0
4944
Газета Экономика Печатная версия

20.09.2023 20:40:00

Главу Минэнерго вызывают в Госдуму из-за топливного кризиса

Оптовые цены бензина и дизтоплива на бирже пошли вниз, в рознице – вверх

Тэги: госдума, доклад, сельское хозяйство, топливный кризис, экспортные пошлины

On-Line версия

госдума, доклад, сельское хозяйство, топливный кризис, экспортные пошлины Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев рассказал депутатам Госдумы о снабжении аграриев моторным топливом. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Ежегодный доклад в Госдуме о развитии сельского хозяйства дал повод для обсуждения топливного кризиса в стране. Правительственные чиновники угрожают ввести запретительные пошлины на экспорт нефтепродуктов для стабилизации внутренних цен и сокращения дефицита топлива в регионах. Повышение правительством экспортных пошлин приведет к сокращению нефтепереработки в стране и вызовет повсеместную нехватку топлива – предупреждают крупные российские нефтяные компании. Конфликт между правительством и нефтяниками обостряется. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов был вызван в Госдуму для доклада.

Обострение топливного кризиса в стране впервые привело к публичной перепалке между правительством и нефтяниками. В среду глава «Газпром нефти» Александр Дюков предупредил, что введение заградительной экспортной пошлины на топливо в перспективе может привести к его нехватке внутри страны. Так нефтяники оценивают планы правительства по ограничению вывоза продуктов нефтепереработки из страны.

«Как механизм заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями этого станут снижение эффективности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и соответственно уменьшение объемов переработки. В результате подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив. Важно не разбалансировать переработку», – предупредил Дюков. Комментируя правительственные планы по введению списка спецэкспортеров топлива, он заявил: «Эта идея имеет право на существование. Но нужен ее тщательный анализ для принятия итогового решения».

Отвечая на вопрос о причинах дефицита топлива внутри страны, Дюков сообщил: «Цена на нефть и нефтепродукты на мировом рынке растет, при этом изменился курс рубля. Это привело к ситуации, когда нетбэк стал выше внутренних цен, что стимулирует различных трейдеров, экспортеров осуществлять закупки топлива на внутреннем рынке и отправлять на экспорт, получая при этом прибыль». «Ситуация на рынке была действительно сложная. Не хотел бы комментировать действия правительства. Мы находимся с ними в постоянном диалоге», – сказал Александр Дюков.

Наша газета уже писала, что часть экспертов считает введение запретительных пошлин на вывоз топлива ошибкой, поскольку этот шаг рано или поздно потребует запретов и на экспорт сырой нефти (см. «НГ» от 17.09.23). Что приведет к сокращению экспортных доходов страны, чего, в частности, и добиваются сегодня западные противники России. До мая 2023 года в стране действовала система бюджетных доплат нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок. Однако девальвация рубля и рост мировых нефтяных цен грозит тем, что почти половина федерального бюджета может пойти на выплату отступных нефтяным компаниям по так называемому топливному демпферу. В прошлом году именно демпферные выплаты нефтяным экспортерам составили более 2 трлн руб., или 60% всего бюджетного дефицита. При этом нужно заметить, что бюджетные отступные правительство выплачивает только нефтяным экспортерам. А к другим экспортерам наши власти применяют более жесткие инструменты – запреты и повышенные пошлины. Именно так, в частности, обеспечивается наполнение внутреннего рынка продовольствием по относительно низким ценам. Однако сравнение рынков топлива и продовольствия показывает, что механизм экспортного демпфера оказался в принципе неработоспособным.

Неспособность правительства стабилизировать внутренний топливный рынок вызывает тревогу и у депутатов. Спикер Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал то, как Минэнерго справляется с задачей обеспечивать российских потребителей дизельным топливом. Володин пообещал пригласить в парламент главу министерства и профильного вице-премьера для обсуждения ситуации с ценами на внутреннем рынке. Речь идет о вице-премьере Александре Новаке и главе Минэнерго Николае Шульгинове. «За 7 месяцев текущего года произведено 51,9 млн т дизельного топлива, что на 6,8% выше аналогичного показателя предыдущего уровня. Иными словами, дефицита не должно быть», – сказал Володин во время доклада Минсельхоза о программе развития сельского хозяйства. «Мы же эти вопросы поднимаем не случайно. Производить стали больше дизельки. А где она? Гоните на экспорт? Тогда почему мы не обеспечиваем своего потребителя?» – спросил он первого замминистра энергетики Павла Сорокина. «Обеспечение потребителя внутреннего рынка – это приоритет, соответственно объемы все обеспечены», – нашелся с ответом Сорокин. «Ну у вас, как у курирующего заместителя министра, не получается с этим приоритетом. Будем приглашать министра, заместителя председателя правительства и разбираться, почему не выполняется поручение президента и почему вы наносите ущерб, вред отрасли стратегической, об этом разговор», – сказал Володин. «Вы в этой тяжелой ситуации почему не пришли в Думу и не стали это объяснять? Встречаясь с сельхозпроизводителями, мы вынуждены были отвечать на эти вопросы. Но у нас нет ответа», – подчеркнул Володин. 

В ходе обсуждения депутат Николай Харитонов предложил вернуть сельхозпроизводителям разницу в ценах на топливо за период начиная с июня. Сорокин отметил, что цены формируются в силу рыночных причин, в частности курса рубля и роста мировых цен на нефть. При этом для нефтяников автоматически увеличивается налоговая нагрузка, в частности НДПИ – это «долларовый налог». Тем самым чиновник еще раз подтвердил прямую заинтересованность бюджета в ослаблении рубля.

По словам Сорокина, «вопрос, кто сколько и куда перекинул денег, он не такой простой». «Это очень большая цепочка, по которой необходимо производить расчеты. Это не то, что нефтяники или НПЗ положили себе в карман. Потому что НПЗ имеют стоимость входящего сырья – нефти. Нефть в своей себестоимости имеет НДПИ, который долларовый налог и из-за роста курса тоже увеличивается. Поэтому это не такая прямая зависимость, что если цена растет, значит, НПЗ положил себе в карман», – объяснил Сорокин. «Мы готовы отработать этот вопрос с коллегами и все показать», – подчеркнул первый замминистра.

Ранее глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев сказал депутатам, что проблемы с обеспечением аграриев горюче-смазочными материалами, обострившиеся в последнее время и грозившие остановкой полевых работ, постепенно решаются, но по-прежнему требуют повышенного внимания. Сорокин же сказал, что ситуация с точки зрения поставок топлива решается, но остаются проблемы с ценообразованием. Также он отметил сохраняющиеся проблемы с поставками топлива в некоторые регионы юга страны. Он также анонсировал в скором времени радикальные шаги по прекращению «серого экспорта» нефтепродуктов, а также системные меры по недопущению дефицита топлива в будущем. По словам чиновника, за последние два дня падение биржевых цен на бензин составило 7% «только на слухах о мерах на топливном рынке». Биржевые цены на топливо действительно снижаются последние два дня. Однако цены по оптовым сделкам на внебиржевом рынке продолжают увеличиваться. Продолжает дорожать на внебиржевом рынке дизельное топливо или бензин марки Аи-92 (Регуляр-92).



Читайте также


Володин возвращает Госдуму к "законам против негодяев"

Володин возвращает Госдуму к "законам против негодяев"

Иван Родин

Иноагенты и политэмигранты не смогут свободно распоряжаться своими деньгами в России

0
1558
Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Следствию разрешат быстрее заводить новые дела

Екатерина Трифонова

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс сокращают межведомственный бумагооборот

0
1894
Слова Путина об Америке прозвучат с "Валдая"

Слова Путина об Америке прозвучат с "Валдая"

Иван Родин

В РФ чиновники без команды сверху не реагируют на внутреннюю политику США

0
2500
Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Наталья Приходко

Варшаве не понравилось, что Киев исключил ее из числа ключевых партнеров

0
4757

Другие новости