Не все готовы толпиться в очередях за медуслугами. Фото РИА Новости
Большинство россиян не любят ходить к врачу, даже при явных симптомах и болях, показало исследование аналитического центра НАФИ и фонда помощи взрослым онкопациентам «Онкологика». Среди причин нежелания идти на прием к специалисту: нехватка времени, дефицит врачей, а также уверенность, что лучшая медицина в РФ – платная.
Ответственное отношение к своему здоровью, то есть стремление получить консультацию специалиста при любых подозрительных симптомах, демонстрирует только каждый десятый опрошенный (10%). Исследование НАФИ и фонда «Онкологика» показало, что типичная модель поведения людей при наличии болей совершенно другая – почти 90% россиян с реальными жалобами не торопятся обращаться в медицинские учреждения.
Из тех, кто предпочитает игнорировать врачей, выделяют три категории: те, кто старается полностью избежать визита к врачу (14%), те, кто обращается только в экстренных ситуациях с острой болью (36%), и те, кто решается на визит к врачу только в случае длительной и непроходящей боли (39%). Именно в состав второй и третьей группы входят 75% населения.
Почти половина опрошенных (47%) самым главным барьером к посещению медучреждения при наличии болей называют сложности с записью к нужному специалисту. Второй распространенный барьер – нехватка времени. Об этом говорит каждый третий опрошенный (29%), прежде всего работающие россияне от 25 до 34 лет. На третьем месте – незнание профиля медицинских работников и отсутствие понимания, к какому врачу нужно записаться с имеющимися симптомами. Такая проблема характерна для 20% россиян.
Среди других, менее значимых факторов, останавливающих россиян от посещения поликлиники при наличии симптомов: недоверие врачам или боязнь получить информацию о каком-либо серьезном заболевании (по 14%), наличие других более важных забот (13%) и чувство неловкости, которое возникает при врачебном осмотре и рассказе о своих жалобах (9%).
«Наше исследование показало, что не все симптомы служат россиянам достаточным поводом для обращения к врачу. Самыми «осознанными» являются россияне 55 лет и старше: они чаще всех ходят к доктору при возникновении любого недомогания и считают, что ничто не может стать барьером для обращения за медпомощью», – сказала руководитель исследовательских проектов НАФИ Аделя Кавеева.
«Высокий процент граждан, предпочитающих заниматься самолечением, подтверждают и другие опросы, хотя у ВЦИОМ он демонстрирует более низкий показатель – около 60%, – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Но надо учитывать, что часто граждане с хроническими заболеваниями самолечением ошибочно называют прием препаратов по рекомендации врача».
Вместе с тем высокий процент отказников фиксирует и Росстат. И причины, по которым люди отказываются или не могут получить помощь в медучреждениях – самые разные, говорит эксперт. «У работающих основная причина – нехватка времени. В крупных городах много людей, которые считают, что сами знают, что надо делать в момент недомогания. Есть те, кто жалуется на недостаточную квалификацию врачей. Причиной может быть и недостаток информированности о возможности получения технологической помощи. Многие в качестве причины называют опасения, что придется платить. Есть и проблема с доступностью медпомощи, как невозможность получения ее маломобильными гражданами: у нас никто не оказывает, например, стоматологические услуги лежачим больным», – перечисляет Попович.
Несмотря на отказ многих от лечения, ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в России в 2022 году увеличилась рекордным в истории РФ темпом – на 2,7 года, почти до 72,8 года, отчитывался весной Росстат. В 2023 году ОПЖ достигла 73,4 года, сообщал глава Минздрава Михаил Мурашко в конце июня. В среду он уточнил, что у женщин этот показатель выше, чем у мужчин, примерно на шесть лет. Министр связал это как раз с тем, что у женщин здоровьесберегающее поведение более выражено, а у мужчин поведение обычно более рискованное.
Треть россиян не обращаются к врачам, когда им необходима медицинская помощь, показал опрос Росстата, проведенный еще до пандемии, в 2019 году. Тогда каждый пятый заявлял, что не уверен в получении эффективного лечения в больнице, еще 23% сообщили, что у них на врача нет времени, 30% опрошенных в целом не удовлетворяет работа медорганизаций. А каждый седьмой уверен, что качественная медпомощь может быть только платной.
При этом у россиян накопилось немало претензий как к государственной, так и к частной медицине. Исследование фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показало, что за последние полгода-год 33% россиян вообще не обращались за медпомощью (см. «НГ» от 12.07.23). По данным другого опроса ФОМ, более 40% россиян считают, что большинство современных врачей в РФ имеют низкий уровень квалификации (см. «НГ» от 28.06.23). Это может быть связано с тем, что в поликлиниках на одного пациента врач имеет право выделить 10–12 минут, не успевая толком разобраться с диагнозом и лечением. А основная претензия к частной медицине – обман пациентов и стремление заработать на них.
«В регионах врачей не хватает, государство предпринимает усилия по устранению дефицита кадров, но пока что люди могут подолгу ждать записи к врачу. К тому же коронавирус обострил у многих ряд заболеваний, в том числе хронических», – сказал «НГ» гендиректор компании «Доктор Рядом» Александр Андреев.
С широким распространением цифровизации в медуслугах запись на прием к врачу стала проще и более гибкой. Но одновременно электронная система записи создала сложности для записи лиц пожилого возраста, которым непросто дается электронная форма взаимодействия – некоторые просто не имеют возможности или умений зарегистрироваться на соответствующей площадке или записаться на прием к врачу, – пояснила «НГ» доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Постепенно ситуация выправляется, но очень медленно. Качество услуг за последние несколько лет не сильно изменились. Появилось много диагностического оборудования, но и нормы времени отпускаемого на прием врачам одного пациента стали жестче».
«Для людей работоспособного возраста в силу сложившегося социально-экономического положения сложностью является посещение врача, получение процедур в рабочее время, – продолжает эксперт. – Дополнительной нагрузкой на бюджет ложатся анализы и медпрепараты, которые необходимы для выздоровления и поддержания здоровья (например, при диабете второго типа стоимость комплекта месячного курса препаратов может доходить до 170 тыс. руб., если пациент в силу каких-либо причин отказывается вставать на учет)».
«На первичное звено приходится наибольшее число обращений пациентов, в 2021 и 2022 году этот показатель составил 7,8 посещений на 1 жителя в год. Число обращений и в 2021, и в 2022 года практически одинаковое, несмотря на то что со второго квартала 2022 года пандемия пошла на спад, что свидетельствует о востребованности медицинской помощи в первичном звене. Необходимо отметить, что посещение врача с профилактической целью, тогда когда ещё нет никаких симптомов, но можно выявить заболевания или факторы их развития, является важнейшим аспектом сохранения здоровья. Кроме того, следует отметить, что, если у человека уже есть хроническое заболевание, посещение врача с целью своевременного изменения лечения, принятия решений о необходимости о госпитализации, оказании высокотехнологичной помощи поможет сохранить жизнь, уменьшить риски развития осложнений», - сказала «НГ» главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава Оксана Драпкина.