У работы на дому есть и негативные стороны. Фото агентства «Москва»
Удаленная форма работы прочно закрепилась в РФ, США и Европе. Почти 40% российских офисных работников появляются в своих конторах в лучшем случае только несколько дней в неделю. Если во время пандемии удаленный режим был во многом вынужденной мерой, то сегодня возможность нерегулярного появления на работе стала самостоятельной ценностью для работников. Точных оценок стоимости удаленки в процентах к традиционной зарплате пока не появилось.
Почти треть (30%) опрошенных представителей российских компаний работают из офиса менее пяти дней в неделю, еще 9% вообще туда не ходят, показало исследование Ассоциации менеджеров и компании Pridex. Более половины респондентов (61%) сообщили, что по-прежнему бывают в офисе стандартные пять дней в неделю, но только 12% участников опроса устраивает такой график. Большинство опрошенных считают наиболее приемлемым для себя график три- четыре рабочих дня в неделю в офисе. В опросе приняли участие более 100 российских и международных компаний с выручкой от 1 млрд руб. из разных отраслей бизнеса.
Доля россиян, работающих удаленно, сильно выросла во время пандемии. В мае 2020 года ВЦИОМ обнаружил, что таких удаленных работников стало в восемь раз больше, чем до пандемии. «Распространение коронавируса активизировало переход россиян на удаленный режим работы: до пандемии так трудились только 2% опрошенных, а перешли к нему полностью или частично уже 16%», – отмечали авторы совместного с Social Business Group исследования. Тогда отмечалось, что основные категории работников на удаленке – это специалисты с высшим образованием, работающие в бюджетной сфере – 60%, в том числе 47% перешли на удаленку полностью, а 13% – частично.
Осенью 2021 года, когда пандемия пошла на спад, Минтруд РФ насчитал около 3 млн человек, работающих не в офисе. От 2,8 млн до 3 млн россиян продолжают работать дистанционно, рассказывал министр труда и социальной защиты Антон Котяков, уточнив, что эти цифры демонстрируются на фоне снятия большинства ограничений.
В 2022-м уровень удаленной работы почти стабилизировался. Опрос ВЦИОМ в июле того года показал, что около 10% россиян продолжают работать удаленно. При этом доля удаленщиков среди молодежи от 18 до 24 лет выше средней почти в два раза – 19%. Но 9% россиян работают по гибридному формату – приезжают в офис только в отдельные дни. Причем опыт удаленной работы к тому времени получил уже каждый четвертый работающий россиянин (25%). В столицах и городах-миллионниках такой опыт приобрели почти 40% граждан, что в два раза выше по сравнению с жителями сел и небольших поселков.
Россияне за последние годы так привыкли к новой форме работы, что многие готовы ради нее даже поссориться с работодателем. Четверо из десяти россиян, работающих на удаленке, скорее уволятся, чем выйдут в офис, показал опрос сервиса по поиску работы SuperJob, проведенный летом 2023 года. Если работодатель решит, что его сотрудники должны перейти с удаленки или гибридного графика на работу в офисе, 40% из них уволится из компании, а 37% подчинятся приказу. Больше всего готовых расстаться с работодателем, но не с удаленкой, среди тех, кто трудится в режиме хоум-офиса всю неделю (64%). Весной SuperJob сообщал, что в РФ стало сокращаться число вакансий с удаленкой, однако стало в 1,3 раза больше предложений с гибридным режимом работы, когда в офисе надо появляться только несколько дней в неделю.
Ранее агентство Bloomberg сообщало результаты опроса, проведенного аналитиками Центра макроэкономики и исследований (IFO), согласно которым в Европе больше всех работают из дома граждане Великобритании – в среднем 1,5 дня, больше этот показатель только в Канаде – 1,7 дня в неделю (1,4 в США). Немцы проводят дома один день, что является наибольшим показателем в Европе после Великобритании, в то время как в Италии этот показатель составляет 0,7, а во Франции – 0,6.
Британские сотрудники хотят проводить еще меньше времени в офисе. Они заявили, что хотели бы проводить дома более двух дней в неделю. Согласно исследованию, только бразильцы, аргентинцы, мексиканцы, турки и американцы хотят проводить дома больше времени, работая удаленно. Однако эти устремления могут не совпадать с интересами работодателей. К сожалению для любителей удаленки, недавние научные изыскания опровергают выводы о пользе такой формы работы, которые публиковались во время пандемии. Тогда ученые из Гарвардского университета уверяли, что сотрудники онлайн-магазина при работе из дома оказались на 8% эффективнее, чем если бы продолжали работать в офисе. Теперь американские компании массово возвращают сотрудников в офисы ради повышения продуктивности, пишет Economist. Совместное исследование ученых Массачусетского технологического института и Калифорнийского университета показало, что работающие дистанционно на 18% менее продуктивными, чем их коллеги.
Популярность такого вида занятости связана с определенным совпадением интересов работодателей и работников, сказала «НГ» профессор факультета социальных наук ВШЭ Светлана Барсукова. «У первых снижаются затраты на обустройство рабочих мест, некоторые даже стараются перевести сотрудников с удаленки вообще за штат, на самозанятость, тогда сокращаются еще и затраты на выплаты в социальные фонды. Становятся все более популярными биржи фрилансеров, где людей можно нанять для выполнения какого-то проекта, после завершения которого у нанимателя вообще не остается никаких обязательств перед временными работниками и нет никаких проблем с их увольнением. Люди на удаленке более разобщены, они вряд ли соберутся в профсоюз требовать повышения зарплаты», – поясняет эксперт.
«С другой стороны, у работников по всему миру есть запрос на мобильность, они хотят быть не привязанными к офису и работать из любой точки мира. Это в идеале должно повышать качество их жизни, ведь, например, не надо тратить часы на переезд из дома на работу и обратно, – продолжает эксперт. – Однако в реальности, как показывают исследования, не более 10% трудоспособного населения действительно практически не привязаны к офису. На самом деле, факторов, которые не дают быть «полностью свободными», очень много, и именно российский опыт в этом смысле очень показателен. Дело в том, что у нас цифровая инфраструктура, которая позволяет работать из дома, была готова давно, но пандемия, как и во всем мире, дала мощный толчок ее использования не только фрилансерами, но и людьми, которые, оставаясь в штате, стали редко бывать на рабочих местах. Не успел затухнуть фактор пандемии, как у нас началась СВО, из офисов уехали (а многие даже и не возвращались туда) тысячи людей. Причем во вторую волну удаленщиков у нас стало больше из-за того, что на такой вид занятости перешли жены, подруги уехавших мужчин с формулировкой «для воссоединения семьи».
«Срочный поиск новых мест для удаленной работы показал, что это не тривиальная задача. Те, кто уехали в Таджикистан, например, обнаружили, что возможности интернета там не позволяют нормально работать, есть сложности и в Грузии, где могут по несколько раз на дню отключать электричество», – говорит Барсукова.
По словам эксперта, удаленщики делятся на две большие группы – фрилансеры, работающие на разовых проектах, и те, кто остается в штате компании. Фрилансеры теоретически самые свободные удаленщики, они никак не связаны с офисом и могут работать везде, где есть интернет. Но исследования показывают, что именно они работают больше, чем предусмотренные законодательством нормы.
По словам эксперта, удаленщики делятся на две большие группы – фрилансеры, работающие на разовых проектах, и те, кто остается в штате компании. «Фрилансеры – самозанятые, индивидуальные предприниматели – теоретически самые свободные удаленщики, они никак не связаны с офисом, и могут работать везде, где есть интернет, хоть на берегу моря в Тайланде, и сами могут регулировать свое рабочее время. Но исследования показывают, что именно этот тип людей работает больше, чем предусмотренные законодательством нормы. По опросам, они работают и ночами, и в выходные и по праздникам, – говорит Барсукова. – Во вторую группу входят те, кто сохраняет обычные трудовые отношения и иногда появляется в офисе. У них степеней свободы гораздо меньше, как правило, они должны включать компьютеры одновременно с коллегами, остающимися в офисе. Значит, как минимум есть привязка по часовому поясу».
У этой группы работников – свои ограничения, поясняет эксперт. «Теоретически их качество жизни выше, они экономят время и нервы, не перемещаясь каждый день на работу и с работы. Однако, у кого-то дома несколько детей или стесненные жилищные условия, шумные соседи, да мало ли что. Есть люди, которым из-за их психологического склада просто трудно работать вне офиса, чай – тапочки-телевизор-любимые соцсети их отвлекают от дела. Для контроля за такими людьми некоторые работодатели даже устанавливают специальные программы на компьютеры, которые отслеживают слишком длинные паузы или «залипание» на ресурсах, не связанных с работой. Не подходит удаленка и тем, у кого есть карьерные устремления: вне офиса затруднительно оставаться вписанным в неформальные отношения, демонстрировать лояльность руководству», – говорит Барсукова.