0
4264
Газета Экономика Печатная версия

06.09.2023 20:10:00

Экологическое подорожание авиабилетов ожидается к 2027 году

Перевозчиков принуждают перейти на новое синтетическое топливо

Тэги: экология, авиация, авиатопливо, синтетическое авиатопливо, икао, SAFтопливо


экология, авиация, авиатопливо, синтетическое авиатопливо, икао, SAF-топливо Многие авиакомпании уже сегодня разбавляют традиционный керосин новым SAF-топливом. Фото Reuters

Международная организация гражданской авиации (ИКАО, учреждение ООН) обязывает авиакомпании платить за выбросы углекислого газа либо переходить на новый вид топлива. Обязательные экологические платежи вводятся с 2027 года. А переход на синтетическое авиатопливо происходит уже сегодня. Крупные авиакомпании, в том числе российские, начинают использовать новое топливо, которое сейчас в несколько раз дороже авиакеросина. В России пока считают, что штрафы ИКАО могут оказаться дешевле покупки нового вида топлива или организации его производства.

Критически важным мировым производителем нового синтетического авиатоплива может стать Бразилия, прогнозирует руководство американской компании Boeing.

Новый вид топлива, которое называется аббревиатурой SAF (Sustainable Aviation Fuel), может синтезироваться из отходов пищевой, из растительного сырья или даже путем химического синтеза с использованием возобновляемой энергии, но только не из ископаемых углеводородов. Авиатопливо SAF аналогично по составу авиакеросину и поэтому не требует переделки авиадвигателей или заправочной инфраструктуры. Сегодня многие авиакомпании смело подмешивают SAF-топливо к традиционному керосину, демонстрируя свою приверженность идеологии «зеленой трансформации». Сжигание SAF-топлива также приводит к эмиссии парниковых газов, однако оно признано «экологическим» из-за своего происхождения и отсутствия прямой связи с ископаемым топливом.

Сами бразильцы уверены, что очень немного стран в мире способны производить ежегодно по 9 млрд л авиатоплива с использованием только вторичных отходов. Кроме того, Бразилия является одним из ведущих мировых производителей сахарного тростника, отходы от которого можно использовать для биотоплива.

Использование отходов позволяет получить статус «экологического топлива», но не позволяет сделать его дешевле традиционного авиакеросина. Исполнительный директор Boeing Дэвид Кэлхун заявил, что экологически чистое авиационное топливо (SAF) никогда не станет таким же дешевым, как обычное. На сегодня на долю SAF приходится менее 1% сжигаемого топлива. При этом цена SAF-топливо в два раза выше, чем обычного авиационного керосина, сообщает газета Financial Times.

Некоторые страны объявили собственные графики по внедрению SAF-топлива. Так, Испания, Франция и Германия планируют заменить новым топливом 2% сжигаемого авиакеросина уже к 2025 году. А США и Австралия собираются заменить «экологичным» авиатопливом половину всего сжигаемого керосина к 2050 году. (При этом следует напомнить, что на долю авиации приходится лишь около 2% глобальной парниковой эмиссии или выбросов углекислого газа.)

По планам ИКАО, к 2027 году до 90% международных авиарейсов должно проходить с использованием «экологического» авиатоплива. С 2027 года по требованию ИКАО авиакомпании должны будут платить за выбросы СО2, покупая нужный объем квот у проектов по поглощению диоксида углерода, которые ранее одобрила ИКАО, уточняют эксперты компании «БКС Экспресс».

До начала украинской спецоперации российские компании тоже экспериментировали с подмешиванием к традиционному керосину западного SAF-топлива. В январе прошлого года «Газпром нефть» заявила, что впервые новым авиатопливом (производства финской компании Neste) заправила грузовой самолет для рейса «Уральских авиалиний» из Амстердама. Доля SAF в топливной смеси превысила 35%, что позволило сократить выбросы CO2 авиарейса из Амстердама на треть, сообщили российские компании.

«Газпром нефть» совместно с Airbus, авиакомпаниями «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», S7 Group, «Волга-Днепр» и ГосНИИ гражданской авиации в 2021 году создали «Евразийский SAF-альянс» для разработки, сертификации и производства в России зеленого топлива.

И уже после начала украинской спецоперации гендиректор ГосНИИ гражданской авиации Андрей Максименко назвал важной работой помощь по внедрению в гражданскую авиацию биологически чистого топлива даже в условиях ужесточения санкционной политики в отношении РФ.

И последние акты давления на производителей традиционного вида топлива показывают, что глобальное зеленое лобби будет наказывать за непослушание даже самый крупный бизнес. В конце августа 2023 года группа экспертов ООН объявила о начале расследования против госкомпании Саудовской Аравии Saudi Aramco, обвиняя ее в нарушении прав человека. По словам экспертов ООН, саудовская компания, как крупнейший в мире эмитент парниковых газов, нарушает Парижское соглашение по климату, а также права человека на жизнь в нормальной и незагрязненной климатической среде. Тут стоить напомнить, что речь, видимо, идет не об эмиссии самой Saudi Aramco, а о выбросах углекислоты из добываемой Saudi Aramco нефти и газа. Представители зеленого лобби обратилась и к международным банкам, которые финансируют Saudi Aramco (Citibank, Goldman Sachs, HSBC и BNP Paribas), с предупреждением, что эти банки также могут быть обвинены в причастности к нарушениям прав человека. Обвинения национальной нефтяной компании Saudi Aramco в нарушении прав человека совпали с новостями о подготовке продажи инвесторам пакета в 2,5% акций нефтяной компании. Из-за юридических рисков власти Саудовской Аравии решили проводить дополнительное размещение акций на биржевой площадке в столице королевства Эр-Рияде, сообщает Bloomberg. Сроки проведения размещения еще неизвестны, но, по данным ряда источников, возможно, оно состоится до конца года 2023 года. Правда, теперь неизвестно, какие именно крупнейшие банки готовы оказаться на скамье подсудимых по обвинениям в нарушении экологических прав человека. Компания Saudi Aramco провела крупнейшее IPO в декабре 2019 года. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3489
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
3219
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
9116
Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Как на самом обстоят дела с вывозом мусора в Сочи

Роман Каширин

Проблему драматизируют ресурсы, которым выгодна социальная нестабильность в России

0
14929

Другие новости