0
4365
Газета Экономика Печатная версия

09.08.2023 20:25:00

Сокращение расходов попытаются отложить до весны

Минфин досрочно "выполнил" план по дефициту бюджета

Тэги: минфин, отчет, бюджет, дефицит, госрасходы, доходы, фнб, цб


минфин, отчет, бюджет, дефицит, госрасходы, доходы, фнб, цб Глава Минфина Антон Силуанов ранее не исключал увеличения дефицита до 2,5% к ВВП по итогам года. Фото РИА Новости

Минфин отчитался об исполнении бюджета за первые семь месяцев 2023 года. Эксперты обращают внимание на рост дефицита бюджета и задаются вопросом, как будет действовать ведомство в оставшиеся до конца года месяцы, так как обычно из года в год основной объем дефицита формируется в декабре. План Минфина по дефициту на 2023 год составлял 2,9 трлн руб., однако уже сейчас он несколько превысил 2,8 трлн руб. Часть экономистов ожидает, что Минфин и далее будет зажимать расходы, чтобы свести бюджет. Это будет чревато потерей ростков экономического оживления. Другие полагают, что бюджетная консолидация будет отодвинута на весну 2024 года, а до этого момента вряд ли стоит ждать существенного урезания трат.

Как сообщили в ведомстве Антона Силуанова, по итогам семи месяцев этого года объем доходов федерального бюджета в январе–июле 2023 года составил 14,5 трлн руб., что почти на 8% ниже объема поступлений в прошлом году. При этом не нефтегазовые доходы за год выросли почти на 20%, до 10,3 трлн руб. В свою очередь, нефтегазовые доходы бюджета за тот же период провалились на 41,4% год к году, составив менее 4,2 трлн руб. В Минфине это объясняют высокой базой прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals, а также снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. В министерстве указывают, что месячная динамика нефтегазовых доходов к августу «вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень» (8 трлн руб. в год).

В свою очередь, расходы казны за январь–июль увеличились на 14% в годовом выражении, составив 17,3 трлн руб. Однако в Минфине подчеркивают, что их динамика вышла на «нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов». В ведомстве также считают, что динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствует о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета. Тем не менее только по итогам семи месяцев этого года дефицит бюджета составил 2,8 трлн руб., или 1,8% к ВВП. Запланированный Минфином дефицит казны составляет 2,9 трлн руб.

Независимые экономисты уже задаются вопросом, сможет ли Минфин по итогам года свести бюджет. Финансовый аналитик Павел Рябов (автор Telegram-канала Spydell_finance) обращает внимание, что накопленный дефицит за последние 12 месяцев по факту уже составил 6,7 трлн, а рекордный дефицит был в мае 2023 года – 8 трлн за последние 12 месяцев. «Чтобы свести бюджет, дефицит в следующие пять месяцев должен составить сотню миллиардов, то есть задача состоит в том, чтобы экстремально сокращать расходы», – считает он.

Авторы Telegram-канала «Твердые цифры» отмечают, что основной дефицит бюджета генерируется в декабре, так как на последний месяц года исторически приходится около 17% всех расходов бюджета. «Например, в декабре 2022-го дефицит составил 4 трлн руб., в 2021-м – 2 трлн, в 2020-м –1,7 трлн, в 2019-м – 1,1 трлн», – перечисляет Рябов.

Эксперт считает, что теоретически ведомство Антона Силуанова может к концу года снизить бюджетный дефицит. «Доходы в прошлом году составили 9 трлн руб., в этом ожидаются около 10 трлн с августа по ноябрь. По расходам в прошлом году было 8,8 трлн (август–ноябрь), и если Минфин продолжит тенденцию агрессивной консолидации, сведя расходы к паритету с прошлым годом, то в принципе можно аккумулировать профицит в 1,2 трлн (август–ноябрь 2023), что выведет дефицит за январь–ноябрь к 1,6 трлн. Это оптимистический сценарий», – рассуждает экономист.

В этом случае декабрь 2023 года нужно исполнить с дефицитом в 1,3 трлн руб., то есть сократить расходы примерно на 30% по номиналу относительно декабря 2022 года, подчеркивает Рябов. «Таким образом, чтобы свести бюджет к плану, расходы с августа по декабрь необходимо сократить до 13,3–13,8 трлн по сравнению с 15,9 трлн в 2022-м, или минус 15% по номиналу.

По его мнению, Минфин уже начинает экономить. «Расходы в июле сократились на 11,9%. Более существенное сокращение было только в июле 2016 года (минус 21,5%)», – замечает эксперт. «Рост расходов бюджета в годовом выражении продолжает замедляться (за 7 месяцев 2023 года +14% год к году против +19,5% год к году за 6 месяцев 2023 года. Расходы бюджета в июле сократились в годовом выражении – по нашей оценке, на 11,8%, и составили 2,37 трлн руб.


168-4-2480.jpg
В Минфине уверяют, что расходы казны
вышли на «нормальный уровень».   
Фото РИА Новости
Это выше июньских значений, но с начала второго квартала 2023 года рост расходов замедлился до 2,3% год к году», – добавляет руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая.

Она также замечает, что текущая оценка расходов бюджета на этот год (на сайте «электронный бюджет») уже достигла 29,95 трлн руб., что почти на 1 трлн руб. выше заложенной в бюджет цифры. «Теоретически этот прирост может быть профинансирован за счет дополнительных ненефтегазовых доходов», – не исключает Беленькая.

Рябов пишет, что расходы бюджета за март–июль 2023 года составили 11,8 трлн руб., что всего на 2,2% выше значений прошлого года и на 26,5% выше значений 2021 года. «И это с масштабными расходами на оборону и нацбезопасность в совокупности с увеличивающимися процентными расходами», – подчеркивает эксперт. По его мнению, такая динамика говорит в том числе и о том, что все прочие статьи расходов, за исключением оборонных, социальных и процентных, драматически сокращаются. «В режим экономии перешли с марта, а в режим жесткой экономии – с июня, что приведет к негативному макроэкономическому отклику во второй половине 2023-го», – сообщает аналитик.

Павел Рябов считает, что такая бюджетная экономия и ее возможное усиление к декабрю будут стоить экономике до 3,5–4% ВВП, однако основной негативный эффект от этого будет перенесен на первую половину 2024 года. «В принципе свести бюджет к плану можно, но через экстремальное урезание расходов и удар по восстановительному импульсу экономики», – резюмирует он.

Доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин сомневается, что Минфин будет сокращать расходы до конца года. «И тем более не будет это делать в первой половине 2024 года. С осени мы постепенно начинаем входить в предвыборный период. Никто не позволит уменьшать расходы бюджета сильно. Наоборот, в социальной сфере примерно за полгода до выборов расходы начинают расти», – обращает внимание он.

По его мнению, для покрытия расходов возможны два тактических решения. «Первое – негласная дополнительная эмиссия денег. Вторая – допущение российскими властями снижения рубля до 100 за доллар США и даже еще ниже. Такой курс, при всей его опасности в плане перспектив инфляции и закручивания гаек в сфере денежно-кредитной политики, правительству выгоден. Он позволяет быстро наполнить бюджет за счет повышения доходов от экспорта нефти и газа вследствие ослабевшего рубля», – считает Ковригин. Эксперт не исключает, что рублю будут давать опускаться и дальше. «В предвыборные месяцы нужны быстрые деньги на социальные расходы. А серьезное ужесточение денежно-кредитной политики для обуздания инфляции и девальвации – уже после марта 2024 года», – говорит он.

Однако основной проблемой для балансировки бюджета остается рост государственных расходов, говорит главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова. Между тем она также сомневается в возможности серьезных изменений. «Во второй половине года власти могут продолжить поиск дополнительных доходов. Но после президентских выборов 2024-го, мы не исключаем, что фискальная консолидация будет стоять на повестке дня», – рассуждает эксперт.

Хотя текущие данные и подтверждают, что рост расходов замедляется, однако будущая их динамика труднопредсказуема в условиях продолжающегося конфликта в Украине и вложений в экономику присоединенных регионов, замечает Ольга Беленькая. Она полагает, что дефицит бюджета по итогам года все же превысит плановый уровень 2,9 трлн руб. и может составить 3–4,5 трлн руб. «Но и оценки в 3–4 трлн руб. в принципе соответствовали заявленным недавно министром финансов Силуановым ориентирам по дефициту бюджета в 2–2,5% ВВП», – напоминает она.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает, что новое бюджетное правило теперь работает в обе стороны. «Поэтому дефицит бюджета будут покрывать за счет продажи юаней из Фонда национального благосостояния (ФНБ. – «НГ»), а при формировании доходов выше плановых показателей бюджета их снова начнут покупать в ФНБ. С августа Центробанк начинает продавать юани из ФНБ в размере 2,3 млрд руб. ежедневно, чтобы инвестировать средства ФНБ в рублевые финансовые активы, что в перспективе приведет к увеличению средств ФНБ за счет прибыли от таких инвестиций. Бюджет РФ в 2023 году, таким образом, будет исполнен согласно принятому закону о нем, вопрос лишь в том, сколько денег из ФНБ в итоге будет потрачено на устранение его дефицита», – рассуждает он. 


Читайте также


Центробанк обосновал необходимость жесткой денежно-кредитной политики

Центробанк обосновал необходимость жесткой денежно-кредитной политики

Ольга Соловьева

В ведомстве Набиуллиной не видят предпосылок для роста нефтегазового экспорта

0
284
Массовая льготная ипотека ударила по бюджету

Массовая льготная ипотека ударила по бюджету

Анастасия Башкатова

Рыночные ставки по жилищным кредитам перешагнули за 21% годовых

0
2914
У нефтяных цен мало шансов для роста

У нефтяных цен мало шансов для роста

Ольга Соловьева

ОПЕК ожидает увеличения спроса на сырье лишь в отдаленной перспективе

0
1815
Разумных методов борьбы с инфляцией остается все меньше

Разумных методов борьбы с инфляцией остается все меньше

Анастасия Башкатова

Экономическим властям предстоит изобрести особую комбинацию стимулов и ограничителей

0
4384

Другие новости