Чем больше муссируется проблема курса рубля, тем чаще граждане обращают на него внимание. Фото Reuters |
Привычные методы оценки экономических показателей дорогостоящи и не всегда эффективны, сообщили эксперты Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Они предложили альтернативный подход – использовать данные интернет-поисковиков. Эксперты определили 24 индикатора неопределенности для населения и бизнеса: это прежде всего курс доллара и цена нефти, но не только. В этом же списке ипотека, санкции, инфляция, ключевая ставка, криптовалюта. Примечательно, что факторами неопределенности стали даже и два ведомства: Минфин и Центробанк. Новый инструмент будет полезен органам исполнительной власти.
Последние несколько лет ознаменовались для участников экономической деятельности стремительными изменениями всех тех условий, которые раньше казались незыблемыми.
Когда ситуация может кардинально измениться буквально за несколько дней, требуется не только готовность к быстрым решениям, но и доступ к оперативно обновляемым источникам данных.
Противоречивость ситуации в том, что на фоне внешних угроз доступ к некоторым статистическим данным был как раз для общественности закрыт. Однако одновременно с этим и правительственные ведомства, и социологи все равно сейчас пытаются либо усовершенствовать существующие методы сбора и анализа информации, либо предложить альтернативу.
Например, правительство работает над созданием цифровой экосистемы Big Data и регионального хаба больших данных для стран СНГ. «Минэкономразвития России и подведомственные организации, занимающиеся вопросами интеграции, готовы и дальше принимать самое активное участие в процессах развития статистики, одновременно формируя запросы по востребованным на сегодняшний день данным», – сообщил в понедельник замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач. Как уточнил глава Росстата Сергей Галкин, один из приоритетов – гармонизация методологии расчета показателей в странах СНГ.
«На выходе получим региональный хаб, имеющий современную инфраструктуру и методологическое обеспечение, помогающий накапливать и эффективно использовать данные по странам региона и мира. Итогом реализации всех этих планов станет возможность представлять максимально подробную и достоверную статистическую картину о текущем состоянии социально-экономических процессов в странах СНГ», – добавил председатель Статкомитета СНГ Константин Лайкам.
На те вопросы, на которые не успевает оперативно среагировать официальная статистика, быстрее дают ответ различные дополнительные соцопросы. Но и в их случае тоже требуется пересмотр подходов, считают эксперты.
Так, специалисты Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ запатентовали алгоритмы измерения деловой активности, «с помощью которых можно формировать краткосрочные экономические прогнозы в режиме реального времени». Методика основана на данных запросов пользователей поисковых систем.
«Привычные методы оценки экономических показателей дорогостоящи и не всегда эффективны: пока данные собираются и обрабатываются, экономическая ситуация может кардинально измениться», – сообщает научно-образовательный портал IQ.HSE.ru.
«Для оценки деловой активности традиционно используют метод опросов промышленных предприятий. Формируемые на основе опросов индексы предпринимательской уверенности и деловой активности позволяют предсказывать оживление или ухудшение экономической ситуации. А для измерения потребительских настроений обычно интервьюируют несколько тысяч респондентов. Считается, что свое мнение относительно состояния экономики население выражает через объем потребления и/или накоплений. На основе ответов рассчитываются индексы потребительской уверенности и потребительских ожиданий», – перечислили эксперты.
Но можно пойти альтернативным путем, считают они. «Идея состояла в том, чтобы построить такие индексы, которые бы хорошо отражали ожидания бизнеса и населения, но не на основе традиционных опросов, как раньше, а с помощью анализа запросов в интернете», – поясняется на портале. Чтобы сформировать «поисковый образ», исследователи отобрали 24 слова и словосочетания, которые связаны с неопределенностью и ожиданиями, и использовали их для расчета общего индекса ожиданий деловой активности.
В этом списке оказались «курс доллара», «кредит», «курс рубля», «ЦБ» или «Центральный банк», «ипотека», «вклад», «курс евро», «банкротство» или «банкрот», «инвестиция», «биткоин», «санкция», «криптовалюта», «инфляция», «цена нефти», «облигация», «Минфин» или «Министерство финансов», «ценная бумага», «процентная ставка», «Московская биржа», «ключевая ставка», «экономический кризис» или «финансовый кризис», «финансовый рынок», «рынок недвижимости», «фондовый рынок».
Причем «курс доллара» и «цена нефти» вошли во все три предложенных экспертами варианта поисковых образов для индексов ожиданий деловой активности: в общий индекс, в индекс ожиданий потребителей, в индекс ожиданий бизнеса.
По каждому термину проанализировали ряды интенсивности запросов c января 2010 года по октябрь 2022 года с месячной периодичностью. «Эти индексы максимально точно повторяли поведение классических опросных индексов, – сообщают авторы. – А в некоторых случаях точность прогноза потребительской уверенности даже выросла на 5–20%».
Как поясняется, основное преимущество предложенного метода в том, что он позволяет делать оценки «на выборке в несколько миллионов человек при минимальных затратах на сбор данных». При этом есть возможность ежедневно обновлять прогнозы в разрезе регионов, товаров, групп населения и т.д. Новый инструмент будет полезен в том числе органам исполнительной власти, считают разработчики.
Как можно судить, такой метод помогает анализировать прежде всего реакцию населения на уже случившиеся кризисные события, а не столько формировать прогноз будущих кризисных событий. При этом не исключено, что такой анализ в зависимости от новых событий придется постоянно дополнять новыми вариантами поисковых запросов, будь то «цена на бензин», «доступность лекарств», «оформление инвалидности», «индексация пенсии» и т.п.
Тем более что и сами индикаторы неопределенности отбирались исследователями с опорой прежде всего на деловую прессу и только потом «прикладывались» к поисковым запросам. С одной стороны, далеко не все темы, поднимаемые прессой, волнуют большинство граждан (допустим, криптовалюта). С другой стороны, когда одни и те же темы – допустим, цены на нефть или курсы валют – постоянно муссируются в СМИ, более того преподносятся в алармистском ключе, население воспринимает их уже с повышенной тревогой.
Как бы то ни было, в ходе своего анализа эксперты ВШЭ пришли к выводу, что «именно обсуждение изменений и прогнозов в сфере финансов и на рынке недвижимости (а с 2022 года особенно – санкций) и есть индикаторы неопределенности». И, как пояснила «НГ» замдиректора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина, «безусловно, наблюдаемое систематическое отклонение построенного индекса от нормальных значений может свидетельствовать о повышенной обеспокоенности и, таким образом, выступать в роли опережающего индикатора кризисных событий».
При этом, по мнению Федюниной, сам индекс получился устойчивым, вряд ли он потребует особых изменений в ближайшее время. «Вместе с тем полагаю, что, если бы нашу задачу мы реализовывали года три назад, результаты бы отличались. В списке отобранных нами слов оказались также слова «криптовалюта» и «биткоин», интерес к которым на первый взгляд еще не был так массово распространен», – обратила внимание Федюнина.
При этом эксперт отметила, что если говорить о ситуации с данными, то, как правило, не хватает показателей на более низком, чем национальный, уровне – «в разрезе регионов, размеров бизнеса, групп населения». И это тоже одна из причин, побудивших предложить альтернативный метод.
«Запросы в поисковых системах – интересный источник больших данных, который может каким-то образом отражать настроения тех, кто эти запросы делает. Любые попытки анализировать такие запросы, искать в них «запросы-маркеры» – это очень интересное и перспективное направление», – комментирует предложения экспертов ВШЭ директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова.
«Анализ сетевой активности весьма неплох для выявления трендов, ведь на формирование реакции населения большое влияние оказывают самые разные источники информации, включая фейковые или непроверенные. И хорош он тем, что, проводя «съемку» общественного мнения в режиме реального времени, исследователи получают возможность анализировать его динамику не дискретно – в моменты проведения волн опросов, а во временном континууме», – пояснил «НГ» директор по стратегическому развитию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Степан Львов.
Но он уточнил, что «анализ сетевой активности не является исчерпывающим и достаточным инструментом для анализа реакции населения на кризисные события». Более того, такой подход подвержен жестким методическим ограничениям. Например, стоит учесть «возможность наличия искаженной информации, в том числе фейковых аккаунтов или заказных комментариев, а также ограничения доступа к определенным сетевым платформам», уточнил Львов.
Как сказала Преснякова, сами запросы у экспертов ВШЭ, судя по их описанию, достаточно специфичны: ЦБ, нефть, криптовалюта, биткоин, банкрот. По мнению Пресняковой, они отражают «интересы только определенной и достаточно узкой части населения». «Следует также иметь в виду, что под влиянием актуальной повестки меняется коннотация, смысл, который в текущий момент большинство граждан вкладывает в тот или иной термин, – отметил при этом Львов. – Большинство экономических показателей двунаправленны, могут повышаться и снижаться. И беспокоить разных людей они могут совершенно по разным поводам, ведь выгоды у различных экономических акторов могут быть связаны с диаметрально противоположными сценариями развития ситуации».
Для населения главные показатели кризиса – это все же инфляция и уровень безработицы, сообщила Преснякова. И отметим, оба эти показателя тоже сейчас ведут себя разнонаправленно: безработица на историческом минимуме, инфляция ускоряется. Более того, интерпретируются они тоже неодинаково: низкая безработица перестала восприниматься чиновниками как благо (см. «НГ» от 06.09.23), а в случае с инфляцией предприниматели призывают не делать борьбу с ней разрушительной для экономики самоцелью.
При этом, по уточнению Пресняковой, курс доллара и цена на нефть волнуют уже более узкие сегменты. Хотя, как сказал Львов, в моменты усиления кризисных явлений внимание граждан к курсу валют действительно повышается. По данным ВЦИОМ, доля тех, кто следит за курсом доллара, колеблется в коридоре от 55 до 65%.
Резюмируя, Преснякова не согласилась с тезисом, что предложенный новый инструмент способен заменить традиционные методы: он пока себя не проявил, слишком много вопросов к методике и к тем ограничениям, которые у него есть. Как следует из комментария Львова, учет запросов в поисковиках можно рассматривать как дополнение к традиционным подходам.