0
4319
Газета Экономика Печатная версия

15.08.2023 20:27:00

Ведомства столкнулись из-за литра бензина

Мировая цена нефти приближается к 90 долларам за баррель

Тэги: нефть, мировые цены, серый экспорт, нефтепродукты, ограничения, кабмин


нефть, мировые цены, серый экспорт, нефтепродукты, ограничения, кабмин Ценники на бензоколонках отражают медлительность правительства в регулировании топливного рынка. Фото с сайта www.newsvl.ru

В ближайшее время мировые цены на нефть преодолеют отметку в 90 долл. за баррель, прогнозируют иностранные аналитики. На этом фоне в России идет резкое подорожание автомобильного топлива. При этом попытки обуздать аппетиты нефтяников угрозами ограничить экспорт нефтепродуктов вызвали разногласия в российском правительстве. Если одни ведомства предлагают вернуть ограниченный список спецэкспортеров нефтепродуктов, то другие настаивают на более мягком и удобном «лицензировании».

Нефть на мировых рынках заметно выросла за последние месяцы, вплотную приблизившись к отметке 90 долл. за баррель. Такая цена не может не манить российских экспортеров, которые за несколько месяцев после введения западных ограничений по цене как сырой нефти, так и нефтепродуктов научились обходить препоны и обходиться без покупателей, ориентированных на санкционные ограничения. В итоге растут и цены на российском внутреннем рынке, причем оптовые цены устанавливали рекорды все лето.

Цена октябрьских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже вплотную приблизилась к 90 долл. за бочку. Нефть дорожала семь недель подряд, и рост спроса на нее, а также самоограничения по производству, наложенные на себя добровольно Россией и Саудовской Аравией, указывают, что цена на этом барьере может не остановиться. В самой России с начала 2023 года цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) выросли в среднем на 5,5%, и это рекордный рост с 2021 года. Если в 2022 году оптовая цена 1 т бензина АИ-92 составляла около 37 тыс. руб., бензина АИ-95 – 41 тыс. руб., то в этом году – уже 60 тыс. и 67 тыс. руб. соответственно.

Эксперты уверяют, что одной из основных причин такого роста является олигополия, доминирование на рынке нефти и нефтепродуктов крупных компаний.

«Эти крупные компании диктуют свои цены рынку. То есть стоимость бензина складывается не из спроса и предложения, а из желания нефтяных компаний, которые имеют возможность диктовать свои условия рынку. Поэтому в условиях такого доминирования эти компании чувствуют себя хозяевами положения и повышают цены, так как они преследуют общие цели. Им даже не нужно сговариваться, чтобы повышать цены», – отметил экономист Михаил Беляев.

«Цена на российскую экспортную нефть марки Urals с 15 июля по 14 августа в среднем составила 70,3 долл. за баррель (долл/барр), что на 21,19% выше, чем месяцем ранее. При этом партии нефти в России на бирже в начале августа продавались почти по 89 долл/барр – это рекорд за последний год, – рассказал «НГ» аналитик «Финам» Александр Потавин. – В начале этой недели биржевые цены в России на дизельное топливо превысили 64 тыс. за тонну. Как видим, цена на топливо следует за ценой на нефть».

«Движение цены на биржевом рынке находится под прямым влиянием соотношения спроса и предложения на биржевой товар. Планируемое сокращение демпферных выплат, безусловно, оказало воздействие на ценовой тренд», – заявили на Санкт-Петербургской международной бирже. А возможность и целесообразность каких-либо дополнительных мер по повышению предложения нефтепродуктов на биржевом рынке, в том числе за счет возможного перенаправления экспортных потоков на внутренний рынок, находится в компетенции правительства РФ.

«Российским нефтяникам выгодно сохранять высокий уровень нефтепереработки в условиях рекордных оптовых цен на нефтепродукты в РФ, а также ожиданий по выплате за август максимальных в этом году демпферных субсидий. Демпфер должен резко вырасти в августе за счет девальвации рубля и из-за роста цен на нефть. Однако уже в сентябре он сократится вдвое из-за изменения законодательства. Российские нефтяники стремятся получить как можно больше от этого процесса в августе», – поясняет Потавин.

О влиянии демпферного механизма на внутренние цены «НГ» писала в номере от 25.07.23. В конце июля казалось, что грозные окрики от чиновников правительства повлияли на нефтяников. К тому же глава кабинета Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении обязательных поставок бензина на биржу. Но теперь оказывается, что никакого квотирования экспорта нет, а чиновники главной причиной проблемы объявляют серый экспорт, к которому крупные поставщики отношения, мол, не имеют.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила на днях, что в ведомство не поступали предложения от Минэнерго по лицензированию экспорта нефтепродуктов. А в самом Минэнерго ТАСС сообщили, что это предложение уже проанализировано, однако до сих пор ведется межведомственное обсуждение.

Поручение в адрес Минэнерго об анализе темы лицензирования экспорта топлива в качестве одной из мер пресечения серого экспорта нефтепродуктов поступило от вице-премьера Александра Новака. Чиновники надеются, что так удастся остановить вывоз на экспорт товара, который куплен на бирже и за который бюджет выплатил топливный демпфер. Кроме того, прорабатывается возможность составления списка спецэкспортеров, которым могут разрешить в принципе заниматься вывозом топлива за границу. Но эта идея не нравится Минэкономразвития, которое поддерживает лицензирование экспорта. В числе плюсов этого варианта, по словам одного из источников в Минэке, – отсутствие необходимости публиковать список экспортеров и их агентов, против чего в условиях санкционных рисков выступают компании.

И пока чиновники препираются, серый экспорт вымывает топливо с внутреннего рынка, биржевые цены на нефтепродукты растут, а вслед за ними поднимаются и розничные. «Биржевая стоимость бензина АИ-92 в августе уже выше цены отсечения в 62,59 тыс. руб. за тонну, при превышении которой (в среднем за месяц) обнуляется демпфер. В случае, если цены не упадут, нефтяные компании стоят перед реальной угрозой потери многомиллиардных выплат по демпферу за август, – говорит Потавин. – Пока не закончился август, серый экспорт бензина и дизельного топлива из России будет ключевым фактором, влияющим на неконтролируемый рост оптовых цен на топливо на внутреннем рынке. Поскольку наши местные нефтяники не хотят терять прибыль с сентября, они стараются находить способы компенсации этого путем создания схем продажи топлива на экспорт по серым схемам».  

«Рост цен на бензин на внутреннем рынке, вероятно, продолжат рост. Этому способствует и рост мировых цен, и ослабление рубля и то, что правительство резко сокращает компенсации компаниями за удержание внутренних цен через механизм ценового демпфера», - сказал «НГ» эксперт «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.
Власти не принимают конкретных мер потому, что, вероятно, нефтяным компаниям удалось отстоять свою позицию, считает эксперт. «У них и без того сократились экспортные доходы в связи с ценовым потолком и ограничением числа направлений поставок, а также сокращением добычи по соглашению ОПЕК+. При этом сократился доступ к импортному оборудованию. А эти компании своими налогами обеспечивают значительную долю бюджетных доходов. Если они и бензин вынуждены будут продавать в убыток, то и ремонтировать, и модернизировать НПЗ будет не на что, а значит, производство бензина сократится», - говорит Шахурин.




Читайте также


Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
1492
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
1072
Проблемы оборонного комплекса заставят снижать ключевую ставку

Проблемы оборонного комплекса заставят снижать ключевую ставку

Михаил Сергеев

Кризис неплатежей может затронуть системообразующие банки РФ

0
3520
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
4522

Другие новости