На фото Михаил Хардиков. Фото Вячеслав Викторов\Росконгресс
Почти 10 лет назад был дан старт преференциальным режимам на Дальнем Востоке – территориям опережающего развития (ТОР) и режиму свободного порта Владивосток (СПВ). Сегодня к ним добавились новые – Арктическая зона, специальный административный район на острове Русский, Курильские острова. Был создан беспрецедентный режим для бизнеса, помогающий привлекать инвестиции и улучшать условия жизни людей. Но эта система создавалась в определенных геополитических условиях и под определенные задачи, которые сейчас меняются. Какими преференциальные режимы должны быть в настоящий момент, обсудили эксперты Восточного экономического форума.
О существующей структуре бизнес-льгот рассказала директор департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Мария Перова. По ее словам, ТОРы и СПВ предусматривают налоговые льготы на 10 лет, первые пять из которых резиденты почти ничего не платят в казну. Земельные участки по льготной стоимости, обеспечение инфраструктурой, свободная таможенная зона – еще одни преимущества ведения бизнеса в таких зонах. В результате за 8 лет было заявлено 2800 инвестпроектов с общим объемом 7700 млрд руб. и планируемым созданием 240 тыс. рабочих мест, при этом уже вложено 3400 млрд руб., создано 125 тыс. рабочих мест, более 670 проектов по факту реализованы, сообщила она.
В 2020 году был создан новый преференциальный режим в Арктической зоне, распространенный на всю эту географическую территорию, что сделало его самым большим в стране и в мире. Он позволяет быстрее запустить инвестпроект, подчеркнула Мария Перова: достаточно только подать комплект документов, и через 15-20 дней уже возможна реализация. В 2022 году особый режим ввели на Курильских островах, где вообще не нужно подавать документы, а обнуление налогов распространяется на 20-летний период – это самый преференциальный режим на Дальнем Востоке. А на перспективу, по ее словам, прорабатывается создание международных ТОРов для локализации производства высокотехнологичной продукции и «патриотических ТОРов» для выпуска товаров двойного назначения.
По объему инвестиций и мультипликационному эффекту ТОРы дают впечатляющий результат, во много потенциал Дальнего Востока раскрывается благодаря ним, признал заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков. По его словам, в целом по стране таких экономических зон около 50. Важно понимать, прежде всего, для чего они создаются: цель не просто привлечение инвестиций, а их превращение в рост экономики и благосостояния граждан, причем сейчас в приоритете – импортозамещение и технологический суверенитет, напомнил он.
А кроме того, важна устойчивость бюджетной системы. Ведь, по мнению финансовых органов, преференциальные режимы создают выпадающие доходы бюджета. Но все-таки в долгосрочной перспективе бюджетная устойчивость обеспечивается, и по итогам 2022 года особые экономические зоны в России уже себя окупили, подчеркнул Дмитрий Вахруков.
Нюансов в картину добавила аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова. Она напомнила, что ТОР расширялись уже 180 раз, но часто остаются «вещью в себе», не способствуя региональной кооперации. И на Дальнем Востоке есть много других форматов высокотехнологичного развития – например, федеральный университет и РАН: нужно не только осваивать зарубежные технологии, но развивать свои до промышленной стадии, подчеркнула она.
А операционный директор Эн+ Михаил Хардиков напомнил про еще один преференциальный режим – соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). В рамках СЗПК государство предлагает бизнесу построить инфраструктуру для своего проекта с нуля в обмен на сокращение налогов и последующую компенсацию – но бизнесу деньги и на сам проект найти нелегко, заметил он. Если бы государство само опережающе строило инфраструктуру, то смогло бы привлечь больше инвесторов, а соответственно, и больше налогов, отметил Михаил Хардиков.
Кроме того, бизнесу необходима стабильность преференциальных режимов – не 3-5 лет, а 10-15, добавил он. Наконец, по его мнению, следует расширить практику использования инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов – это может быть дополнительным источником финансирования для строительства бизнесом объектов образования и здравоохранения. Причем деньги на школы и детские сады будут потрачены с гарантией возврата: Михаил Хардиков привел в пример налоговые платежи недавно построенного Тайшетского алюминиевого завода компании Эн+. Нельзя удержать людей на предприятии только зарплатой – нужно обеспечить им высокий уровень жизни, подчеркнул в этой связи топ-менеджер.
В целом механизмов господдержки на Дальнем Востоке уже достаточно, необходимо развивать инструментарий, считает заместитель генерального директора ООО «Атлас Майнинг» Михаил Юрчук. По его словам, необходимо интегрировать в преференциальный режим ТОР механизм стабилизационной оговорки по аналогии с СЗПК, чтобы не допустить ухудшения условий ведения предпринимательской деятельности.
комментарии(0)