Точки выдачи заказов становятся обыденностью российского ритейла. Фото Reuters
Росстат фиксирует рост розничной торговли на 10% в июне. Причем ведомство обратило внимание и на интернет-торговлю, где рост заметно выше. Эксперты «НГ» поясняют, что развитая во времена пандемии ковида привычка покупать дистанционно сохраняется, россияне покупают онлайн все, что там есть, от питьевой воды до одежды и обуви. Однако основным драйвером торговли является не удобство, а рост реальных доходов и сменившаяся модель поведения – граждане стали тратить больше.
По данным Росстата, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли в июне 2023 года увеличилась до 10,2% против 8,2% в июне 2022 года. Объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились в сопоставимых ценах по сравнению с маем 2023 года на 2,5%, а если сравнивать с июнем прошлого года, то сразу в 1,4 раза.
Весь оборот розничной торговли в годовом сопоставлении в июне вырос на 10%. По итогам первого полугодия оборот розницы увеличился на скромные 1,1%. И если общий оборот розничной торговли, включая рынки и ярмарки, составил 3,8 трлн руб., следовательно, через интернет россияне купили в этом месяце товаров более чем на 380 млрд руб. Следуя этой же логике можно предположить, что по итогам полугодия через интернет россияне купили товаров на 2,1 трлн руб. – десятую часть от полугодового оборота розницы в 2023 году.
«Данные статистики подтверждают позитивные процессы в экономике и рост потребительской активности в России, - сказал «НГ» статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. - Согласно свежим цифрам Росстата, оборот розничной торговли в июне 2023 года составил 3,83 трлн руб. Это на 10% больше в сопоставимых ценах, чем в июне предыдущего, 2022 года. И на полтора процента выше, чем в мае 2023 года. При этом оборот розничной торговли за первое полугодие текущего года в целом составил 21,7 трлн руб., и это также больше, чем оборот в январе-июне 2022 года. Рост за этот период относительно небольшой (плюс 1,1%), однако тенденция к увеличению устойчивая от месяца к месяцу».
Еще более показательная ситуация в отрасли общественного питания, здесь оборот в июне 2023 года составил 224,5 млрд руб. И это на 12,2% в сопоставимых ценах больше, чем в июне 2022 года, - продолжает Евтухов. -- За первое полугодие 2023 года общепит показал оборот в 1,32 трлн руб. Налицо рост почти на 15% (14,7%, если быть точным) по отношению к тому же периоду 2022 года. Это уверенный положительный показатель, который также свидетельствует о высокой экономической активности и о преодолении ключевыми отраслями экономики и потребительского рынка России всех вызовов современного времени».
Внимание Росстата к интернет-торговле понятно. В стране увеличивается количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ), постоматов. Курьерская доставка становится обычным делом уже не только в крупных и средних городах, но даже и в некоторых деревнях. Обращает на себя онлайн-торговля и темпами развития. Если за 2022 год оборот розницы снизился на 6,7% в годовом измерении (до 42,5 трлн руб., то, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за тот же период объем интернет-торговли составил 4,98 трлн руб., что почти на 30% больше, чем в 2021 году. В июне 2023 года, сообщил Росстат, рост торговли через интернет по сравнению с маем, то есть всего за месяц, составил 2,5%, что также вполне весомая цифра после отрицательных значений, с которыми столкнулась отрасль из-за событий прошлого года.
Основным каналом продаж остаются крупные интернет-магазины и маркетплейсы, отмечает статведомство, их доля в общем объеме интернет-продаж составила 40,9%. Указывается, что в структуре продаж интернет-магазинов больше всего было мужской, женской и детской одежды (16,2%), обуви (7%), игр и игрушек (3,6%), компьютеров (2,7%), бытовых электротоваров (2,3%).
«Розничная торговля была в минусе много месяцев подряд и только недавно, особенно в июне, стала выглядеть «прилично». Торговля вышла из спада. Это сигнал о том, что россияне от сберегательной модели поведения возвращаются к потреблению. Реальные располагаемые денежные доходы выросли за первое полугодие 2023 года на 4,7%. Эти дополнительные средства, которые граждане могут направить и на сбережения (хотя они растут не такими высокими темпами сейчас), и на потребление, – сказал «НГ» директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Вторая причина бурного роста сейчас – низкая база прошлого года».
«Онлайн-торговля сильно прибавила во время ковида, но официальная статистика по ней недостаточно полная, – говорит эксперт. – Не очень понятно, как при росте всей розницы на 10% и объемах продажи через интернет в 1,4 раза доля электронных продаж во всей рознице выросла всего на 2 процентных пункта – с 8 до 10%». Остапкович сомневается, что именно электронные продажи являются двигателем роста отрасли. «Там не все так очевидно с затратами. Это только кажется, что сопоставимые покупки в онлайн гораздо проще и дешевле, чем в офлайне. На самом деле надо устанавливать постоматы, снабжать курьеров транспортом, кассовыми аппаратами, телефонами, зарплаты у них растут – так что выгода не всегда очевидна для продавцов», – говорит эксперт.
В АКИТ считают, что за весь 2023 год рынок интернет-торговли в РФ может увеличиться еще на 25–30%, достигнув таким образом 6,3–6,6 трлн руб. Переориентация покупателей на онлайн продолжится при сохранении высокого качества сервиса и достаточного ассортимента, в результате доля интернет-торговли от всех розничных продаж может увеличиться в полтора раза и достичь примерно 16%, рассказывал президент АКИТ Артем Соколов (см. «НГ» от 16.02.23).
«Несмотря на действительно заметный рост интернет-торговли, ее доля в общем объеме розничных продаж сегодня составляет, по нашим расчетам, всего 12,7% и, конечно, такого критического влияния на всю торговлю этот канал пока не оказывает. Кроме того, классическая розница в этом году также пошла в рост – восстановление спроса отмечали многие эксперты еще в первом квартале», – комментирует для «НГ» свежие данные Росстата Соколов.
По его словам, сейчас нет «избранных» категорий в каналах продаж, единственное исключение – это алкогольная продукция, реализация которой дистанционным способом пока запрещена. «Сейчас фактически каждая компания ритейла имеет в наличии и онлайн-, и офлайн-каналы –это стало нормальной практикой для обеспечения максимального удобства каждого отдельного клиента», – говорит Соколов.
«Пандемия серьезно подстегнула рост онлайн-рынка еще в 2020 году, и к 2023 году доля e-commerce уже приблизилась к 10%, – сказал «НГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. – Для большинства покупателей онлайн стал еще одним каналом совершения покупок, причем используемым для различных миссий. Это может быть дозакупка, покупки впрок, набирающий популярность гибридный шопинг». Развитие сервисов доставки, в том числе экспресс, привело к тому, что более половины онлайн-продаж приходится на небольшие корзины с не более чем 5 позициями в чеке. По данным NielsenIQ, среди продовольствия – это 50% онлайн-продаж, в непродовольственном сегменте – 70%».
Торговля сегодня развивается через партнерство с крупными маркетплейсами и за счет запуска собственных интернет-площадок, классические офлайн-магазины будут эволюционировать, предлагая своим посетителям разнообразные сервисы, в том числе не связанные напрямую с покупкой товаров, считает Караваев. «Популярные товарные группы для заказа онлайн не сильно отличаются от офлайн покупок: продукты с длительным сроком хранения и напитки (включая бутилированную воду), средства личной гигиены, одежда, товары для животных, игрушки, мелкая бытовая техника, гаджеты, - говорит эксперт. - Есть категории, которые невозможно, приобрести или получить дистанционно: алкоголь, рецептурные препараты (они доступны дистанционно только в рамках эксперимента в нескольких регионах) или крупная техника, такая как автомобили. Покупатели или пользуются услугой дистанционного заказа с возможностью забрать покупку в ближайшем магазине, или, как в случае с покупкой авто, все-таки идут в магазин», - поясняет Караваев.