Первая неделя валютного кризиса в РФ пока не дала объективных данных о спаде инвестиций и производства после экстренного повышения ключевой ставки с 8,5 до 12%. Однако Центробанк опубликовал примечательные данные мониторинга состояния российских предприятий. Оказалось, что спад производства и ухудшение прогнозов начались до начала острой фазы валютного кризиса.
К концу августа российские предприятия оказались в принципиально новой ситуации: высокой валютной неопределенности и падающего внутреннего спроса из-за аномально высокой стоимости кредитования после внезапного подъема ключевой ставки. ЦБ опубликовал новые данные опросов предприятий, которые отражают настроения их руководителей, сложившиеся примерно за неделю до эксцессов недавнего обесценения рубля.
Оценки объемов производства продукции, подрядных работ, товарооборота и услуг предприятиями РФ. Источник: Центробанк РФ |
Опросы ЦБ показывают, что в августе 2023 года большинство российских предприятий сообщили о фактическом сокращении своего производства. «Текущие оценки компаний по производству в августе снизились второй месяц подряд и впервые с февраля текущего года перешли в отрицательную зону. Их уменьшение наблюдалось практически во всех отраслях, наиболее существенное – в добыче полезных ископаемых и оптовой торговле», – признают подчиненные Эльвиры Набиуллиной.
Опросы предприятий показали, что среди факторов, которые ограничивают их выпуск и производство, российские компании часто отмечали нехватку рабочего персонала, а также значительный рост производственных издержек и увеличение сроков поставок из-за проблем с логистикой. Заметим, что ни один из этих факторов падения производства никак не уменьшится после начала валютного кризиса, а скорее влияние тормозящих факторов усилится. Действительно, разве подъем ставки до 12% увеличит число рабочих рук в России? Или снизит проблемы логистики? А третий тормозящий фактор – в виде увеличения производственных издержек – наверняка станет более значимым при подорожании кредита в России.
Позитивные ожидания компаний о будущих объемах производства в августе 2023 года снизились примерно до уровня второй половины прошлого года, когда началась «частичная мобилизация» в РФ. При этом в отчете ЦБ это снижение оптимизма относительно будущих объемов производства в ЦБ названо «незначительным».
«Более сдержанными стали оценки предприятий добычи полезных ископаемых и торговых компаний. Наиболее оптимистичными оставались ожидания предприятий сельского хозяйства и обрабатывающих производств, особенно среди производителей инвестиционных товаров», – пишут чиновники Центробанка.
Не видно оптимизма у предприятий и относительно настоящего или будущего спроса на их продукцию.
«Текущие оценки по спросу на продукцию или услуги предприятий в августе были ниже июльских значений как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей», – признают в ведомстве Набиуллиной. Организаторы опросов отмечают, что заметное сокращение спроса отметили предприятия транспортировки и хранения, где оценки перешли в отрицательную зону впервые с апреля текущего года. «Самые высокие оценки по спросу, несмотря на некоторое их снижение по сравнению с предыдущим месяцем, сохранялись среди производителей инвестиционных товаров. При этом выросли ожидания предприятий сельского хозяйства на фоне некоторого улучшения ценовой конъюнктуры. Также заметно повысился оптимизм компаний в торговле автотранспортными средствами, что связано с ожидаемым ростом продаж автомобилей отечественных марок и китайского производства», – рассуждают чиновники ЦБ.
Добавляют негатива в общую картину сообщения предприятий о росте издержек и общего увеличения уровня цен – в том числе и благодаря ослаблению рубля. «Рост издержек предприятий в августе ускорился как в целом по экономике, так и во всех отраслях, за исключением электроэнергетики. Наиболее заметно увеличились издержки у предприятий торговли, а также транспортировки и хранения. Среди основных причин – удорожание сырья, материалов и комплектующих на фоне ослабления рубля, а также существенный рост стоимости горюче-смазочных материалов и увеличение логистических издержек», – отмечается в последнем отчете ЦБ РФ.
В начале июля наша газета уже писала, что во второй половине года экономику России ожидает холодный душ (см. «НГ» от 09.07.23). Но начавшийся в середине августа 2023 года валютный кризис, вероятно, существенно ухудшит картину. Ведь предприятия увидели, что финансовое и бюджетное управление в стране, мягко говоря, страдает. А это значит, что предприятия будут учитывать вероятность нового падения рубля относительно доллара. Примечательно, что ослабление рубля уже спровоцировало рост оптовых цен, что и зафиксировал ЦБ в своем последнем отчете.
В августе по сравнению с июлем происходило ускорение роста отпускных цен на продукцию или услуги. «Наиболее существенный рост цен отмечен в торговле автотранспортными средствами. В сельском хозяйстве впервые с августа 2022 года отмечался рост текущих цен. Большинство предприятий связывали рост текущих цен с изменением курса рубля. Ценовые ожидания в августе в целом по экономике заметно выросли и превысили средние значения 2021–2022 годов. Это второе повышение подряд. Рост ценовых ожиданий наблюдался во всех отраслях», – показывают опросы.
Большой вопрос – почему РФ сегодня следует старой модели денежно-кредитной политики (ДКП), которая полностью провалилась в Латинской Америке, в Азии, в Африке, задаются сегодня вопросом многие экономисты. О нескольких дефолтах Аргентины в условиях привязки денежной массы к валютным резервам, о гиперинфляции в других странах было известно еще в 1991 году. «Нынешнее направление движения страны – это суверенизация. А при суверенизации нельзя строить ДКП по старым лекалам в привязке к зарубежным финансам, так как суть суверенитета – отсутствие этой привязки. Суверенитет – это сильный и уважаемый рубль. А обратное – прямо противоречит суверенитету», – утверждают экономисты из Института Столыпина.
«Текущая валютная конструкция – промежуточная. Поэтому, видимо, и не принято регламентированных решений. Вся конструкция ДКП, валютного рынка подлежит пересмотру в новых обстоятельствах. Чтобы укрепление рубля стало устойчивым, нужен полный спектр решений – от новых принципов валютного рынка до новых международных систем расчетов и резервных валют, интенсификации структурной перестройки, для которой губительна высокая ставка», – рассуждает исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко. «Пока же перспективы рубля где-то от 95 до 110 руб. за доллар, так как валютный рынок сужается, и формирующийся курс необъективен. Не учитываются торговля в нацвалютах и бартер. А рост ставки затормозит структурную перестройку, что еще больше ухудшает перспективы рубля. Контроль за капиталом – путь, но недолгосрочный. Так что без напряжения всего интеллекта, всей госмашины, тонких действий Центробанка ситуация может и выйти из-под контроля», – предупреждают в Институте Столыпина.
Кроме опросов ЦБ у нас в стране проводятся и опросы с оценкой «промышленного оптимизма» от Института Гайдара. И если в опросах ЦБ отмечается снижение «индикатора бизнес-климата (ИБК), то наследники Егора Гайдара пишут о «росте оптимизма предприятий после двух месяцев его снижения». Финальной датой опроса Института Гайдара обозначено 17 августа. Так что можно предположить, что экстренный подъем ключевой ставки ЦБ почти не повлиял на растущий оптимизм российских промышленников. Необычное явление, но оно официально зафиксировано в последнем отчете Института Гайдара (ИГ). В отличие от ЦБ, последователи Гайдара сообщают о росте спроса на российскую промышленную продукцию в августе после июльского провала этого показателя в отрицательную зону. Текущие оценки динамики фактического выпуска также различаются у ЦБ и ИГ.«В августе динамика промышленного производства продолжила восстановление после июньского провала. Напомним, что лучший «подсанкционный» промышленный рост был зарегистрирован опросами в апреле 2023 года», – пишут экономисты ИГ.