Глава Минпромторга Денис Мантуров не понаслышке знает о проблеме кадрового дефицита в экономике. Фото РИА Новости
Российские работодатели оказались не столь щедры, как это сначала могло показаться по заявлениям финансовых властей. В ряде отраслей – от общепита до промышленности – при увеличении за год числа вакансий в разы зарплатные предложения выросли на 15–30%, что существенно, но не соответствует кадровому голоду, который испытывают предприятия. Еще нюанс – так растут зарплатные предложения. А те работники, которые были наняты до ажиотажа, сейчас в принципиально иной ситуации. Кадровая проблема вновь обсуждалась представителями Минпромторга: они оценили потребность в кадрах для ключевых отраслей в 200 тыс. человек.
Потребность в кадрах для ключевых отраслей экономики в РФ составляет около 200 тыс. человек, следует из сообщений Минпромторга. Причем, как можно судить, это только первичная оценка.
Директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алексей Матушанский перечислил такие отрасли, как фармацевтика, станкостроение, судостроение, производство судовой техники, беспилотные авиационные системы. «Кадровая составляющая там играет достаточно большую роль. Мы сейчас… первичный анализ пытаемся проводить и видим из первой выборки, что порядка 200 тыс. новых кадров требуется до 2030 года для всех этих отраслей», – приводит его слова ТАСС.
По словам Матушанского, примерно 30% от необходимого числа кадров должны составить специалисты с высшим образованием, а остальные – со средним профессиональным.
Причем пока в ведомстве Дениса Мантурова рассуждают о потребностях нескольких отраслей в сотнях тысяч работников, одновременно с этим одна только госкорпорация исходя из своей бизнес-стратегии предъявляет запрос сразу на 300 тыс. новых работников за период до 2030 года.
Кроме того, как пояснил замруководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий, «сейчас как никогда существует огромная потребность в рабочих кадрах». Этот процесс, по его словам, начался, конечно, не вчера, но сейчас он «достиг пика». И удовлетворить эту потребность только за счет безработных, по его уточнению, невозможно.
Напомним, как ранее писала «НГ», в Минпромторге уже призывали заняться для решения кадровой проблемы «человекособирательством», запустить программы репатриации (см. номер от 20.07.23). Между тем в Высшей школе экономики сообщали, что кадрового дефицита как такового нет, ведь в стране есть кадровый резерв: молодежь до 25 лет, предпенсионеры и пенсионеры, домохозяйки, все, кто занят неформальной деятельностью. И самое главное – работники в неоплачиваемых отпусках (см. «НГ» от 06.09.23).
При этом после нового повышения ключевой ставки часть экспертов предупредили, что Центробанк, который ссылается на нехватку трудовых ресурсов как ограничитель экономического роста, своим ужесточением денежно-кредитной политики не решает проблему нехватки кадров. А наоборот, усложняет, потому что, если не хватает рабочих рук, значит, нужно больше инвестировать в модернизацию, но при высоких ставках это проблематично (см. «НГ» от 17.09.23).
Помимо того, теперь выявилась и другая деталь. Тот зарплатный бум, который сильно встревожил специалистов из Центробанка, на самом деле трудно назвать именно «бумом». Наоборот, можно утверждать, что работодатели как раз зажимают рост зарплат, скромничают в своих зарплатных предложениях, потому что эти зарплатные предложения растут сейчас с существенным отставанием от спроса на новых специалистов.
Несколько примеров. По данным «Авито Работа», в сентябре в топ-10 сфер с наибольшим увеличением числа вакансий вошло, в частности, «производство и сельское хозяйство». Число вакансий в годовом сопоставлении удвоилось. И одновременно с этим, согласно информации «Авито Работа», годовой рост средних предлагаемых зарплат в этой категории составил 30%.
В строительстве число вакансий за год тоже удвоилось. Зарплатные предложения в строительстве увеличились за тот же период на те же примерно 30%. В сфере общественного питания, по данным «Авито Работа», в начале осени количество вакансий выросло в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средние зарплатные предложения увеличились на 16%. В целом по экономике общий прирост вакансий год к году составил 2,4 раза, а годовое увеличение зарплатных предложений – 39%.
По данным Исследовательского центра портала SuperJob.ru, «спрос на персонал в e-commerce (электронной коммерции. – «НГ») растет, особенно в сегменте складского хозяйства, грузоперевозок и служб доставки». «Конкурс на вакансию в сфере складского хозяйства и автомобильных перевозок в целом по РФ за год снизился в два раза, то есть на вакансию сейчас претендует на 50% меньше соискателей, чем в 2022-м», – пояснили эксперты.
Востребованным курьерам повышают оплату труда, но не стремительно. Фото агентства «Москва» |
Между тем, как сказал «НГ» директор по развитию «Авито Работы» Дмитрий Пучков, с экономической точки зрения некорректно сопоставлять друг с другом рост зарплат и числа вакансий. «Компании активно размещают предложения о работе. Они готовы рассматривать кандидатов с совершенно разными характеристиками и опытом. Мы можем отметить востребованность и частичной, и полной, и даже вахтовой занятости. Работодатели в какой-то степени экспериментируют с различными форматами занятости, и мы видим опережающие темпы роста числа предложений о работе», – пояснил он.
Однако другие эксперты все же признают, что зарплаты растут с отставанием от спроса. «Рост зарплат действительно не успевает за ростом ожиданий кандидатов и сильно отстает от спроса предприятий на кадры», – подтвердила «НГ» директор практик в рекрутинговой компании Get experts Анна Михеева. «Все зависит от характера работы, уровня квалификации, опыта и прибыльности предприятия, но в целом рост зарплат как экономический феномен существует», – говорит омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей в сфере трудового законодательства Дмитрий Порочкин. Среди лидеров по росту зарплат, по его оценкам, и IT-сектор, и сфера гособоронзаказа. А например, менее заметен рост оплаты труда, как уточнил Порочкин, «в легкой текстильной промышленности, деревообрабатывающей отрасли, а также в сервисных услугах».
«Трудности с повышением зарплат возникли из-за роста издержек работодателей, – пояснила Михеева. – Компаниям приходится закупать более дорогие материалы, комплектующие, логистика поставок усложнилась. У работодателей нет резерва на увеличение вознаграждений сотрудникам – производственному персоналу и другим категориям массовых сотрудников».
«Ни при какой ситуации в экономике работодатель не может позволить себе бесконечный рост оплаты труда. Многое зависит от платежеспособности работодателя, то есть от прибыли его деятельности. Поэтому понимающие экономическую ситуацию работодатели регулируют рост зарплаты в разумных пределах, несмотря на острую потребность в специалистах», – сказал Порочкин.
«Исходя из экономической целесообразности, зарплаты не могут ежегодно удваиваться, – говорит и Пучков. – Рост предлагаемых зарплат на 10–15% перекрывает текущие параметры инфляции».
Более того, как считает операционный директор компании «Ancor» Алексей Миронов, на самом деле «в условиях кадрового голода далеко не всегда повышение зарплат позволяет этот голод удовлетворить». Так что помимо корректировки зарплатной политики компании могут тратить деньги на обучение людей, на повышение их квалификации, на релокацию и другие нематериальные формы привлечения и удержания сотрудников, говорит он.
«Зарплата не единственный определяющий фактор при выборе места работы, – подтверждает Пучков. – Огромную роль играют условия труда, социальный пакет, материальные и нематериальные блага, которые предлагают сотрудникам различные социальные льготы».
Не менее остро стоит вопрос о том, что происходит с зарплатами уже нанятых до кадрового ажиотажа сотрудников: нет ли риска, что дефицитным новичкам начнут платить больше, чем старым лояльным сотрудникам? «Конечно, в вопросе оплаты труда не должно быть двойных стандартов. Принцип паритета должен быть как для новых сотрудников, так и для уже трудоустроенных. Они должны получать одинаковую зарплату, если их работа одинакова. Тем более что у нас законодательно установлен такой принцип», – сказал Порочкин.
Но иногда тем, кто работает уже определенное время, «заработную плату либо не повышают, либо делают это на минимальные проценты», говорит доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «А у новичков зарплата может быть изначально выше на 20–25%, чем у работников со стажем. В таких условиях и сами работники видят, как растет заработная плата на рынке, увольняются и ищут работу с уже более высокой оплатой», – пояснила она.
«Зарплаты действующих сотрудников и нанимаемых кандидатов со временем уравниваются во избежание дисбаланса и конфликтов в коллективе, – уверяет, однако, Пучков. – Мы считаем, что уровень зарплат корректируется в равной степени. Возможно, изменения оплаты труда сотрудников происходят с опозданием, но в любом случае в ближайшей перспективе они так или иначе меняются». Тем более что, по словам Алексея Миронова, увеличение зарплат может использоваться именно для удержания ключевых сотрудников, уже сформированной команды, а не только для поиска новых сотрудников.
В течение последнего года повышение зарплат сотрудников провели в 77% российских компаний, в том числе в 56% организаций это было сделано менее чем полгода назад, привели июньские данные представители SuperJob.
«Квалифицированный персонал в России становится дороже, и можно уверенно говорить, что по специалистам сопоставимых профессий зарплаты действительно выросли не только в вакансиях», – сообщил «НГ» замгендиректора сервиса Работа.ру Александр Ветерков. Хотя эксперт также добавил, что «в результате многие компании вынуждены перестраивать процессы найма и искать специалистов с меньшим опытом, при этом предлагая им довольно высокие зарплаты, так как наем более опытных специалистов становится финансово невыгоден».
Если говорить о том, как усовершенствовать кадровую политику в стране, то, по мнению Алексея Миронова, «нужно работать над тем, чтобы постоянно сближать интересы работодателей и соискателей». «Сейчас мы видим усилия государства по снижению безработицы и поддержке граждан, а мы считаем, что так же важно поддержать работодателей», – сказал Миронов.