Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина должны стабилизировать финансы. Фото с сайта www.minfin.gov.ru
Призывы президента РФ Владимира Путина контролировать отток капитала и спекулятивный спрос обеспечили некоторую стабильность рублю в среду на уровне чуть выше 94, но ниже 95 руб. за американский доллар. Правда, сохранить стабильность валютного курса в условиях снижения доходов от нефтяного экспорта будет непросто. Наметившийся было рост мировых нефтяных цен в России был «съеден» сокращением поставок не только на Запад, но и в Китай и Индию. Эксперты «НГ» считают, что разогретый спрос в экономике затормозить будет сложно, тем более что инструментов увеличения валютной выручки немного, а масштабное бюджетное стимулирование сейчас – это то немногое, что вообще держит экономику на плаву.
Поставки нефти в Индию из России упали в июле 2023-го впервые за девять месяцев, свидетельствуют данные по танкерным перевозкам, которые приводит агентство Bloomberg. В августе Россия в целом уменьшила экспорт на 500 тыс. барр. в сутки (барр/сут) в рамках соглашения стран ОПЕК+, которое должно было ограничить предложение и поддержать цены. Морские поставки нефти из РФ упали до самого низкого уровня с января. Они падают более чем на 1 млн барр/сут по сравнению с пиком середины мая, пишет агентство.
В 2021 году Россия поставляла в страны дальнего зарубежья от 4,6 до 4,9 млн барр. сырой нефти в сутки, пишет финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). Трубопроводный экспорт составлял около 1,4–1,5 млн барр., из которых в Китай шло в среднем около 0,6 млн по трубопроводу ESPO Pipeline и сейчас сохраняется сопоставимый объем. А вот по нефтепроводу «Дружба» в Европу качали 0,7–0,9 млн барр., а сейчас в 4 раза меньше. «Танкерный» экспорт в 2021-м находился в диапазоне 2,8–3,4 млн барр. Морской экспорт – это то, что удалось компенсировать быстрее всего. Уже весной 2022-го физический экспорт достигал своего исторического максимума, доходя до 3,8 млн барр/сут.
Замещение Европы происходило быстро благодаря именно новым клиентам в Китае, Индии и Турции. В мае 2023 года экспорт сырой нефти установил рекорд – 3,9 млн барр. В Индию, например, поставки выросли до 1,9 млн, в Китай экспорт сырой нефти составлял 1,2 млн, а в Турцию – 0,3 млн барр., то есть в сумме это около 3,4 млн барр/сут, что сопоставимо с лучшими моментами до 2022 года по всем поставщикам. Однако, отмечает эксперт, с июня 2023-го началась резкая деградация поставок. Сокращение дисконта российской нефти по сравнению с мировыми эталонными марками делает закупки у России менее выгодными, что стимулирует Китай и Индию переходить на нефть из Ирана. К августу, подтверждает Рябов, падение «танкерной» нефти стало весьма драматическим – в сравнении с рекордным маем 2023-го потери составили почти четверть физических объемов. «Получается, что весь положительный эффект роста цен с начала июля был нейтрализован падением физического экспорта», – констатирует эксперт. Речь идет о потере 1 млн барр. физического экспорта с мая 2023-го и примерно 0,4–0,5 млн барр/сут потерь экспорта в сравнении с началом 2023 года.
Именно с проблемами счета текущих операций ЦБ РФ связывал сильное ослабление рубля, который падал на прошлой неделе выше 100 единиц за доллар.
Россия последовательно наращивает поставки топлива, продуктов и удобрений в страны глобального Юга, заявил президент Владимир Путин в видеообращении к участникам Делового форума БРИКС во вторник. Также он напомнил участникам форума, что РФ наращивает поставки сельхозпродукции. «В прошлом году торговля агропродукцией между Россией и государствами Африки выросла на 10% и составила 6,7 млрд долл., а в январе–июне текущего года увеличилась еще на рекордные 60%. Наша страна является и будет оставаться ответственным поставщиком продовольствия на Африканский континент», – отметил Путин.
Танкеры в августе стали реже перевозить российскую нефть. Фото Reuters |
В частности, необходимо добиться снижения непродуктивного, спекулятивного спроса, контролировать отток капитала, мониторить поведение основных участников финансового рынка, добавил президент. Он отметил также, что в последнее время в РФ растут инфляционные риски и задача сдерживания цен выходит на первый план. По данным Росстата, инфляция в РФ с начала года к 14 августа составила 3,5%.
«ЦБ РФ и правительство говорят о проблеме инфляции в связи с повышенным спросом. А он есть как со стороны государства и бизнеса в связи с масштабным бюджетным стимулированием, так и со стороны физических лиц, реальные доходы которых во втором квартале выросли на 4,7%, – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Очевидно, что экономика предложения, о которой говорят власти, пока не работает и надо спрос как-то регулировать. Вопрос очень сложный, и тут надо 10 раз подумать, прежде чем начать действовать. Дело в том, что «зажимать» спрос со стороны населения чревато социальными проблемами. Не вариант и снижать спрос со стороны государства, ведь именно на нем сейчас более или менее держится экономика страны».
«Маловероятно, что поступления от нефтегазового экспорта получится заменить другими доходами, – считает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова. – Попытки будут осуществляться за счет введения дополнительных налогов, но Россия уже на протяжении многих лет говорит о необходимости диверсификации, тем не менее зависимость от нефтегазового сектора за последний год только возросла. Если посмотреть на структуру российского экспорта по итогам 2022 года, то свыше 50% приходилось на минеральное топливо, нефть, при этом категория удобрений, например, составляла около 3,3% от общей цифры российского экспорта».
«Россия должна удовлетворять спрос населения и экономики в целом за счет собственного производства качественной, недорогой продукции, которая будет востребована внутри страны и на экспорт, – сказал «НГ» председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. – Мы уже много лет делаем ошибку, пытаясь наладить производство собственной продукции с помощью дотаций. Таким образом создается искусственная конкурентоспособность и нарушается основная формула бизнеса: цена минус себестоимость, умноженные на объем продаж».