Китайские электромобили пока еще стоять в шоу-румах европейских автосалонов. Фото Reuters
Нарастающие риски торговой войны между КНР и Евросоюзом из-за экспансии китайских автомобилей – это лишь начало эпохи глобального технологического доминирования Китая. Массовая промышленная продукция из КНР скорее всего будет иметь экономическое и технологическое превосходство над европейской по причине опережающего инженерного прогресса Китая, преимуществ в доступе к ресурсам, а также эффекта масштаба производства. Жалобы европейцев на государственные субсидии в Китае выглядят сегодня не вполне убедительно хотя бы по причине аналогичного государственного субсидирования в ЕС производства чипов и микроэлектроники.
Европейская промышленность перестает получать гарантированный выигрыш от глобализации, старых технологических заделов и преимуществ в реализации зеленого курса на альтернативные источники энергии. Многие десятилетия европейский и японский автопром оставались мировыми технологическими лидерами в производствен самых современных автомобилей. Но есть ли объективные причины для сохранения конкурентных преимуществ Европы в соревновании с китайской промышленностью в будущем? И ответ на этот вопрос звучит – «скорее нет, чем да». Как только китайские предприятия сократят до нуля технологические и инновационные разрывы с европейцами, они воспользуются большим инновационным потенциалом и поддержкой всего китайского государства на пути к достижению технологического лидерства к 2035 году.
Согласно 14-му пятилетнему плану китайской Компартии и долгосрочным целям развития, китайские власти к 2035 году планируют совершить крупные прорывы в ключевых технологических областях, а также обеспечить мировое лидерство КНР в области инноваций. Долго ли сможет конкурировать один европейский разработчик против десяти китайских – вопрос риторический. Так что в перспективе Китай может начать технологическую колонизацию Евросоюза за счет внедрения новых стандартов и нового качества своего производства.
К первым признакам этой технологической колонизации можно отнести достижения Китая в сфере массового производства солнечных панелей для выработки электроэнергии или экспансию на европейский рынок дешевых китайских электромобилей.
Суммарный экспорт из Китая гибридных и электромобилей, в шт. Источник: Reuters |
Согласно отраслевому прогнозу глобальной консалтинговой фирмы TrendForce, в 2023 году рыночная доля китайских автомобилей на новых источниках энергии (NEV) в Западной Европе увеличится с прошлогодних 6% до 9%. Доля китайских брендов электромобилей на рынке в Юго-Восточной Азии может вырасти с 52% в 2022-м до 63% в этом году. Китай обладает более совершенной цепочкой поставок и значительными производственными мощностями благодаря прогрессу в производстве электроавтомобилей (автомобилей на новых источниках энергии, согласно китайской терминологии). К тому же китайские производители освоили экономически эффективные технологии литий-железо-фосфатных аккумуляторов, отмечается в отчете TrendForce.
Опасения китайских властей по поводу европейских торговых запретов вполне оправданны. Европейское расследование, которое продлится до девяти месяцев, может привести к повышению ввозных таможенных тарифов для китайских электромобилей до уровня 27,5%, сообщает агентство Bloomberg. Именно такой таможенный тариф уже введен в США на китайские электромобили.
«Предлагаемые ЕС меры по защите своей промышленности во имя «честной конкуренции» являются протекционизмом», – говорится в заявлении Министерства торговли КНР. «В последние годы сектор электромобилей Китая быстро рос, и его конкурентоспособность продолжает улучшаться, что является результатом постоянных усилий в области технологических инноваций. Это конкурентное преимущество, завоеванное упорным трудом и собственными силами», – говорят китайские власти.
Обеспокоенность ЕС является «неизбежным сопутствующим явлением после того, как новые энергетические транспортные средства Китая стали сильнее», – заявил Цуй Дуншу, генеральный секретарь CPCA (Китайской ассоциации легковых автомобилей).
«Европа боится конкуренции со стороны Китая. И поэтому пытается использовать торговый протекционизм для защиты европейских автопроизводителей, которые медленно переходят к производству электромобилей. У Китая есть различные инструменты, которые можно использовать в качестве контрмер для защиты законных интересов китайских фирм», – пишет китайская англоязычная газета Global Times.
«Приверженность ЕС открытости рынка должна быть воплощена в конкретные меры, обеспечивающие справедливую, беспристрастную и недискриминационную бизнес-среду для иностранных компаний», – требует Китайская торговая палата в ЕС.
За спором Европы и Китая следят и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Еврокомиссия объявила о расследовании, в рамках которого планируется изучить ситуацию с субсидированием властями Китая своих производителей электромобилей. Или, что кажется более вероятным, доказать, что такое субсидирование происходит в нарушение существующих рыночных механизмов, и, таким образом, может стать поводом для введения в отношении электропродукции китайского автопрома ограничений в Европе, - отмечают авторы канала «Мышь в овощном» . - Вполне возможно, китайцы действительно продвигают своих производителей методами, далекими от понятия «честная конкуренция». Но есть четкое ощущение, что и противостоящие им силы точно также сами определяют и меняют правила игры в зависимости от собственных интересов».