Фото Вячеслав Викторов\Росконгресс
На Дальнем Востоке сосредоточены крупные энергетические ресурсы – нефтегазовые и угольные месторождения, нефтеперерабатывающие производства, генерация всех типов – тепловые станции, ГЭС, даже атомная энергетика. Прорабатывается и множество новых проектов. Участники проходящего во Владивостоке Восточного экономического форума не могли обойти вниманием вопрос, как наиболее эффективно использовать возможности всех направлений ТЭК для экономического развития Дальнего Востока. По мнению участников дискуссии, во многом это вопрос приоритетов: например, гидропотенциал пока используется очень слабо.
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов отметил многолетний рост энергопотребления на Дальнем Востоке темпами выше среднероссийских, что является индикатором роста экономики. Уже принято решение о строительстве семи объектов генерации в Хабаровском и Приморском краях и Якутии, для территорий со 100-процентным тарифным регулированием был разработан механизм возвратности инвестиций, рассказал он. На Дальнем Востоке будут строиться в том числе объекты атомной и гидрогенерации.
На фоне обозначенных темпов роста энергопотребления по прогнозу объединенная энергосистема (ОЭС) Востока будет дефицитной, сообщил председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий. Нужны более 1300 МВт генерации, и частично, по его словам, проблему дефицита электроэнергии можно решить с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Регулирование майнинговой деятельности тоже внесет свой вклад, добавил Николай Шульгинов.
При строительстве генерации нужно обратить приоритетное внимание на гидроэнергетику, считает Михаил Хардиков, операционный директор Эн+ – крупнейшей частной энергетической компании, владеющей сибирскими ГЭС. В мире за последние 10 лет построили 244 ГВт новых гидроэлектростанций, в Китае – 109 ГВт, а в России – 4,4 ГВт, отметил он. Причем по гидропотенциалу Россия занимает второе место в мире после Китая, опережая США, Бразилию, Канаду, но по объемам производства и мощности уступаем всем этим странам, добавил Михаил Хардиков.
ГЭС – главный регулятор энергосистемы, что дает мультипликативный эффект для развития прочих ВИЭ, напомнил он: когда они не работают, гидроэлектростанции могут это сбалансировать. Кроме того, они обеспечивают практически безуглеродное производство электроэнергии: на ГЭС Эн+ выбросы составляют всего 5-7 г CO2 на кВт-ч, сообщил Михаил Хардиков. Помимо выработки электроэнергии ГЭС дают противопаводковый эффект, помогают развивать судоходство и даже туризм, добавил он.
При этом строительство гидроэлектростанций занимает 8-10 лет. Длинных дешевых денег в России не было и нет, поэтому если говорить о привлечении инвестиций, то средства на это можно найти в Китае под 3-5%, уверен Михаил Хардиков. Тепловая энергетика дешевле и быстрее строится, но на длительном горизонте эффект от гидроэнергетики может быть существенно выше, к тому же Китай на ТЭС денег не даст, а на ГЭС – вполне, заверил Михаил Хардиков. Необходимо расставить в этом вопросе приоритеты, подчеркнул он.
Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов остановился на программе газификации Дальнего Востока. По его словам, в регионе обустроены несколько центров газодобычи – Камчатский, Сахалинский, Якутский, активно развивается Иркутский, построены магистральные трубопроводы на Сахалине, Сахалин – Хабаровск – Владивосток, «Сила Сибири» – таким образом, создана опорная база для газификации региона. Так, «Сила Сибири» работает как на экспорт, так и для газоснабжения Якутии и Амурской области. Темпы растут, например, газификация Сахалина завершится уже в 2025 году, в будущем году голубое топливо будет подано в Благовещенск, добавил Виталий Маркелов.
Еще одна важная тема – объединение энергосистем Сибири и Дальнего Востока и присоединение Дальнего Востока ко второй ценовой зоне оптового энергорынка, включающей Сибирь. Единая ценовая зона позволит перейти к конкурентному ценообразованию, что будет стимулировать развитие энергоинфраструктуры, дав компаниям возможность через рыночные механизмы получать средства для инвестиций, отметил Николай Шульгинов. По словам генерального директора – председателя правления «Россетей» Андрея Рюмина, на первом этапе объединения двух ОЭС (до 2028 года) проектируются две транзитные линии 220 кВ. А кроме того, в ближайшее время будет закончена линия 500 кВ в Приморье, что позволит обеспечить транзит на юг края, который сейчас энергодефицитен.