Фото Reuters
Топливный кризис в РФ, который подтверждается дефицитом и аномальным ростом цен на бензин, может скоро разрешиться, надеется президент Владимир Путин. Глава Минэнерго Николай Шульгинов обвиняет в дефиците некую группу лиц, которые «пытались сыграть на ситуации». А Путин объясняет проблемы несвоевременной реакцией правительства на рост мировых нефтяных цен. По данным экспертов, бизнес добивается от Минфина отмены решения о сокращении бюджетных выплат в адрес нефтяных компаний, создающих около половины текущего бюджетного дефицита.
Первые признаки топливного кризиса проявились в РФ в конце мая 2023-го. Тогда чиновники пытались остановить начавшийся рост цен совещаниями и угрозами (см. «НГ» от 20.06.23).
Уже в июне бензин в регионах начал дорожать со скоростью 1,5–2% каждую неделю. Граждане с тревогой наблюдали тогда, как цена популярных марок устремилась к 60 руб. за литр. Такое подорожание удивительно на фоне дешевеющей нефти и бензина за границами РФ, а также в условиях ограничений на экспорт продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Ближе к осени к подорожанию топлива добавился и его явный дефицит, который отмечался сначала на востоке страны, а сегодня уже на юге, в центре России.
Сигналом к рукотворному топливному кризису послужило заявление главы Минфина Антона Силуанова о сокращении бюджетных отчислений в адрес нефтяных компаний. Попытки ограничить запросы нефтяников связаны с тем, что демпферные выплаты фактически дестабилизируют весь российский бюджет. Так, в 2022 году дефицит бюджета составил 3,3 трлн руб., и почти на 60% эта бюджетная дыра образовалась из-за выплат нефтяным компаниям, которые достигли 2,16 трлн руб. «Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. руб. на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется – за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», – объяснял в мае Антон Силуанов.
Но во вторник глава государства фактически высказался в пользу сохранения принципа равнодоходности поставок топлива на внешний и внутренний рынок, тем самым связав внутренние цены на топливо и состояние российского бюджета со скачками мировых цен на нефть.
Производители нефтепродуктов и правительство договорились, как будут действовать на топливном рынке, чтобы стабилизировать ситуацию, заявил в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ) президент РФ Владимир Путин. По его словам, федеральное правительство в настоящее время занимается этим вопросом.
«Как я думаю, производители нефтепродуктов правы: правительство должно было своевременно реагировать (на изменения на мировом рынке нефти. – «НГ»). Были приняты не так давно соответствующие решения, чтобы удерживать паритет между ценами внешнего рынка и внутреннего рынка, эти механизмы были отменены (речь идет о сокращении в два раза топливного демпфера с сентября, как уточняет Интерфакс. – «НГ»)», – сказал президент. «Правительство не среагировало вовремя на изменения цены на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. Но это регулируемая позиция... Но в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», – подчеркнул Путин. «Для нас очень важно обеспечить сельхозпроизводителей дизелем, его просто физически стало не хватать. Сейчас физически оно появилось, вопрос в регулировании цен», – добавил президент.
Оптовые цены тонны бензина «Регуляр-92» (Аи-92) для европейской части России, руб. Источник: Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа |
В российском правительстве, разумеется, причины топливного кризиса описываются совершенно иначе. Перебои с топливом на Юге России возникли из-за попыток создать искусственный дефицит путем закрытия заправок. Об этом сообщил «РИА Новости» глава Минэнерго Николай Шульгинов. «Ситуация на Юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации: закрывал заправки, создавая искусственный дефицит», – объясняет федеральный министр. Шульгинов подчеркнул, что потребности внутреннего рынка в топливе полностью обеспечены производством.
Между тем многие источники Интерфакса сообщают, что подписанное президентом РФ решение о сокращении демпферных выплат может быть в ближайшее время отменено. Собеседники агентства высказывают мнения, что как раз возврат демпфера будет стимулировать нефтяные компании сокращать экспорт топлива и увеличивать поставки на внутренний рынок. Один из источников Интерфакса отмечает, что регуляторы не видят более действенных вариантов стабилизации внутреннего рынка топлив, кроме демпферных выплат. Другой источник рассказывает, что «принципиальное решение о возврате топливного демпфера принято» (см. «НГ» от 05.09.23).
Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев назвал кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельскохозяйственного года и выразил опасение, что дефицит топлива может остановить полевые работы. «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – заявил Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы в порошлую среду. Чтобы бороться с ростом биржевых цен на топливо, Минэнерго внесло в правительство и администрацию президента указ о запрете серого экспорта. Поставки бензина и дизтоплива за границу разрешат только НПЗ. Первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин утверждает, что принято принципиальное решение о запрете серого экспорта.
«Если жить по экспортной альтернативе, то цена сейчас на бирже должна быть не 65 тыс. руб., а в пределах 90 тыс. Это означает, что экспортная альтернатива существенно выше, чем внутренняя цена. Поэтому очень многие недобросовестные игроки на рынке, мелкие трейдеры, нефтебазы и т.д. покупают по внутренней цене и дальше продают на экспорт. Мы это называем серым экспортом», – сказал Сорокин. «Мы уже внесли проект указа, и не только в правительство, но и в администрацию. Он сейчас проходит финальную, скажем так, оценку. И надеюсь, что в ближайшие дни – максимум неделю, но надеюсь, что дни, не хочу срок давать, это не только от нас зависит – мы сможем выйти с указанием запрета серого экспорта», – сказал чиновник. По его словам, только нефтеперерабатывающие заводы смогут заниматься экспортом топлива и «это тоже будет очень большая поддержка ценам на внутреннем рынке».
Между тем дефицит топлива добрался почти до всех регионов России. Вятский агробизнес заявляет о дефиците горюче-смазочных материалов. Поставщики топлива подтверждают отсутствие дизтоплива и мазута на рынке и требуют от власти навести порядок, – сообщает правительственная «Российская газета». Отсутствие дизельного топлива фиксируется в центральных регионах России. Сейчас его нет на многих заправках в Липецке, Туле и других регионах. Быстро дорожает не только дизтопливо, но и бензин. Проблемы со снабжением топливом отмечаются также в Крыму, Чувашии, Татарстане и Республике Марий Эл.