Ученики распробовали меню школьных столовых. Фото агентства «Москва»
Правительство накануне начала учебного года обратилось к проблемам подрастающего поколения. На оперативном совещании в понедельник члены кабинета докладывали о сокращении списка школ, где были обнаружены нарушения качества и безопасности продуктов питания. Оказалось, что теперь из школьных столовых после учебного дня выбрасывают не половину невостребованной еды, а только 6%. Эксперты «НГ» считают, что этот процесс связан с адаптацией школьных пищеблоков к требованиям учеников. Кроме того, в условиях стагнации доходов населения полноценное питание в школе становится более значимым.
На следующей неделе в России начнется новый учебный год, ребята приступят к занятиям, и нужно сделать все необходимое, чтобы получать знания им было комфортно, заявил в понедельник на совещании с членами правительства премьер-министр Михаил Мишустин. «Президент поручил обеспечить школьников младших классов бесплатным горячим питанием. Оно вводилось поэтапно. У учеников 1–4-х классов появилась возможность пообедать либо позавтракать в учебном заведении. Причем еда должна быть здоровой, качественной, вкусной. С 1 сентября 2023 года российские школы в каждом регионе должны получать федеральное финансирование на эти цели», – заявил он.
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, за три года реализации программы по организации бесплатного горячего питания для младшеклассников в семь раз сократилось число школ с нарушениями качества и безопасности поставляемых пищевых продуктов, в три раза уменьшилось количество нарушений требований к соблюдению принципов здорового питания, сказала она. Кроме того, по словам вице-премьера, после начала реализации программы по организации бесплатного горячего питания для младшеклассников объем еды, которую дети не съедают, сократился с 50 до 6%.
С начала реализации программы в августе 2020 года Роспотребнадзором были признаны не готовыми к организации горячего питания 2,26 тыс. школ в 27 регионах страны. Для решения этих проблем во всех этих регионах были разработаны «дорожные карты» по приведению школьных пищеблоков в соответствие с требованиями санитарного законодательства, которые, по словам Голиковой, к началу нового учебного года исполнены в полном объеме. «Только в 2022–2023 годах за счет средств федерального бюджета в 68 регионах отремонтировано 1,6 тыс. пищеблоков», – рассказала Голикова.
На софинансирование обеспечения горячим питанием учащихся начальной школы регионам было выделено за три года более 139 млрд руб. В 2023 году предусмотрено еще 67 млрд. С нынешнего года субсидию получат 88 регионов страны, включая Луганскую и Донецкую народные республики, Запорожскую и Херсонскую области (около 1,4 млрд руб.). Дотацию также получает Байконур. А Москва обеспечивает горячим питанием школьников самостоятельно, за счет средств своего бюджета. Таким образом, по словам Голиковой, с 1 сентября 100% учеников начальных классов государственных и муниципальных школ (а это около 7,7 млн детей) будут обеспечены горячим питанием. В бюджете на 2024–2025 годы на эти цели предусмотрено 134 млрд руб. – по 67 млрд ежегодно.
«Могут быть два объяснения такому сокращению невостребованной школьниками еды, одно хорошее, второе – не очень, – сказала «НГ» профессор факультета социальных наук ВШЭ Светлана Барсукова. – Во-первых, действительно пища в школьных столовых могла стать более соответствующей запросам современных детей. Например, пицца, даже не очень горячая, будет съедена охотнее, чем остывшая каша. Но не исключено, что дети стали менее разборчивы потому, что не все наедаются дома. Средние доходы россиян выросли, по данным статистики, за первое полугодие на 3,9%, однако высокая инфляция и слабый рубль почти обнуляют прибавку благосостояния. К тому же не вся еда бесплатна для школьников: государство оплачивает легкие завтраки, но за обеды родителям приходится платить. Это могут быть комплексные обеды, когда родители заранее оплачивают их стоимость, или детям просто перечисляют деньги на карту, и они уже сами выбирают и оплачивают еду в столовой».
В целом, считает Барсукова, теме школьного питания не хватает прозрачности. «О том, что в разных регионах дети недовольны едой, мы слышим, но о последствиях для виновных информирование общественности недостаточное. Ответственность размыта. Директора школ, по идее, отвечают за качество питания, но, как правило, тендеры на поставки еды организуют чиновники из департаментов образования. В этом вопросе скорее всего есть определенная доля коррупционной составляющей, иначе трудно объяснить, как чиновники с небольшой зарплатой могут владеть несколькими домами на курортах», – говорит эксперт.
В понедельник правительство рассматривало еще один вопрос, связанный с субсидированием обеспечения для граждан широкого выбора качественных продуктов. Правительство расширило возможности программы льготного лизинга для аграриев, которая была запущена в 2019 году. «Чтобы упростить приобретение необходимой сельхозтехники и оборудования, корректируем правила предоставления субсидий из федерального бюджета на эти цели. Подписано постановление, которое дает аграриям возможность активнее участвовать в программах «Росагролизинга», в первую очередь – для перерабатывающих предприятий, не имевших ранее таких преимуществ», – сказал председатель правительства.
Расширяется и номенклатура техники, которую теперь можно будет покупать на льготных условиях, и это не только тракторы или комбайны, но и другой автотранспорт, включая прицепы и железнодорожные вагоны, что позволит уменьшить потери при доставке сырья и продовольствия, а также нарастить объемы грузоперевозок. Сельхозпроизводители, которые уже заключили договор льготного лизинга, смогут реструктуризировать свои платежи, а это поможет снизить финансовую нагрузку на хозяйства, отметил Мишустин. Все это поможет аграриям сохранить темпы технической модернизации, увеличить объемы производства продукции. Правительство продолжит предпринимать шаги для успешного развития отраслей и обеспечения продовольственной безопасности страны, чтобы у граждан был широкий выбор качественных продуктов, заверил глава кабинета.
Также в понедельник правительство утвердило «дорожную карту» газификации Камчатского края до 2025 года. Глава кабмина напомнил, что ранее задачу организации поставок сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатку, в том числе производимого по проекту «Сахалин-2», поставил президент Владимир Путин. «Дорожная карта» утверждена на трехлетний период. По ней, в бухте Раковая Авачинской губы до конца 2025 года введут в эксплуатацию причальные сооружения и другие необходимые объекты береговой инфраструктуры. «На это из федерального Центра выделим 12 млрд руб.», – сказал председатель правительства. За счет внебюджетных средств будет создан плавучий терминал для приема СПГ, а также построены морские суда-газовозы, добавил Мишустин.
Кабмин поручил «Газпрому» в первом квартале 2024 года заключить договор поставки СПГ с «Сахалином-2» для газификации Камчатки, говорится в распоряжении кабмина. Федеральная антимонопольная служба, Минэнерго, Минэкономразвития, «Газпром» и власти Камчатки к третьему кварталу 2025 года должны будут определить оптовую цену на этот газ (регазифицированный СПГ) для потребителей края, а в четвертом квартале 2023 года – определить источник финансирования для компенсации разницы между экономически обоснованной ценой на газ и регулируемой оптовой ценой.
Правительство также поручило НОВАТЭКу уже в третьем квартале 2023 года разработать и направить в Росморречфлот инвестиционную декларацию по комплексу регазификации СПГ в Камчатском крае, а также выполнить инженерные изыскания по проекту строительства береговой инфраструктуры и разработать проектную документацию.
Строительство объектов береговой инфраструктуры должно пройти в 2024 году, а ввод в эксплуатацию – в первом квартале 2025 года. Передана же по комиссионному соглашению для дальнейшей эксплуатации «Газпрому» инфраструктура должна быть в четвертом квартале 2025 года. НОВАТЭКу поручено за счет собственных инвестиций построить в бухте Раковая Авачинской губы объекты морской части комплекса по приему СПГ – плавучую регазификационную установку и челночные суда-газовозы, и передать их «Газпрому».