже, чем у независимых. Последние приобретают подешевевшее топливо на бирже, и значимых снижений стоит ожидать не ранее, чем через месяц-полтора, пока новые партии топлива подойдут на нефтебазы. Это было также подтверждено заместителем председателя правительства Новаком.
Причины сложившейся ситуации не новы — однако профильные регуляторы пока не уделяют им должного внимания. Неоднократно я говорил — в биржевой торговле ориентиром уровня реализации должна стать государственная «Роснефть». Увеличение объемов обязательных нормативов на 1 процент раз в полгода — словно мертвому припарка. Безусловно, есть разные причины для этого. Но если крупнейшая компания может позволить реализовывать объемы на бирже значительно больше обязательных, то не пора ли эти цифры сделать обязательными для всех, чтоб не повторилась ситуация августа-сентября?
С января по сентябрь этого года «Роснефть» реализовала на бирже 24% всего произведенного бензина при норме в 13% - в 1,8 раза добровольно превысив норматив. Суммарно объем продаж компании составил 39% от всех реализованных бензинов. За этот же период компанией было продано 22% от объема производства дизельного топлива при нормативе 9,5% - в 2,3 раза больше требуемого совместным приказом ФАС и Минэнерго. Доля продаж на бирже по дизельному топливу у «Роснефти» составила 40% от всего реализованного дизельного топлива. Данная ситуация стабильна последние несколько лет, и уже, как «обычай делового оборота» - вполне юридический термин — требует закрепления в совместном приказе, что, кстати, поддержат и независимые участники рынка, постоянного обращающиеся к регуляторам с предложениями об увеличении нормативов биржевых продаж.
Первый торговый день на бирже закрепил пост-запретную для экспорта нефтепродуктов тенденцию. Стоимость бензинов по сравнению с максимумом 19 сентября снизилась на 19,7% ( 18 сентября этого года была достигнута максимальная цена АИ-92 за всю историю биржевых торгов в России — 70 500 рублей за тонну), АИ-95 снизился на 24% по сравнению с пиком 7 сентября, когда была достигнута величина в 76 900 рублей за тонну. Дизельное топливо, максимальное значение которого мы увидели 19 сентября, подешевело на бирже на 22,1%. Тенденция в опте налицо. И видна любому гражданину невооруженным глазом на сайте Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи.
Итоги торгов говорят нам, что решения правительства было истинным и верным. Безусловно, существуют исключения из данного решения — поставки по межправительственным договорам будут исполняться. Однако они плановые и не зависят от рыночной конъюнктуры. Все остальное — прах и тлен. Единственная мера, которая смогла остудить рынок. Видимо, некоторые участники забыли историю 2018 года, где ряд мер правительства остужал стоимость топлива на АЗС, но старые решения в новых условиях, причем, с точки зрения фискальной — изменившихся, работать не смогли.
Запрет — не вечный, хотя и написан в постановлении как бессрочный. Все вопросы по регулированию рынка, поднятые в последние недели, анализируются и оцениваются. Впервые Минфин решил отыграть свои решения и согласился обсудить корректировку демпфера назад, о чем неоднократно говорили эксперты. Ограничение экспорта непроизводителями также остается на столе — необходимо ограничить возможности продажи за рубеж субсидируемого для внутреннего рынка бензина и дизтоплива. Каким образом это будет сделано — запретом экспорта для непроизводителей либо повышением экспортной пошлины для непроизводителей — вопрос пока открыт.
Задача остужения рынка решена. Однако не стоит быстро забывать об этом. Системные задачи пока остаются нерешенными. Необходимость планирования в отрасли, создания генеральной схемы размещения объектов топливообеспечивающей отрасли, расширение использования трубопроводного транспорта для поставок на внутренний рынок, строительство продуктопровода до Дальнего Востока, расширение поставок водным транспортом, обновление парка танкеров и барж для обеспечения внутренних потребителей, использование метана как социального топлива — все это должно прорабатываться постоянно и системно, и давать свои плоды. Ну, а если никто не захочет работать — напомню, что запрет экспорта бессрочен.
комментарии(0)