0
6115
Газета Экономика Печатная версия

14.09.2023 21:03:00

В стране стало 60 регионов с «явным преобладанием роста»

Бюджет создает не только стимулы, но и антистимулы для развития

Тэги: вэф, вэф2023, дво, дальний восток, ренионы, трутнев, экономическая активность, ввп, экономичекский рост

On-Line версия

вэф, вэф-2023, дво, дальний восток, ренионы, трутнев, экономическая активность, ввп, экономичекский рост Зампред правительства – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев подведет инвестиционные итоги Восточного экономического форума. Фото с сайта www.kremlin.ru

Все больше регионов переходят в категорию экономически успешных, если ориентироваться на динамику таких основных секторов, как промышленность, строительство, сфера услуг, оптовая и розничная торговля. По данным Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), уже в 60 субъектах РФ экономическая активность растет в большинстве или даже во всех перечисленных секторах. Но усугубляются и проблемы, чреватые региональными дисбалансами: топливный кризис, удорожание кредитов, рублевая и инфляционная неопределенность. Как показал Восточный экономический форум (ВЭФ), для регионов, как и раньше, остро стоит проблема межбюджетных отношений.

В пятницу, 15 сентября, вице-премьер, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев подведет итоги завершившегося ВЭФ. Как можно ожидать, прежде всего будет объявлено о том, сколько и на какую сумму на полях ВЭФ подписано соглашений. Например, по итогам ВЭФ в 2021 году сообщалось о подписании соглашений на 3,6 трлн руб., по итогам форума в 2022-м – на общую сумму почти 3,3 трлн руб.

Если же подводить концептуальные итоги, то можно отметить следующее: для регионов все так же, как и раньше, остро стоит проблема межбюджетных отношений – даже в принципиально новой экономической реальности, которая, казалось бы, должна была изменить подходы к пространственному развитию, и несмотря на все признаки оживления, демонстрируемые экономикой РФ.

С одной стороны, российская экономика дает много поводов для оптимизма: рост ВВП может превысить по итогам года 2%, а дефицит федерального бюджета может не выйти за пределы 2% ВВП. Как сообщили в Центре развития ВШЭ, в стране увеличивается число регионов с «явным преобладанием роста». Эксперты оценивают экономическую активность в пяти секторах: промышленность, строительство, сфера услуг, оптовая и розничная торговля.

И по состоянию на июль (последние доступные данные) в 40 регионах экономическая активность росла в четырех из перечисленных секторов, месяцем ранее таких регионов было 29. Правда, одновременно с этим незначительно, но уменьшилось число регионов, где фиксировался рост экономической активности сразу во всех пяти перечисленных секторах: их стало 20 вместо 24 месяцем ранее. Но если суммировать и «хорошистов», и «отличников», то общее число регионов с «явным преобладанием роста» уже составляет 60 против 53 месяцем ранее.

Эксперты ВШЭ также отметили, что в июле «уровень производства в реальном секторе экономики достиг с поправкой на сезонность наибольшего значения за весь период наблюдения, превысив предкризисный пик конца 2021 года». «Потенциал подъема реального сектора российской экономики, обусловленного восстановлением после введения санкций, еще не исчерпан», – делают вывод аналитики.

Они подчеркивают, что текущий восстановительный подъем, в отличие от подъемов после предыдущих кризисов, начался не с промышленности, а с других секторов: строительства, платных услуг населению, общественного питания, сельского хозяйства, где спада либо не было, либо он был незначительным. Но затем, с конца 2022-го, подъем начался также в оптовой и розничной торговле, «а в последние шесть месяцев – с февраля 2023-го – наконец идентифицирован переход к интенсивному восстановительному подъему в промышленности».

И в рамках ВЭФ, что логично, много говорилось об успехах именно дальневосточных регионов. Как сообщил президент Владимир Путин, по итогам последних пяти лет большинство восточных регионов – Магаданская и Амурская области, Забайкалье, Еврейская автономная область, Приамурье, Чукотка и Камчатка – «входят в двадцатку лучших субъектов Федерации по темпам роста валового регионального продукта, а Магаданская область и вовсе возглавляет этот рейтинг».

С другой стороны, есть и проблемы, причем волнующие не только дальневосточные регионы, хотя наиболее ярко о них высказывались и раньше именно на Дальнем Востоке. Прежде всего это проблемы, связанные с межбюджетными отношениями.

«В целом консолидированные бюджеты ДФО исполняются с профицитом. Но этот профицит наблюдается всего в двух регионах по итогам полугодия: Хабаровский край и Сахалинская область. В остальных регионах, к сожалению, у нас наблюдается дефицит... И, конечно, ключевой особенностью регионов Дальнего Востока является высокая зависимость доходов бюджетов от нескольких отраслей», – сообщила в начале этой недели на ВЭФ аудитор Счетной палаты (СП) Наталья Трунова.

«Проблема межбюджетных отношений на моей практике – проблема постоянная, – сказала там же зампредседателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Валентина Пивненко. – И какие бы меры ни принимались, все равно нерешенных вопросов остается много... Мне кажется, и это не только мое мнение, что сейчас такая горячая пора – работа над бюджетом на предстоящий трехлетний период. И наша задача – не допустить снижения тех преференций, которые исходят от государства, прежде всего на выравнивание бюджетной обеспеченности».

«Хотелось бы отметить регуляторный фактор, который касается методики распределения дотации на выравнивание. К сожалению, для тех регионов, у кого собственные доходы меньше дотаций, увеличение налогооблагаемой базы приводит к большим потерям при распределении средств. Это, конечно, не стимулирует», – сообщил на ВЭФ председатель правительства Камчатского края Евгений Чекин, слова которого приводит пресс-служба СП.

Что же делают регионы? Первое, как уточнил Чекин, – «это повышение собственной доходной базы». И Камчатка, по его словам, – «яркий пример того, как удалось отменить и удержать долю распределения в пользу регионального бюджета». Второе – «это переход на поставки более дешевого топлива», что влияет затем на тарифы.

Примечательно, что еще несколько лет назад именно руководство Камчатки наиболее ярко и полемично высказывалось на ВЭФ о распределении бюджетных средств. «Для Камчатского края объем первоочередных расходов в бюджете составляет 92%, для Еврейской автономной области – уже 97%, а это значит, что никакого опережающего развития за счет бюджетных средств мы объективно не можем обеспечить», – заявлял в сентябре 2021-го губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Это, как он тогда пояснял, усугубляется крайне высокой изношенностью инфраструктуры.

«Объективно мы вынуждены реализовывать бюджет выживания, а не бюджет развития. Если в целом за последние годы мы видим приоритизацию Дальнего Востока по вниманию (федеральной власти. – «НГ»), то с точки зрения объемов бюджетных трансфертов их доля даже снизилась с 30 до 23%», – приводил слова Солодова Интерфакс. В этом году в интервью ТАСС Солодов рассказал об эффективности и перспективности мастер-планов дальневосточных городов, позволяющих «объединить усилия федерального бюджета и привлечь частные средства».

Проблема межбюджетных отношений упоминалась и применительно к Сибири. «Сейчас у нас налоговые правила одинаковы для всех и не учитывают в полной мере ни задачи глубокой переработки сырья, ни ту огромную дифференциацию регионов, которая у нас есть. У нас Тыва по паритету ВВП на душу населения близка к Африке, – заявил на ВЭФ главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. – С другой стороны, Красноярск, Новосибирск – вполне развитые города».

По его мнению, «надо серьезно осмыслить вопрос дифференциации, который будет касаться и налогов, и финансовых условий». «Потому что сейчас Сибирь – это где-то 9,5% ВВП страны, при этом доход на душу населения, если агрегировано считать, примерно в два раза ниже, чем в европейской части, – привел данные Клепач. – Хотя, по оценкам специалистов, примерно 20% того, что Сибирь создает, – она этого не видит… Эти 20% означают более триллиона рублей».

«Налоговая база Сибири и доходная база местных бюджетов намного больше, и, если бы у нас были несколько другие правила, мы определенную часть доходов, которая сейчас генерируется, оставляли бы в самом регионе и могли бы использовать для развития и того же жилищно-коммунального хозяйства, и инфраструктуры», – отметил он.

Взволнованны регионы и необходимостью возвращать бюджетные кредиты. Как сообщали ранее эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, в общем объеме государственного долга регионов доля бюджетных кредитов выросла с 66% по состоянию на 1 июля 2022 года уже «до рекордных 76,3% на 1 июля 2023-го».

И, например, губернатор Забайкалья Александр Осипов на совещании по развитию городов Дальнего Востока в рамках ВЭФ-2023 предложил Владимиру Путину предоставить регионам округа отсрочку по возвратам бюджетных кредитов. «Благодаря ранее принятым правительством РФ решениям большое количество средств направлялось на развитие экономики, инвестиционные и инфраструктурные проекты. В Забайкальском крае более чем на 70% за последние годы выросли собственные доходы. То есть эти деньги реально работают. Но с 2025 года наступают сроки их возвратов у большинства регионов ДФО, – сказал губернатор. – Предложение такое – можно было бы отсрочить возврат этих кредитов».

Президент в ответ сообщил, что такой вопрос стоит рассмотреть, хотя и уточнил: «Не знаю, насколько Минфин в доходах учитывал эти возвраты». Ведь тут возникает и другой вопрос об эффективности расходов со стороны регионов.

Другими словами, как показывают и оценки экспертов, и заявления представителей регионов, сейчас одна из наиболее актуальных задач для развития страны – это выстраивание гибких и эффективных экономических связей между регионами и отраслями, налаживание каналов для перетока между отраслями и регионами капитала, кадров, технологий: чтобы развивались и регионы, и отрасли и чтобы они в том числе толкали вперед друг друга за счет эффективного взаимодействия и системного подхода федерального Центра.

Значит ли это, что для координации всех этих вопросов необходимо появление какого-то отдельного специального органа, ведомства или, возможно, возвращение упраздненного в 2014 году Минрегиона? Как сказал «НГ» директор центра «Российская кластерная обсерватория» НИУ ВШЭ Евгений Куценко, на самом деле в существующей системе управления каждое министерство так или иначе уже взаимодействует напрямую с регионами в рамках своих тематических направлений.

«Например, Минэкономразвития – в части развития малого и среднего предпринимательства, Минпромторг – в части развития промышленных парков и кластеров, Минсельхоз – в вопросах стимулирования агропромышленного экспорта и поддержки сельских территорий, Минобрнауки – в рамках создания научно-образовательных центров мирового уровня. Соответственно в регионах контактами выступают профильные органы власти», – пояснил он.

«А например, проблема старого Минрегиона как раз заключалась в том, что он не нашел себе места, – считает Куценко. – Благая попытка поднять уровень значимости регионального вопроса за счет создания специального, «своего» органа власти оборачивается излишней бюрократией: появляется лишнее согласующее звено».

Хотя эксперт и признает, что «развитие регионов может тормозиться из-за дублирования проектов и фрагментации бюджета поддержки». Чтобы это исправить, по его мнению, можно формировать интерактивную карту приоритетов и ключевых проектов или организовывать совместное обсуждение регионами своих стратегических перспектив. Однако главный вызов развития регионов на данный момент – это, по уточнению Куценко, «недостаток финансирования – как частного, так и федерального». 

Доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили упомянула в качестве факторов, ограничивающих дальнейшее развитие регионов, удорожание длинных денег в экономике и дисбалансы на рынке труда, которые выражаются в нехватке высококвалифицированных кадров. При этом эксперт отметила, что в арсенале правительства имеются такие инструменты, как создание территорий опережающего развития и особых экономических зон, способствующих перетоку капитала и кадров между регионами.

Способствует экономическому росту регионов и преодоление инфраструктурных ограничений за счет реализации крупных инвестпроектов с участием государства. «Также для развития экономики отдаленных регионов широко тиражируется практика предоставления дальневосточной и арктической концессии, подразумевающей льготное финансирование и поддержку проектов по созданию новых объектов социальной инфраструктуры», – добавила Валишвили.

Как уточнил эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди, еще несколько лет назад при оценке деятельности губернаторов эксперты начали отмечать наличие крупных проектов в регионе: «И это не всегда промышленность или инфраструктура». Это могут быть креативные или туристические пространства (креативный кластер в Якутии, горнолыжный курорт в Кузбассе), научные кластеры – например, Новгородская область укрепляется в качестве одного из интеллектуальных центров Северо-Запада России, перечислил эксперт.

«По похожему пути, возможно, пойдет и Смоленская область, – говорит Хазариди. – Новые вузовские кампусы, научные центры, креативные и туристические пространства позволяют регионам привлекать инвестиции и диверсифицировать экономику в период «новой реальности».


Читайте также


Путин объявил об отказе от российских строительных норм на востоке страны

Путин объявил об отказе от российских строительных норм на востоке страны

Михаил Сергеев

Главная гарантия безопасности – рост экономики и военного потенциала

0
2865
«Роснефть» продолжит развивать образовательный потенциал российских регионов

«Роснефть» продолжит развивать образовательный потенциал российских регионов

Татьяна Астафьева

Центр компетенций, культурный комплекс и магистратура для иностранцев – важные проекты компании

0
1494
Адвокатура обостряет вопрос об ответах на запросы

Адвокатура обостряет вопрос об ответах на запросы

Екатерина Трифонова

Властям предъявят статистику незаконной реакции чиновников на обращения защитников

0
1554
Региональная политика 2-5 сентября в зеркале Telegram

Региональная политика 2-5 сентября в зеркале Telegram

0
521

Другие новости