0
6121
Газета Экономика Печатная версия

10.08.2023 20:35:00

Промпредприятия ­не справляются с наймом сотрудников

В июле российские компании смогли закрыть лишь 20% необходимых вакансий

Тэги: промпредприятия, найм, сотрудники, дефицит кадров, исследование, вшэ


промпредприятия, найм, сотрудники, дефицит кадров, исследование, вшэ Фото агентства городских новостей "Москва"

Российская промышленность испытывает заметный дефицит кадров, и нехватка специалистов нарастает. К такому выводу приходят эксперты из Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). Несмотря на то что у многих компаний существуют планы по расширению штата, реализовать их получается далеко не у всех. В первой половине 2023 года промпредприятия закрывали лишь 60% своих вакансий, а в обрабатывающем секторе компании смогли набрать только 20% от требуемого числа работников.

Как сообщают в ВШЭ, драйверами спроса на рабочую силу в ближайшие месяцы останутся промышленность, организации розничной торговли и сферы услуг. Намерения руководителей указанных предприятий и организаций находятся на максимуме желаемого роста численности занятых.

Свои выводы о кадровых проблемах экономисты основывают на анализе конъюнктурных опросов руководителей более 20 тыс. организаций различных видов экономической деятельности (промышленных, строительных, розничной торговли, сферы услуг), проводимых Росстатом.

Отмечается, что во втором квартале этого года планы по расширению численности занятости сохраняются практически по всем отраслям обрабатывающей промышленности. За год существенно вырос спрос на работников на предприятиях по производству табачных изделий, электрического оборудования, транспортных средств, прицепов и полуприцепов и прочего оборудования, бумаги и бумажных изделий, нефтепродуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий.

Автор исследования, замдиректора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Инна Лола отмечает, что ряд отраслей обрабатывающей промышленности намерены расширять наем кадров и в следующие три месяца. В большей степени о таких намерениях сообщают предприятия по производству электрооборудования, транспортных средств и оборудования, а также металлурги. Строительный сегмент занимает второе место после промышленности по уровню оптимизма, отмечает Лола. Для сравнения: в предпандемическом 2019 году в отрасли не наблюдался спрос в дополнительной рабочей силе. Розничная торговля, по данным ВШЭ, также объявляет о планах расширения штата.

Однако несмотря на все планы предприятий, реализовать их чаще всего не получается. Ученые замечают, что с начала года большинству компаний удалось реализовать своих планы по расширению штата не более, чем на 60%. В июле этого года ситуация еще ухудшилась. Планы по набору сотрудников реализовали только 20% компаний обрабатывающей промышленности. То есть если предприятия планировали расширить штат на 100 человек, то фактически они набрали только 20 сотрудников. В добывающих отраслях, в свою очередь, компании смогли нанять только 30 из необходимых 100, то есть 30%. Исследователи подчеркивают: такое несоответствие планов по найму и их фактической реализации говорят о проблеме по достижению ожидаемого расширения занятости как среди добывающих, так и обрабатывающих предприятий.

Лучше всего дела обстоят на предприятиях по добыче сырой нефти и природного газа. Здесь компании смогли закрыть половину потребности в кадрах. Схожая ситуация сложилась на предприятиях по добыче металлической руды. Здесь компании смогли реализовать свои планы по расширению штата на 44%. В обрабатывающем секторе лучше всего себя чувствуют сегодня металлургические предприятия, предприятия по производству нефтепродуктов, резины и пластмассовых изделий. Во всех этих секторах компании смогли закрыть свои потребности по расширению штата более чем на 50%.

В то же время среди средне- и высокотехнологических отраслей ситуация с наймом значительно напряженнее, обращает внимание Инна Лола. Предприятия по производству электрического оборудования смогли набрать только четверть требуемого персонала в июле. По мнению Лолы, это также указывает на текущие проблемы с занятостью в данной отрасли. Аутсайдером по уровню реализованности кадровых ожиданий в июле оказались предприятия по производству машин и оборудования. Они смогли нанять только десятую часть требуемых им кадров.

При этом в таких секторах, как производство мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж оборудования, производство пищевых продуктов, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, компании вообще не смогли реализовать свои планы по найму.

По расчетам ученых из ВШЭ, практически все подотрасли обрабатывающих производств и предприятий, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, в течение первого полугодия демонстрируют, по их словам, «высокую» и «критическую» уязвимость в обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Они отмечают, что недостаток квалифицированных кадров в промышленности продолжает нарастать, начиная с марта этого года.

Исследователи также приходят к выводу, что максимальную уязвимость транслируют преимущественно средне – и высокотехнологические производства. «Критический уровень обеспеченности высококвалифицированными специалистами был выявлен у производителей автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; прочих транспортных средств и оборудования, электрического оборудования, а также у производителей компьютеров, электронных и оптических изделий», – рассказывает Инна Лола. Помимо высокотехнологичных производств, во втором квартале 2023 года критическая уязвимость наблюдалась также у производителей кокса и нефтепродуктов, табачных изделий, напитков, перечисляет она.

Второй год подряд страна переживает настоящий кадровый голод, говорит омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей, гендиректор центра охраны труда «НСС Консалт» Дмитрий Порочкин. «В ряде отраслей экономики присутствует тотальная нехватка квалифицированных специалистов. Особенно если это работник с узкой специализацией. На появление кадрового голода повлияло много факторов – санкции, мобилизация, отъезд специалистов за границу, профессиональное старение работников», – перечисляет он.

Порочкин подтверждает, что компаниям сегодня сложно набирать работников. Тем не менее, по его словам, говорить о сильном углублении дефицита кадров как о тотальном явлении пока рано. «Да, некоторые области экономики уже страдают от кадрового голода, такие как машиностроение, строительство, промышленное производство и т.д. Тем не менее средний паритет по рынку труда пока держится в относительной норме», – считает он.

Гендиректор «Инжиниринг+» Павел Евдокимов согласен с тем, что многим отраслям не хватает специалистов. Он полагает, что дефицит вызван в том числе и низкими зарплатами. «Есть регионы в России, где кадровая проблема стоит особенно остро, где практически в каждой отрасли есть дефицит. В некоторых отраслях экономики нехватку кадров можно считать «катастрофической». Нехватка людей также является сдерживающим фактором для дальнейшего роста нашей экономики», – подчеркивает гендиректор компании «Далини» Руслан Нигматулин.

Дефицит кадров сейчас есть во многих отраслях, и он только растет, поскольку предложение не увеличивается и резервов нет, продолжает доцент РЭУ им. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «Конечно, никто не мог прогнозировать, что из-за санкций и переориентации экономики резко возрастет потребность в обрабатывающей промышленности, машиностроении. Дефицит существовал и до этого, но он не был критичным. А большинство компаний не имели кадровой стратегии, не проводили профориентацию, обучение и целевой набор, недостаточно взаимодействовали с учебными заведениями. Сюда же стоит добавить неконкурентные рабочие места и низкую зарплату», – перечисляет проблемы эксперт. Она полагает, что продуманная кадровая политика может сократить дефицит, но не ликвидировать его. «Рабочих рук в России осталось не так много», – резюмирует она.

Наличие острого дефицита кадров в российской экономике фиксировалось еще до начала спецоперации, а за последние полтора года ситуация только обострилась, замечает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. «Это вызвано целым рядом причин. Часть населения отвлечена участием в СВО по мобилизации или на контрактной основе, несколько сотен тысяч человек покинули страну, в определенный момент фиксировался также спад притока трудовых мигрантов. Хотя последние, как правило, представляют собой низкоквалифицированную рабочую силу и закрыть дефицит в тех позициях, в которых он является наиболее острым, все равно бы не смогли. 


Читайте также


Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
4525
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
4373
Кому в России потреблять хорошо

Кому в России потреблять хорошо

Анастасия Башкатова

Фрукты, стоматолог и своя комната у каждого члена семьи – россияне описали, что такое режим "Комфорт"

0
2723
Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Бизнес предложил постконфликтную модель экономического роста

Ольга Соловьева

Только каждая пятая компания в РФ сейчас намерена инвестировать в собственное развитие

0
3018

Другие новости