В проекте бюджета-2024 пока не учтены налоговые меры по стабилизации топливного рынка. Фото с сайта www.government.ru
Утвержденный правительством новый проект бюджета предполагает увеличение оборонных и социальных расходов при сохранении дефицита. Предполагается рост налоговой нагрузки на предприятия за счет увеличения «курсовых» экспортных пошлин, а атакже увеличения нефтяных налогов за счет сокращения допустимых скидок на российскую нефть. Основным источником сокращения бюджетного дефицита станут внутренние заимствования в рублях.
«Для финансового обеспечения расходов будут привлечены источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка. Общий объем привлечения таких источников для финансирования расходов через заимствования составит более 4 трлн рублей ежегодно», – сообщил глава Минфина Антон Силуанов на заседании правительства по утверждению проекта бюджета на следующие три года. Премьер-министр Михаил Мишустин в ходе заседания заявил, что правительство РФ при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов решало задачу максимально сократить дефицит.
В проекте бюджета учтены и новые налоги – в частности, экспортные пошлины, которые привязаны к скачкам валютного курса. Российские экспортеры в четвертом квартале текущего и в будущем году будут платить в бюджет ежемесячно около 50 млрд руб. в виде «курсовой» пошлины, введенной постановлением правительства с 1 октября. Такие параметры заложены в проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов. Согласно проекту, объем поступлений от введения с октября вывозных пошлин на экспортные товары по «согласованной номенклатуре» запланирован в размере 755,3 млрд руб. в 2023–2024 годах. В 2023 году ожидается поступление от «курсовых» экспортных пошлин в размере 151,6 млрд руб. А в следующем году – больше 604 млрд руб. Таким образом, средние выплаты соответствуют оценке, которую в пятницу со ссылкой на ожидания Минфина озвучил глава РСПП Александр Шохин – 50 млрд руб. в месяц.
Заметим, что один только новый курсовой налог вдвое превышает поступления экстренного налога на сверхдоходы, над которым Минфин РФ трудился всю первую половину 2023 года.
Ранее правительство РФ утвердило постановление, согласно которому с 1 октября 2023 года и до конца 2024 года в РФ вводится экспортная пошлина на широкий перечень товаров в размере 4–7% при курсе доллара 80 руб. и выше. Так, при курсе 80–85 руб. за доллар США ставка составит 4%. При валютном курсе 85–90 рублей за доллар – 4,5%. При 95 руб. за доллар и более – уже 7%. Новые пошлины не распространяются на нефть, газ, зерно и лесоматериалы, и, таким образом, крупнейшими плательщиками будут горнодобывающие компании, экспортеры черных, цветных и драгоценных металлов, угля, удобрений. Для удобрений, в отношении которых уже установлена адвалорная экспортная пошлина в размере 7%, ставка пошлины будет увеличиваться до 10% при курсе выше 80 руб. за доллар.
«В следующем году мы ожидаем поступления доходов в объеме 35 трлн руб. Такой существенный рост станет возможен благодаря дальнейшему развитию нашей экономики. Ненефтегазовые поступления при этом должны вдвое превысить нефтегазовые», – сообщил премьер Мишустин. «Расходы тоже увеличатся. Их предельный размер в 2024 году запланирован на уровне 36,6 трлн руб. Прежде всего – за счет значительного роста финансирования мер по реализации Послания президента Федеральному собранию. На национальные проекты в следующем году будет выделено около 3 трлн руб. Свыше 760 млрд руб. в течение трех лет пойдут на выполнение соответствующих инициатив социально-экономического развития», – рассказал Мишустин.
Поступление от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от нефти в 2024 году прогнозируется на уровне 9,7 трлн руб., что выше запланированного на 2023 год уровня в 8 трлн руб. Но если в бюджетной конструкции сохранятся принципы так называемого налогового маневра и «демпферных» выплат в пользу нефтяных компаний, то стабильность бюджета и внутреннего топливного рынка будет сложно обеспечить.
Субсидировать внутренний рынок за счет внешнего, тем самым удерживать цены на топливо для отечественных потребителей на низком уровне не получится, заявил глава думского комитета по энергетике Павел Завальный. «В условиях сокращения выплат по демпферу и увеличения налоговой нагрузки в виде роста НДПИ надо увеличивать выплаты по демпферу, чтобы субсидировать поставки на внутренний рынок, а получилось обратное», – сказал Завальный. В то же время Завальный считает, что возвращать прежние выплаты по демпферу не нужно – «надо подкорректировать налоговый маневр с точки зрения таможенных пошлин, демпфера и механизма компенсации» с учетом текущей ситуации. «Наше предложение – несколько увеличить таможенные пошлины и с учетом их увеличения пересмотреть параметры демпфера и тем самым сбалансировать внешний и внутренний рынок. И, как предлагает ФАС, увеличить объемы продаж нефтепродуктов на бирже до 14–15%. Это будет способствовать большему предложению, конкурентности и снижению цен», – сказал депутат, заметив, что в Минэнерго рассматриваются разные варианты, но именно в этом ключе.
«Понятно, что запрет экспорта нефтепродуктов, введенный с 21 сентября, не может длиться долго – на неделю-две, максимум на месяц, «иначе можем загнать переработку в убытки и остановятся НПЗ», – считает Завальный. «В прошлом году почти 2,2 трлн руб. направили нефтяникам на выплату демпфера, в 2023 году было запланировано всего 1,2 млрд руб. и еще скорректировали вниз, чтобы сбалансировать бюджет. Но в августе нефтегазовые доходы уже превышают 800 млрд руб. И по сути, если посмотрите, сегодня стоимость топлива на НПЗ превышает стоимость в рознице – немного, на 1–3 руб. Это говорит о том, что идет субсидирование розничного рынка за счет экспортного, и получается, что игроки розничные, которые покупают нефтепродукты на внутреннем рынке, чтобы компенсировать свои убытки, отправляют часть нефтепродуктов на более премиальный внешний рынок», – прокомментировал Завальный.
«Невозможно субсидировать внутренний рынок за счет экспорта при нынешних параметрах демпфера и таможенных пошлин – экономика станет отрицательной. Мы должны найти золотую середину, чтобы за счет экспорта субсидировать внутренний рынок, предлагая нашим потребителям наиболее низкие цены, но при этом сохранить рыночное ценообразование», – считает Завальный. Он считает, что решения должны быть приняты в течение 2–3 недель, при этом изменения в Налоговый кодекс по демпферу можно принять в течение месяца. Правительство РФ прорабатывает донастройку налоговой системы, чтобы обеспечивать топливом внутренний рынок по приемлемым ценам независимо от внешней конъюнктуры, сообщил в пятницу директор департамента Минэнерго Антон Рубцов. По его словам, прорабатываются варианты, связанные и с пошлинами, и с налогами. По его словам, правительство хочет донастроить налоговую систему, «чтобы она работала при высоких ценах на нефть и высоком курсе и позволяла давать доходы бюджета».
В то же время стабильности бюджету добавит завершение реформы с введением единого налогового счета. Глава ФНС Даниил Егоров доложил премьеру Мишустину накануне о завершении реформы по введению единого налогового счета (ЕНС). По его словам, система работает устойчиво и без сбоев.