0
6363
Газета Экономика Печатная версия

19.09.2023 21:04:00

Цены на бензин вот-вот испортят социальное настроение

Каждый пятый автовладелец готов отказаться от поездок на личном транспорте при увеличении издержек даже на 10–20%

Тэги: бензин, цены, цены на бензин, тпливо, общество


бензин, цены, цены на бензин, тпливо, общество Фото freepik.com

За последний год цены на топливо для автомобиля выросли очень сильно, считает каждый второй из тех, кто водит автомобиль и следит за ситуацией. Для каждого пятого увеличение расходов на бензин, ремонт и автозапчасти даже на 10–20% может стать поводом отказаться от поездок на личном авто. Это следует из опросов, проведенных для «НГ» Аналитическим центром НАФИ. Как пояснили «НГ» в фонде «Общественное мнение» (ФОМ), ссылаясь на собственные данные, ситуация с ценами на бензин еще не стала для населения критической, но если топливо продолжит дорожать, подталкивая вверх стоимость и других товаров повседневного спроса, то это заметно охладит потребительский оптимизм россиян.

Специалисты Аналитического центра НАФИ выяснили отношение россиян к росту розничных цен на бензин и в целом к увеличению расходов на обслуживание личного автомобиля. С этой целью для «НГ» было проведено два всероссийских опроса в середине сентября.

В ходе первого опроса около 38% из почти 4,9 тыс. респондентов сообщили, что за последний год цены на топливо для автомобиля (бензин, дизель) увеличились «очень сильно». При этом 22% указали, что цены «несколько увеличились». О том, что они существенно не изменились, сказали 6% респондентов, еще 2% заявили даже, что цены в разной степени снизились.

Важное уточнение: в этом же опросе есть доля респондентов, у которых нет машины, для которых не актуальна проблема с заправкой и которые просто затруднились с ответом, – таких было 32%.

И если их исключить из рассмотрения, тогда среди тех, кто водит автомобиль и следит за стоимостью топлива, о сильном росте цен заявили больше половины – около 56% – опрошенных. О том, что цены «несколько увеличились», заявил каждый третий из тех респондентов, которые водят автомобиль и следят за ситуацией.

Больше всего тех, кто зафиксировал сильный рост цен на бензин, оказалось в Приволжском и Южном федеральных округах: свыше 40% от всех опрошенных или же около 60% от тех опрошенных, у которых есть автомобиль.

В ходе второго опроса выяснилось, что 16% из примерно 5,3 тыс. респондентов не откажутся от использования личного автомобиля вне зависимости от того, как вырастут их расходы на топливо, ремонт и запчасти. Однако 13% заявили, что они откажутся, если расходы увеличатся даже на 10–20%. Еще 17% допустили отказ от использования личного автомобиля при росте расходов на его обслуживание в полтора раза, 10% респондентов считают для себя неподъемным увеличение расходов в два раза, а 5% – в три раза.

В этом опросе тоже есть респонденты, которые не водят автомобиль, для которых не актуальны расходы на обслуживание машины или которые затруднились с ответом, – таких было 39%. И если их исключить, тогда получается, что среди опрошенных автовладельцев каждый четвертый – около 26% – не откажется от использования автомобиля ни при каких условиях. Однако для каждого пятого (для 21%) критичен рост расходов на обслуживание автомобиля даже на 10–20%.

Для сравнения. Как следует из опросов ФОМ, в стране продолжает увеличиваться доля россиян, считающих текущий рост цен на бензин заметным. По состоянию на 10 сентября об этом говорили уже 41% из 1,5 тыс. опрошенных. Год назад на растущие цены на бензин жаловались 23% респондентов. По данным Минэкономразвития на 11 сентября, бензин подорожал в годовом сопоставлении уже более чем на 8,7% при годовой инфляции на ту же дату около 5,3%.

Если говорить о ситуации с оптовыми ценами, то, как передает «Прайм», стоимость бензина марок Аи-92 и Аи-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже по итогам торгов вторника отступила от максимумов после выхода информации об обсуждаемом увеличении экспортной пошлины на нефтепродукты до 250 долл. за тонну. При этом дизельное топливо продолжило сентябрьскую традицию каждодневных ценовых рекордов, уточнило агентство.

Стоимость бензина Аи-92 по территориальному индексу европейской части России за торговый день снизилась до 68 372 руб. за тонну. Цена на бензин Аи-95 упала до 72 961 руб. за тонну. А стоимость дизельного топлива по итогам торгов вторника выросла уже до 75 036 руб. за тонну.

«Рост цен на бензин – очень чувствительная тема для населения, – сказала «НГ» директор проектов ФОМ Людмила Преснякова. – Она остро переживается и «напрямую» автовладельцами, вынужденными больше платить за пользование автомобилем, и «косвенно» всем населением, так как цена на перевозки заложена в стоимость любого товара, приобретаемого рядовым потребителем. Рост цен на бензин для россиян – всегда маркер будущей инфляции».

По уточнению социолога, в недавнее время острее всего проблема роста цен на топливо переживалась в 2018 году: «В июне 2018-го о сильном росте цен на бензин говорили 57% россиян». По словам Пресняковой, тогда, в 2018 году, рост цен на бензин «вкупе с непопулярной пенсионной реформой очень сильно ухудшил потребительские настроения и экономические ожидания россиян».

«Например, индекс потребительских настроений упал тогда из позитивной зоны в 106 пунктов, зафиксированных в апреле-мае, до 93 в июне. А восстановиться этот показатель до тех значений, с которых он падал, реально смог только в начале этого года», – отметила Преснякова.

«Поэтому есть вероятность, что дальнейший рост цен на бензин, особенно если он будет сопровождаться увеличением стоимости и других важных для россиян товаров (причем не обязательно таких товаров должно быть много, это могут быть еще два-три наименования, но важные для каждодневной жизни), может сказаться на потребительском оптимизме россиян и весьма его охладить», – предупредила Преснякова. «Пока, судя по цифрам, ситуация еще не критическая – не такая, как в 2018 году. Главный вопрос: как она будет развиваться дальше», – уточнила социолог.

Как сообщили «НГ» в пресс-службе группы компаний «Автодом», в качестве одного из способов экономии на топливе можно рассматривать переход на использование гибридных автомобилей, в которых помимо привычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) установлен электродвигатель, или электромобилей в принципе без ДВС.

«Гибридные автомобили потребляют на 25% меньше горючего, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Более того, гибрид разгоняется быстрее и набирает более высокую скорость благодаря перераспределению мощности», – уточнили в компании. Если же говорить про электрокары, то «в среднем владелец автомобиля с бензиновым двигателем потратит от 350 до 750 руб., чтобы проехать 100 км, а водитель электромобиля – от 50 до 100 руб.», пояснили эксперты.

«Ситуация на рынке остается контролируемой, но многие автомобилисты уже начали задумываться о переходе на электрокары», – считают также представители компании «АвтоСпецЦентр». Другой вопрос – наличие и развитость необходимой для электрокаров инфраструктуры.

«Я не вижу пока критических последствий для автомобильной отрасли, – сообщил основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров. – Люди как покупали авто, так и будут покупать. Просто некоторым слоям населения будет труднее себе позволить содержание автомобиля, хотя и тут есть варианты – например, перевод автомобиля на газ». Правда, как объясняли ранее автоэксперты, выгодность такой модификации тоже под вопросом, многое зависит от пробега за год. 


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
2444
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3442
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
4747
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
4634

Другие новости