Деньги автолюбителей потекли рекой. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
Обслуживать личный автомобиль все дороже. Страховка, заправка, автосервис откусывают от семейных бюджетов десятки тысяч рублей в год. Но если даже от ремонта в мастерской иногда можно отказаться, решив проблему своими силами, то бензин – неотменяемая статья расходов. Сейчас он дорожает на автозаправках с опережением инфляции. За год, по официальной статистике, рост цен достиг почти 7%. Судя же по данным о реальных затратах населения, средний чек на заправку вырос за год на 9%. Теперь каждый третий опрошенный фондом «Общественное мнение» (ФОМ) жалуется на заметное удорожание бензина. Подливают масла в огонь и новости о локальных перебоях с поставками топлива.
Информация о локальных дефицитах бензина на автозаправках потребовала реакции региональных властей. Так, в комитете промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области сообщили, что нехватка бензина на заправках в Волгограде возникла из-за ремонта на Астраханском газоперерабатывающем комплексе, передает РИА Новости.
Поводом для этого ответа стали сообщения местного СМИ о жалобах жителей Волгограда на отсутствие в течение нескольких дней на некоторых автозаправках бензина АИ-92 и АИ-95. О продолжении в Волгограде бензинового кризиса сообщалось и в понедельник.
Помимо этого на прошлой неделе обсуждались и перебои с поставками топлива в Элисте. Министерство экономики и торговли Калмыкии на своей странице «ВКонтакте» сообщило тогда о росте цен, связанном с ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, и о «временной нестабильности с поставками бензина на автозаправочных станциях в ряде регионов юга России».
Все это происходило на фоне очередных рекордов, которые устанавливали оптовые цены на бензин. Так, в пятницу стоимость марки «Премиум-95» в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла исторического максимума, превысив 70 тыс. руб. за тонну. Затем по итогам торгов в понедельник, 21 августа, биржевая стоимость всех видов топлива в европейской части России, представленных на СПбМТСБ, снизилась, и АИ-95 снова стал чуть дешевле 70 тыс. руб. за тонну.
Как сообщал в конце июля Российский топливный союз, «принципы ценообразования на рынке моторного топлива нарушены»: цены на бензин разных марок в опте подскочили за год на десятки процентов, а в рознице – на несколько процентов (см. «НГ» от 25.07.23).
Правительство пыталось исправить перекосы. Так, в конце июля Минэнерго сообщало, что вице-премьер Александр Новак поддержал предложение ведомства по ограничению количества экспортеров бензина.
Однако, как сообщали информагентства, эту меру поддерживали не все ведомства, альтернативным предложением стало введение лицензирования экспорта. В середине августа Интерфакс сообщил, что Александр Новак поручил Минэнерго рассмотреть вопрос лицензирования экспорта нефтепродуктов.
При этом рост цен в рознице тоже становится уже ощутимым – бензин на автозаправках сейчас дорожает с опережением инфляции. По данным Росстата на 14 августа, автомобильный бензин стал стоить в среднем по стране уже почти 54 руб. за литр. С начала года он подорожал на 6%. При потребительской инфляции, составившей с начала этого года 3,5%.
По сравнению со значениями за аналогичный период 2022 года бензин сейчас дороже почти на 7% (по состоянию на 15 августа 2022-го Росстат сообщал о 50,6 руб. за литр). Для сравнения: годовая инфляция по состоянию на 14 августа 2023 года составила 4,66%, сообщало Минэкономразвития.
Но по факту затраты населения растут еще сильнее. По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», за первое полугодие 2023-го средний чек на заправку достиг в РФ 980 руб., «что на 9% выше по сравнению с показателем прошлого года». Этот ресурс, как уточняется, анализирует обезличенные данные онлайн-касс и «показывает изменение реальных трат россиян на отдельные товары».
Цены на бензин растут с опережением инфляции. Фото с сайта www.newslab.ru |
А во-вторых, сказалось также увеличение спроса со стороны автолюбителей. По данным аналитиков, число покупок топлива на АЗС тоже увеличилось – на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем более что, как сообщили «НГ» эксперты «Чек Индекса», «в текущем отпускном сезоне фиксируется заметное увеличение числа автопутешествий в стране – на 15–20% в сравнении год к году». Покупки товаров для автопутешествий тоже выросли – «на 50–60% в сравнении год к году».
Но у подскочившего спроса может быть еще одно объяснение помимо проснувшегося интереса к автопутешествиям. Россияне могли «запасаться» топливом именно из-за роста цен и предполагаемого дефицита – отсюда увеличение и среднего чека, и количества заказов на автозаправках, считает технический директор автомобильного маркетплейса Fresh Максим Рязанов.
Кроме того, судя по опросам ФОМ, сейчас почти треть из 1,5 тыс. опрошенных россиян считают, что за последний месяц цены на бензин «заметно выросли». В конце июля и начале августа такой ответ давали 32% респондентов, в середине августа – 31%. Это максимальные значения за год. В течение последних 12 месяцев доля россиян, которые жаловались на ощутимое подорожание топлива, в основном колебалась в диапазоне от 16 до 25%.
Помимо бензина растут расходы россиян и на другие, связанные с обслуживанием автомобиля статьи. Например, средний чек на услуги автосервисов увеличился за первое полугодие на 13% по сравнению с тем же периодом 2022-го и составил почти 5 тыс. руб. При этом общее количество чеков на оплату услуг в автосервисах снизилось на 11%. Средний чек на полис ОСАГО в этом году составил 8,6 тыс. руб., а полис КАСКО обошелся россиянам в 35 тыс. руб., сообщили также аналитики «Чек Индекса».
«Расходы россиян на личный автомобиль в этом году ощутимо увеличились по сравнению с прошлым годом, – комментируют эксперты АвтоСпецЦентра. – В частности, автовладельцы стали больше тратить на топливо». В целом цена на бензин пока еще приемлема для россиян, уточнили эксперты. Однако, по их словам, на фоне прогнозов по росту общей инфляции она становится все более ощутимой.
К этому нужно добавить издержки, связанные с ожиданием нужных запчастей, а также с курсом рубля, от которого зависит стоимость импортных комплектующих. Как сообщили «НГ» в пресс-службе «Автодома», хоть благодаря параллельному импорту ситуация с запчастями в России и улучшилась по сравнению с прошлым летом, «однако поставки сложных узлов – таких как двигатели в сборе, головки блока цилиндров и агрегаты трансмиссии – могут занять до 60 дней».
Стоимость уникальных деталей зависит от курсов валют и с начала 2022 года увеличилась в два раза, сказал РИА Новости директор по продажам автомобилей с пробегом «Автодома» Владимир Желобов. По его словам, учитывая рост курса основных валют к рублю, пока нет предпосылок для снижения стоимости комплектующих в России.
«В августе на стоимости новых автомобилей, комплектующих и авто с пробегом, ввозимых из-за рубежа, негативно отразились повышение утилизационного сбора и низкий курс рубля, а на автокредитовании негативно сказывается рост ключевой ставки Центробанка, – обратил внимание Рязанов. – Таким образом, не только обслуживание, но и сама покупка нового автомобиля или с пробегом становится все недоступнее для россиян».
Как, однако, сообщили «НГ» в пресс-службе Минэнерго, «в среднем по России розничные цены на автомобильный бензин в августе 2023-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились менее, чем на 5%». «При этом ситуация с динамикой цен на бензин достаточно равномерная по субъектам Российской Федерации, – уточнили в министерстве. – В 2022 году скидки к прейскурантной цене на стелле АЗС предоставлялись на фоне относительно низких оптовых цен. С учетом того, что автомобильный бензин является социально значимым товаром, Минэнерго постоянно ведет работу, направленную на поддержание изменения розничных цен темпами, близкими к общей инфляции».