Добросовестные компании готовы выпускать любой объем цемента, но пока несут потери из-за действий фальсификаторов. Фото РИА Новости
Незаконный оборот цемента в России в 2022 году превысил 21% от общего объема потребления. За два года этот показатель увеличился почти в четыре раза. Стремительное распространение фальсификата представляет угрозу для жизни и здоровья россиян, наносит многомиллиардный ущерб государственному бюджету и добросовестным производителям. Участники рынка и эксперты призывают к восстановлению государственного контроля и надзора за оборотом цемента.
С риском для жизни
По данным Ассоциации по техническому регулированию АССТР, более 21% потребления цемента в стране в 2022 году приходилось на фальсифицированную продукцию. За два года зафиксирован скачок оборота нелегального стройматериала: объем такого цемента в продаже вырос с 3,16 млн т (5,6% рынка) в 2020 году до 12,9 млн т в 2021 году и 13,14 млн т в 2022 году (21,3%).
Цементный фальсификат – смесь из цемента и ряда добавок, таких как шлак, зола, песок и т.д., в пропорциях, не отвечающих стандартам. Это продукт с неизвестными свойствами и непредсказуемым поведением, он может иметь радиационный фон и содержать опасные химические вещества. Производители обманным путем выдают его за качественный и безопасный, зачастую фасуют в упаковку, схожую до степени смешения с упаковкой добросовестного производителя (контрафакт).
Цемент обеспечивает прочность, а следовательно, безопасность любого строения. Если стандарты его производства не соблюдены, бетонная конструкция может растрескаться, строение обрушится или будет признано аварийным. Поэтому использование фальсификата представляет опасность прежде всего для жизни и здоровья россиян, не говоря уже о материальном ущербе из-за необходимости заново проводить строительные работы.
Ущерб наносится и государственному бюджету, поскольку производители фальсификата не платят налогов. Потери в виде недополученных доходов несут и добросовестные производители. В 2022 году отрасль понесла урон в размере 83,8 млрд руб., рассказала исполнительный директор некоммерческой организации «Союз производителей цемента «Союзцемент» Дарья Мартынкина.
Очень много фальсификата встречается в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на Кавказе, в некоторых регионах Сибири, Башкирии, Татарстане, Пензенской области, перечислила эксперт. По некоторым оценкам, в Санкт-Петербурге в пик строительного сезона до 50% цемента в мешках может быть подделкой.
Как отмечает председатель Комитета Торгово-промышленной палаты по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Константин Леонидов, доля фальсификата в обороте цемента для дорожного строительства незначительна – как правило, подделывают общестроительный цемент. Основные риски несут граждане: кто-то сам покупает дешевый некачественный стройматериал, например, для работ на даче, кого-то обманывают недобросовестные прорабы. Это очень большой рынок: 56% всей российской жилищной стройки – индивидуальное жилищное строительство. «Реализация фальсифицированной продукции в основном нацелена на этот сегмент рынка, – говорит Наталья Стржалковская, руководитель департамента по техническому маркетингу компании ЦЕМРОС, крупнейшего российского производителя цемента. – Риск угрозы жизни, здоровья и имущества граждан в этом случае мы оцениваем как чрезвычайно высокий».
Есть вопиющие примеры использования нелегального цемента: так, прошлом году фальсификат закупили для реконструкции школы по нацпроекту «Образование» в Новосибирске, рассказала Дарья Мартынкина. У строительных компаний, работающих над жилищными, инфраструктурными, дорожными проектами, всегда есть приемочный контроль, подчеркнула эксперт. А на розничном рынке его нет, граждане не защищены от подделок. Восстановление государственного контроля – ключевой вопрос для решения проблемы, убеждены эксперты.
В спящем режиме
В исследовании АССТР приводятся любопытные данные о незаконном обороте цемента до его всплеска в последнее время. В 2015-2020 годах доля фальсификата на рынке неуклонно снижалась: с 18% (11,7 млн т) до 5,6% (3,16 млн т). Эксперты связывают это с введением обязательной сертификации цементов и наделением Росстандарта контрольными функциями.
Но в 2020 году в рамках общего снижения административной нагрузки на бизнес государственный контроль и надзор за оборотом цемента был упразднен. Одновременно был установлен мораторий на проверки компаний, продленный до 2030 года. Обязательная сертификация в качестве дорыночного контроля осталась, но без контроля продукции на рынке она не работает – именно это и привело к кратному росту объемов фальсификата, уверены эксперты.
По словам президента АССТР Любови Бондарь, из 31 аккредитованного органа по сертификации продукции только 4 работают без нарушений, 7 нарушают правила, 20 находятся в спящем режиме. Одним из факторов резкого увеличения доли незаконного оборота цемента она назвала подмену обязательной сертификации декларированием соответствия установленным требованиям, которая применяется только для дорожных цементов.
К тому же сертификацией, по сути, можно пренебречь. Более 150 организаций в стране заявляют основным видом деятельности производство цемента, но не имеют при этом производственных площадок, обратила внимание Любовь Бондарь, – в основном это фасовщики, которые вообще не проводят сертификацию. Процесс несложный: смешивать цемент с золой и фасовать в мешки с любой нанесенной на них печатью можно чуть ли не в гараже. Это нарушение закона, но в отсутствие контроля недобросовестный производитель, как правило, ничем не рискует: крайне сложно его найти и установить его связь с фальсифицированной продукцией.
Законодательством установлен административный штраф за несоблюдение обязательных требований к продукции, при этом отсутствует государственный орган, уполномоченный привлекать нарушителей к ответственности. Уголовное преследование возможно, если нанесен ущерб. Но нахождение на рынке даже опасной продукции не составляет факта ущерба, отметил Константин Леонидов: «Сначала должно кого-то «завалить», и только тогда органы начнут разбирательство. И надо еще доказать, что это произошло из-за некачественного цемента, а не недостатков проекта».
Систематической работой по выявлению фальсификата занимаются, по большому счету, только добросовестные производители. Все, что они могут – фиксировать нарушения и информировать о них государственные органы. «Для борьбы с фальсификатом ЦЕМРОС осуществляет постоянный мониторинг строительных рынков в регионах присутствия предприятий и столичном регионе, а также осуществляется мониторинг сети Интернет, – рассказала Наталья Стржалковская. – При выявлении фактов реализации такой продукции применяются меры по их документированию, после чего информация об этом направляется в контролирующие и правоохранительные органы: прокуратуру, Роспотребнадзор, органы внутренних дел. К сожалению, большинство обращений остается без должного результата, в основном из-за медленного реагирования государственных органов: к моменту выезда фальсификата в торговой точке не оказывается, сроки привлечения к административной ответственности истекают и т.п.».
В отдельных случаях удается добиться привлечения лиц, реализующих фальсификат, к административной и даже к уголовной ответственности и изъять с рынка не соответствующую установленным требованиям продукцию, добавила Наталья Стржалковская. Но это исключение, а не правило. «Необходимо выявлять торговые точки, где реализуется некачественный цемент, и изымать его из оборота. Этим ранее занимался Росстандарт. Сейчас контроль упразднен. Если мы видим на рынке паллеты с фальсификатом – никто не предпримет никаких мер для того, чтобы убрать их», – отмечает Дарья Мартынкина.
Кто боится госконтроля
Цемент неустановленного качества нужно убирать с рынка, чтобы никто не имел возможности его приобрести, а сделать это можно только через восстановление государственного контроля и надзора, подчеркивают эксперты. За это выступают все добросовестные цементные компании, Минпромторг, Минстрой, Росстандарт, Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, перечислила Дарья Мартынкина. По ее словам, против только Минэкономразвития.
В официальной переписке министерство объясняет свою позицию защитой бизнеса, рассказала она. «Мы, «Союзцемент», объединяем 80% производителей цемента на рынке ЕАЭС и знаем остальные 20% – все они двумя руками за возвращение госконтроля, добросовестные компании его не боятся. Каких производителей защищает Минэкономразвития?» – недоумевает Дарья Мартынкина. Снижение административной нагрузки на бизнес, по ее словам, – важная задача, но не любой госконтроль целесообразно устранять, особенно когда речь идет о жизни и здоровье граждан.
При этом цементная отрасль готова произвести столько продукции, сколько потребуется, любой объем – в 2022 году легальные предприятия были загружены всего на 61%, отметила исполнительный директор «Союзцемента». Они платят налоги, развивают энергоемкие и капиталоемкие производства, обеспечивают их экологическую безопасность, заботятся о соблюдении трудового законодательства и охране труда – ничего из этого недобросовестные производители не делают, подчеркнула Дарья Мартынкина.
«Возвращение контроля и надзора за обращением отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента, – необходимая мера, без которой обязательная сертификация в значительной степени теряет свою эффективность», – согласен Константин Леонидов. «Из-за отсутствия госконтроля за оборотом цементной продукции под угрозой находятся планы по реализации государственных жилищных программ, включая индивидуальное жилищное строительство как наиболее незащищенное», – отметила Наталья Стржалковская.
А пока этот вопрос не решен, эксперты призывают потребителей быть начеку. Как правило, подделывают общестроительный цемент в мешках по 50, 25, 5 кг. «Нужно прежде всего внимательно прочитать, что напечатано на упаковке: на фальсификате обычно не указан производитель и его контакты, потому что он скрывается, – обратила внимание Дарья Мартынкина. – Кроме того, если цена ниже рыночной на 15% и больше – почти наверняка это подделка, она всегда продается по демпинговым ценам. Наконец, рискованно покупать цемент в придорожных точках продажи, на строительных рынках и через интернет. Крупные торговые центры безопаснее – там сам магазин отчасти отвечает за качество и проверит у производителя сертификат».