Главу Минфина Антона Силуанова заставляют увеличить бюджетные выплаты в пользу производителей бензина. Фото РИА Новости
Российским энергетическим компаниям нужно соблюсти баланс интересов потребителей и бизнеса, обеспечив стабильные ценовые условия, указал президент России Владимир Путин. Правда, в расчет баланса обязательно нужно включить и запросы российского бюджета. Ведь Минфин РФ увеличивает налоговую нагрузку на нефтяников. К тому же с сентября этого года правительство РФ уже отказалось от договоренностей с нефтяными компаниями о бюджетных выплатах им за сдерживание внутренних цен. Другой фактор подорожания бензина в РФ – это рост мировых нефтяных цен. Российские производители будут добиваться равнодоходности экспорта и продаж на внутреннем рынке топлива, предполагают эксперты. Более позитивным примером соблюдения баланса интересов можно считать прогресс в реализации проектов газификации РФ на фоне кратного падения экспорта природного газа.
«Главная задача нефтегазовой отрасли, всего отечественного ТЭК – это обеспечение собственных нужд нашей страны. Интересов своей экономики, всех российских потребителей, как предпринимателей, бизнеса, так и граждан, включая продолжение важнейшей программы газификации, поддержание баланса между рентабельностью добычи, переработки, розничной торговли и доступностью соответствующих продуктов и услуг для промышленности и населения, недопущение серьезных ценовых скачков», – указал российским энергетикам президент Владимир Путин.
Упоминание «серьезных ценовых скачков» появилось не случайно. Дело в том, что оптовые цены на бензин растут в России сегодня необычно высокими темпами. За последний месяц оптовые цены на бензин «Премиум-95» подскочили более чем на 12%. Это соответствует четырехкратному подорожанию бензина Аи-95 в течение года. Оптовые цены на бензин «Регуляр-92» поднялись за последний месяц на 5,9%. Такой темп соответствует удвоению цен на бензин Аи-92 в течение года. Именно такое подорожание бензина отмечается на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи для оптовых поставок в европейскую часть России. Аномально высокий темп роста оптовых цен создает напряжение на внутреннем рынке, поскольку рост цен в оптовом звене еще не полностью отразился в рознице. С начала 2023 года, по данным Росстата, цена литра автомобильного бензина поднялась в РФ на 7,1%, что заметно превышает общий уровень инфляции в нашей стране.
Сигналом к подъему внутренних цен на топливо, по-видимому, стало заявление главы Минфина РФ Антона Силуанова об изменении механизма бюджетных выплат нефтяным компаниям для сдерживания розничных цен (так называемый топливный демпфер). Силуанов напомнил, что власти РФ в свое время вводили топливный демпфер, чтобы создать примерно равную доходность при поставках российских нефтепродуктов как на экспорт в Европу, так и на внутренний рынок.
«Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали из бюджета, при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. руб. на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется – за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», – объяснил Силуанов.
Оставим в стороне абсурдность государственной легализации принципа равнодоходности при экспорте и поставках на внутренний рынок. Но ведь именно бюджетные выплаты нефтяникам разрушают бюджетную конструкцию нашей страны. Можно напомнить, что две трети бюджетного дефицита в РФ составляют выплаты нефтяным компаниям.
Так, в 2022 году дефицит бюджета составил 3,3 трлн руб., и почти на 60% эта бюджетная дыра образовалась из-за выплат нефтяным компаниям, которые достигли 2,16 трлн руб.
При этом и в 2023 году, несмотря на большие проблемы с бюджетом, Минфин продолжает выплачивать нефтяным компаниям так называемые демпферные выплаты в сотни миллиардов рублей.
Выплаты из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу в августе 2023 года составили 185,9 млрд руб., тогда как в июле они были равны 110,4 млрд руб., сообщает Минфин РФ. В январе-августе 2023 года демпферные выплаты достигли 838,9 млрд руб.
По данным информационных агентств, нефтяные компании добиваются отмены решения правительства РФ о пересмотре объема бюджетных выплат. Нефтяные компании и ведомства обсуждают возможность очередной корректировки топливного демпфера, которая вернула бы параметры этого механизма к тем объемам бюджетных выплат, что нефтяники получали в последнее время, рассказали Интерфаксу источники в отрасли. По мнению собеседников агентства, на данный момент именно демпферные выплаты способны стабилизировать внутренний рынок нефтепродуктов, снизить оптовые цены и не допустить дальнейшего удорожания розницы.
С сентября нефтяные компании будут получать урезанный в 2 раза демпфер – с такой инициативой весной выступил Минфин, искавший варианты экономии бюджетных средств. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс были утверждены летом. Минфин отмечал, что демпфер идет в маржу нефтепереработчиков, и, чтобы исправить эту ситуацию, предлагается его уполовинить. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе важно будет контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты, отмечал Минфин.
Еще весной, когда идея об урезании демпфера только обсуждалась, оптовые цены на нефтепродукты пошли вверх. Летом экспортная альтернатива сделала более выгодным экспорт топлива, также свою лепту внес «серый» экспорт (вывоз за границу нефтепродуктов, купленных на бирже, за которые из бюджета выплачен демпфер). В результате на внутреннем рынке оптовые цены на бензин, а затем и дизтопливо выросли до максимумов, вызвав жалобы со стороны аграриев, которые в конце лета занимаются сбором урожая и планируют озимый сев. На внутреннем рынке возникли признаки дефицита нефтепродуктов, хотя Россия производит достаточно бензинов, а дизтоплива – кратно больше собственного потребления.
Собеседники агентства высказывают мнения, что как раз возврат демпфера будет стимулировать нефтяные компании сокращать экспорт топлива и увеличивать поставки на внутренний рынок. Один из источников Интерфакса отмечает, что регуляторы не видят более действенных вариантов стабилизации внутреннего рынка топлив, кроме демпферных выплат. Другой источник рассказывает, что «принципиальное решение о возврате топливного демпфера принято».
Многие эксперты сегодня признают, что баланс интересов в треугольнике «граждане-нефтяные компании-бюджет» явно нарушен. «Баланс интересов, разумеется, нужен. Но в этом балансе нужно учитывать интересы бюджета, который нуждается сегодня в увеличении доходов. Рост розницы будет продолжаться как по причине роста мировых цен, так и по причине увеличения налоговой нагрузки на нефтяной сектор», – прогнозирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, за увеличение доходов российского бюджета в конечном итоге заплатят конечные потребители моторного топлива.
Нынешняя ситуация на рынке бензина показывает мощь нефтяных компаний, которые могут менять правительственные решения, пересматривать конструкцию федерального бюджета и выкачивать сверхдоходы из карманов потребителей. Картина на внутреннем газовом рынке не столь накаленная. Отсутствие экспортной альтернативы заставляет наших газовиков интересоваться запросами внутренних потребителей. К тому же президент Владимир Путин поручил в апреле прошлого года расширить программу газификации регионов России. По словам президента РФ, расширение программы газификации регионов России – один из приоритетов будущей энергетической стратегии России до 2050 года. А в конце августа 2023 года появились новости о том, что «Газпром» начал проектирование газопровода длиной 700 км в Красноярский край, который нуждается в поставках природного газа и отличается крайне низким уровнем газификации своих поселений.