Глава Минфина Антон Силуанов ранее не исключал увеличения дефицита до 2,5% к ВВП по итогам года. Фото РИА Новости
Минфин отчитался об исполнении бюджета за первые семь месяцев 2023 года. Эксперты обращают внимание на рост дефицита бюджета и задаются вопросом, как будет действовать ведомство в оставшиеся до конца года месяцы, так как обычно из года в год основной объем дефицита формируется в декабре. План Минфина по дефициту на 2023 год составлял 2,9 трлн руб., однако уже сейчас он несколько превысил 2,8 трлн руб. Часть экономистов ожидает, что Минфин и далее будет зажимать расходы, чтобы свести бюджет. Это будет чревато потерей ростков экономического оживления. Другие полагают, что бюджетная консолидация будет отодвинута на весну 2024 года, а до этого момента вряд ли стоит ждать существенного урезания трат.
Как сообщили в ведомстве Антона Силуанова, по итогам семи месяцев этого года объем доходов федерального бюджета в январе–июле 2023 года составил 14,5 трлн руб., что почти на 8% ниже объема поступлений в прошлом году. При этом не нефтегазовые доходы за год выросли почти на 20%, до 10,3 трлн руб. В свою очередь, нефтегазовые доходы бюджета за тот же период провалились на 41,4% год к году, составив менее 4,2 трлн руб. В Минфине это объясняют высокой базой прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals, а также снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. В министерстве указывают, что месячная динамика нефтегазовых доходов к августу «вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень» (8 трлн руб. в год).
В свою очередь, расходы казны за январь–июль увеличились на 14% в годовом выражении, составив 17,3 трлн руб. Однако в Минфине подчеркивают, что их динамика вышла на «нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов». В ведомстве также считают, что динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствует о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета. Тем не менее только по итогам семи месяцев этого года дефицит бюджета составил 2,8 трлн руб., или 1,8% к ВВП. Запланированный Минфином дефицит казны составляет 2,9 трлн руб.
Независимые экономисты уже задаются вопросом, сможет ли Минфин по итогам года свести бюджет. Финансовый аналитик Павел Рябов (автор Telegram-канала Spydell_finance) обращает внимание, что накопленный дефицит за последние 12 месяцев по факту уже составил 6,7 трлн, а рекордный дефицит был в мае 2023 года – 8 трлн за последние 12 месяцев. «Чтобы свести бюджет, дефицит в следующие пять месяцев должен составить сотню миллиардов, то есть задача состоит в том, чтобы экстремально сокращать расходы», – считает он.
Авторы Telegram-канала «Твердые цифры» отмечают, что основной дефицит бюджета генерируется в декабре, так как на последний месяц года исторически приходится около 17% всех расходов бюджета. «Например, в декабре 2022-го дефицит составил 4 трлн руб., в 2021-м – 2 трлн, в 2020-м –1,7 трлн, в 2019-м – 1,1 трлн», – перечисляет Рябов.
Эксперт считает, что теоретически ведомство Антона Силуанова может к концу года снизить бюджетный дефицит. «Доходы в прошлом году составили 9 трлн руб., в этом ожидаются около 10 трлн с августа по ноябрь. По расходам в прошлом году было 8,8 трлн (август–ноябрь), и если Минфин продолжит тенденцию агрессивной консолидации, сведя расходы к паритету с прошлым годом, то в принципе можно аккумулировать профицит в 1,2 трлн (август–ноябрь 2023), что выведет дефицит за январь–ноябрь к 1,6 трлн. Это оптимистический сценарий», – рассуждает экономист.
В этом случае декабрь 2023 года нужно исполнить с дефицитом в 1,3 трлн руб., то есть сократить расходы примерно на 30% по номиналу относительно декабря 2022 года, подчеркивает Рябов. «Таким образом, чтобы свести бюджет к плану, расходы с августа по декабрь необходимо сократить до 13,3–13,8 трлн по сравнению с 15,9 трлн в 2022-м, или минус 15% по номиналу.
По его мнению, Минфин уже начинает экономить. «Расходы в июле сократились на 11,9%. Более существенное сокращение было только в июле 2016 года (минус 21,5%)», – замечает эксперт. «Рост расходов бюджета в годовом выражении продолжает замедляться (за 7 месяцев 2023 года +14% год к году против +19,5% год к году за 6 месяцев 2023 года. Расходы бюджета в июле сократились в годовом выражении – по нашей оценке, на 11,8%, и составили 2,37 трлн руб.
В Минфине уверяют, что расходы казны вышли на «нормальный уровень». Фото РИА Новости |
Она также замечает, что текущая оценка расходов бюджета на этот год (на сайте «электронный бюджет») уже достигла 29,95 трлн руб., что почти на 1 трлн руб. выше заложенной в бюджет цифры. «Теоретически этот прирост может быть профинансирован за счет дополнительных ненефтегазовых доходов», – не исключает Беленькая.
Рябов пишет, что расходы бюджета за март–июль 2023 года составили 11,8 трлн руб., что всего на 2,2% выше значений прошлого года и на 26,5% выше значений 2021 года. «И это с масштабными расходами на оборону и нацбезопасность в совокупности с увеличивающимися процентными расходами», – подчеркивает эксперт. По его мнению, такая динамика говорит в том числе и о том, что все прочие статьи расходов, за исключением оборонных, социальных и процентных, драматически сокращаются. «В режим экономии перешли с марта, а в режим жесткой экономии – с июня, что приведет к негативному макроэкономическому отклику во второй половине 2023-го», – сообщает аналитик.
Павел Рябов считает, что такая бюджетная экономия и ее возможное усиление к декабрю будут стоить экономике до 3,5–4% ВВП, однако основной негативный эффект от этого будет перенесен на первую половину 2024 года. «В принципе свести бюджет к плану можно, но через экстремальное урезание расходов и удар по восстановительному импульсу экономики», – резюмирует он.
Доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин сомневается, что Минфин будет сокращать расходы до конца года. «И тем более не будет это делать в первой половине 2024 года. С осени мы постепенно начинаем входить в предвыборный период. Никто не позволит уменьшать расходы бюджета сильно. Наоборот, в социальной сфере примерно за полгода до выборов расходы начинают расти», – обращает внимание он.
По его мнению, для покрытия расходов возможны два тактических решения. «Первое – негласная дополнительная эмиссия денег. Вторая – допущение российскими властями снижения рубля до 100 за доллар США и даже еще ниже. Такой курс, при всей его опасности в плане перспектив инфляции и закручивания гаек в сфере денежно-кредитной политики, правительству выгоден. Он позволяет быстро наполнить бюджет за счет повышения доходов от экспорта нефти и газа вследствие ослабевшего рубля», – считает Ковригин. Эксперт не исключает, что рублю будут давать опускаться и дальше. «В предвыборные месяцы нужны быстрые деньги на социальные расходы. А серьезное ужесточение денежно-кредитной политики для обуздания инфляции и девальвации – уже после марта 2024 года», – говорит он.
Однако основной проблемой для балансировки бюджета остается рост государственных расходов, говорит главный экономист «БКС Мир инвестиций» Наталья Лаврова. Между тем она также сомневается в возможности серьезных изменений. «Во второй половине года власти могут продолжить поиск дополнительных доходов. Но после президентских выборов 2024-го, мы не исключаем, что фискальная консолидация будет стоять на повестке дня», – рассуждает эксперт.
Хотя текущие данные и подтверждают, что рост расходов замедляется, однако будущая их динамика труднопредсказуема в условиях продолжающегося конфликта в Украине и вложений в экономику присоединенных регионов, замечает Ольга Беленькая. Она полагает, что дефицит бюджета по итогам года все же превысит плановый уровень 2,9 трлн руб. и может составить 3–4,5 трлн руб. «Но и оценки в 3–4 трлн руб. в принципе соответствовали заявленным недавно министром финансов Силуановым ориентирам по дефициту бюджета в 2–2,5% ВВП», – напоминает она.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает, что новое бюджетное правило теперь работает в обе стороны. «Поэтому дефицит бюджета будут покрывать за счет продажи юаней из Фонда национального благосостояния (ФНБ. – «НГ»), а при формировании доходов выше плановых показателей бюджета их снова начнут покупать в ФНБ. С августа Центробанк начинает продавать юани из ФНБ в размере 2,3 млрд руб. ежедневно, чтобы инвестировать средства ФНБ в рублевые финансовые активы, что в перспективе приведет к увеличению средств ФНБ за счет прибыли от таких инвестиций. Бюджет РФ в 2023 году, таким образом, будет исполнен согласно принятому закону о нем, вопрос лишь в том, сколько денег из ФНБ в итоге будет потрачено на устранение его дефицита», – рассуждает он.