В некоторых аптеках покупатели получали неожиданные советы. Фото РИА Новости
Медикаменты в России дорожают с опережением инфляции, ассортимент в аптеках меняется. И любые новости об ужесточениях вызывают волны паники. Так произошло с постановлением правительства, по которому с 1 сентября аптеки должны вносить в специальную систему сведения о рецептах, что сначала трактовалось экспертами как мера запретительная для продажи огромного количества препаратов. Затем выяснилось, что постановление касается не всех лекарств. Как пояснили «НГ» в союзах пациентов и фармацевтов, для «привычных» препаратов ничего не меняется.
С 1 сентября вступает в силу постановление правительства о необходимости при продаже рецептурных лекарств предоставлять в систему мониторинга движения лекарственных препаратов реквизиты рецепта: дату, номер и серию (при наличии).
Изначально постановление было воспринято отраслевыми аналитиками в алармистском ключе – как мера строго запретительная для продажи огромного количества препаратов. Также эксперты рассуждали об угрозе коллапса в системе здравоохранения.
Волны паники возникали снова и снова – особенно после того, когда некоторые сотрудники в аптеках по каким-то причинам советовали покупателям запастись на годы вперед, казалось бы, даже обычными лекарствами, например, таблетками от изжоги. По сарафанному радио такие «советы» передавались от одной семьи другой.
Хотя экспертами высказывались и противоположные мнения. «Данное постановление – еще один шаг здравоохранения в сторону цифровизации», – пояснял «НГ» гендиректор медтехкомпании «Доктор Рядом» Александр Андреев. Мера способствует повышению прозрачности ценообразования, прогнозированию доступности препаратов, улучшению качества лечения, следовало из оценок эксперта.
«Самолечение, которое у нас очень распространено, и недостаточный контроль продажи лекарств, в том числе тех, которые должны продаваться по рецептам, – настоящий бич нашего времени», – отмечала научный руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо. И особенно это касается, по ее словам, антибиотиков, гормональных и психотропных препаратов, имеющих порой тяжелые побочные эффекты.
«НГ» следила за развитием событий, направляя запросы в профильные ведомства. Так, в начале августа на фоне очередной волны сообщений о рецептурных ужесточениях в пресс-службе правительства РФ сообщили «НГ» следующее: «Данное решение не изменяет действующих норм законодательства, в соответствии с которыми рецептурные препараты отпускаются при наличии рецепта. Отсутствие номера и серии на бланке рецепта не будет являться основанием для отказа в отпуске лекарственного препарата, так как постановлением предусмотрено, что указанные данные вносятся при их наличии».
Тогда же в пресс-службе Росздравнадзора сообщили «НГ», что порядок отпуска из аптеки устанавливается производителем лекарственного препарата, а информация о том, относится ли он к рецептурным, «всегда указывается на упаковке».
При этом в соответствии с правилами отпуска лекарственных препаратов, утвержденными приказом Минздрава, «рецептурные препараты должны отпускаться по рецептам, выписанным на рецептурных бланках соответствующей формы», уточняли в Росздравнадзоре. «Соблюдение требований по отпуску лекарственных препаратов аптечными организациями является обязательным лицензионным условием при осуществлении фармацевтической деятельности», – отмечали в ведомстве.
Больше деталей приводили тогда в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы мониторинга). «Изменения никак не усложнят торговлю лекарствами. Все будет продаваться в том же объеме и тем же способом, что и раньше. Рецептурные лекарства в силу своего определения и до сегодняшнего дня должны были продаваться и продавались строго по рецептам. Все законопослушные аптеки строго соблюдали и продолжают соблюдать данное требование», – сообщали «НГ» в ЦРПТ.
Пояснялось, что нововведение в первую очередь позволит пресечь работу аптек, которые продавали наркотические и сильнодействующие вещества без рецептов и нелегально. «Такие лекарства подлежат предметно-количественному учету, на них требуется рецепт по особой форме с серией и номером. Именно в этом случае придется вводить серию и номер рецепта в систему», – утверждали в ЦРПТ.
«Также норма распространяется на льготные рецепты, отпускаемые с компенсацией человеку цены государством для более строгого учета, – добавляли в ЦРПТ. – Система маркировки получит данные о рецепте автоматически из чека. Аптеки и интеграторы к данному нововведению полностью готовы».
Примечательно, что уже 11 августа Росздравнадзор в своем Telegram-канале проинформировал о подготовленном проекте инструкции, которым предусмотрено, что сведения передаются «только в отношении рецептов, имеющих номер, серию и дату (к таким относятся рецепты на препараты строгого учета и льготные лекарства)».
Накануне 1 сентября эксперты подвели для «НГ» итоги всех этих решений, а также упомянули некоторые дополнительные детали. Как пояснил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, вокруг постановления было много дискуссий. «И хоть вначале действительно возникали опасения, теперь, после разъяснений Росздравнадзора и Минздрава, мы не ожидаем каких-то существенных изменений в худшую сторону. Объясняю почему. Названы четкие группы препаратов, на которые будут распространяться необходимые требования вводить информацию о них в систему», – сказал Жулев.
Речь идет о препаратах, подлежащих предметно-количественному учету: это сильнодействующие, наркотические препараты. Также это льготные препараты и препараты, на которые выписаны электронные рецепты, перечислил эксперт. По всем трем группам и до сегодняшнего дня рецепт был строго обязателен.
«Минздрав определился, Росздравнадзор дал соответствующее разъяснение совместно с ЦРПТ. Они сказали, что речь идет только о тех лекарственных препаратах, которые находятся на предметно-количественном учете либо отпускаются по льготе. И третья категория – это те рецептурные препараты в трех регионах, попавших в пилот (Москва, Московская и Белгородская области), которые продаются дистанционно», – подтвердила исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.
Но главная интрига теперь: а что будет с другими препаратами? «В отношении других рецептов с 1 сентября ничего не меняется. Так, если говорить про такие привычные препараты, как, допустим, антибиотики или про те, которые применяются для лечения сердечнососудистых заболеваний, артериальной гипертензии, то в этом случае все как было, так и остается. По этим препаратам ничего подаваться никуда не будет», – утверждает Неволина.
«По всем остальным рецептурным препаратам пока обязанности вводить информацию в систему нет. Но будем наблюдать за правоприменительной практикой данного постановления», – сказал Жулев.
Доступность лекарств – очень болезненная тема для населения. «НГ» попросила экспертов оценить ситуацию с ассортиментом в аптеках. Как уточнил Жулев, в целом ассортимент постоянно меняется: одни препараты исчезают, другие появляются. Есть тенденция, причем мировая, к уходу оригинальных препаратов.
Так, по словам эксперта, в ряде случаев прекращается производство препаратов за рубежом или в России. В ряде случаев компании принимают решение об уходе с рынка. «И кстати, чаще всего это связано не с какими-то политическими мотивами (санкции не распространяются на лекарства), а с экономическими аспектами, – считает Жулев. – Широкое распространение дженериков (аналогов. – «НГ») приводит к тому, что оригинальный препарат теряет смысл, не окупается. Особенно это касается государственных закупок, для которых ключевым становится вопрос цены, поэтому чаще выигрывает именно дженерик, а не оригинальный препарат».
«Бывают и перебои, причины у них разные: либо не устраивает цена и требуется время на ее перерегистрацию, либо сказывается уход поставщиков, либо есть временные трудности с логистикой, а логистика для зарубежных препаратов в последнее время серьезно ухудшилась», – добавил эксперт.
«Мы пока не видим серьезного изменения ассортимента в аптеках. В рамках международного непатентованного наименования дефектуры практически нет», – сказала Неволина. А в том, что касается каких-либо торговых наименований, то определенные провалы случаются, но всегда можно найти аналог, следует из комментария эксперта.
Другой аспект – цена. По данным Минэкономразвития на 28 августа, медикаменты в стране подорожали на 6,7% год к году. Хотя инфляция составила на ту же дату в годовом выражении около 5%.
Лекарства хоть и дорожают с опережением инфляции, однако разрыв не столь существенный. Но около трети россиян, опрошенных фондом «Общественное мнение», называют текущий рост цен на лекарства заметным: по состоянию на 20 августа таких было 31% от опрошенных. Если смотреть данные опросов за последний год, то доля россиян, которые жаловались на заметное удорожание медикаментов, колебалась в диапазоне от 28 до 38%.